Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания
Можно сформулировать некоторые педагогические принципы и прямые рекомендации родителям и преподавателям, придерживаясь которых можно уменьшить "антитворческий" или "творчество-подавляющий" эффект любого обучения. Действительно, всякое знание является не только поставщиком новых областей для творческой активности, высоких примеров творческой деятельности других людей, но при определенных условиях и убийцей творчества. Ведь если человек уже знает, как решать задачу или как осуществлять ту или иную деятельность, чтобы добиться желаемого результата, он будет действовать в соответствии с этим знанием и не станет "изобретать велосипед".
Главное здесь - как было получено это знание: творчески воссоздано, переоткрыто учеником или осталось для него чем-то чужеродным, формальным; то есть насколько глубоки построенные на его основе личностные смыслы.
Поэтому перед педагогами стоит двойственная задача - дать знания и в то же время не убить творческий потенциал. Перечислим существующие для этого в настоящее время рекомендации:
1. Не подавлять интуицию ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащийся, высказывающий догадку или предположение, получает порицание от преподавателя за то, что не может логически обосновать их. Проверка интуиции логикой необходима, но это уже следующий этап творческого акта. Если не будет первого, то не будет и второго; негативные оценки опирающегося на интуицию предположения могут привести именно к этому. Учащегося следует поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.
2. Формирование у учащегося уверенности в своих силах, веры в свою способность решить задачу. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной, но важно понять, что переоценка своих возможностей учащимся менее опасна, чем недооценка. Исключение из этого правила касается только учащихся с патологически завышенной самооценкой, которую преподавателю обычно удается достаточно быстро обнаружить. Другая проблема состоит в том, что завышенная самооценка может негативно сказаться на развитии интеллекта и совершенствовании профессионального мастерства.
3. В процессе обучения желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.п.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.
4. Необходимо всемерно стимулировать стремление учащегося к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения (как в больших, так и в частных вопросах). Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности.
5. Следует в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному поведению. Разумеется, любой риск таит в себе массу опасностей, в том числе и для физического здоровья. Но здесь встает вопрос, который Я. Корчак [1979] сформулировал как проблему выбора между физически здоровой, но неразвитой личностью и созданием условий для личностного развития, но с риском ущерба для здоровья, а иногда и жизни человека. Исследования показывают, что склонность к риску - одна из фундаментальных черт творческой личности [Петровский В. А. - 1992].
6. Важнейшая задача - не допускать формирования конформного мышления, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства. Преподаватель может позволить себе создать искусственную педагогическую ситуацию, в которой студент, демонстрирующий слишком высокий уровень конформизма, попадает в неловкое положение, бездумно поддержав заведомо абсурдную точку зрения только потому, что за нее высказалось большинство других участников дискуссии. Разумеется, здесь необходимы чувство меры и такт, чтобы не унизить "конформиста".
7. Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения. Любовь детей к сказкам демонстрирует ведущую роль воображения на определенном этапе их умственного развития. Но даже в подростковом возрасте дети часто неполно дифференцируют воображаемые и реальные ситуации. В таких случаях упреки в адрес учащегося в злонамеренной лжи могут создать весьма неблагоприятный фон для педагогического общения в дальнейшем.
8. Формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их. В этом могут помочь специальные задачи из психологического практикума, содержащие противоречия в картинках, рассказах и т.п. При этом само противоречие, даже формально-логическое, отнюдь не должно отождествляться с ошибкой, которую просто надо исправить [см., например: Архангельский С.И. - 1980]. Основная роль противоречий в мыслительной деятельности состоит в их способности служить источником новых вопросов и гипотез.
9. Чаще использовать в обучении задачи открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остается только найти или угадать (см. предыдущие параграфы). Сама по себе тренировка в продуцировании возможных решений (гипотез) существенно повышает показатели беглости, гибкости и оригинальности мышления.
10. Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания, усиливает веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.
11. Весьма полезным для развития творческого мышления является обучение специальным эвристическим приемам решения задач различного типа [Ильясов И. И. - 1992; Соколов В. Н. - 1995, и др.].
12. Важнейшим условием развития творчества студентов является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь в ситуации, когда решается задача, ответ на которую не знает ни студент, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает "пул" мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др. Для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность со студентом. (Систематические исследования совместной продуктивной деятельности см. в работах В.Я.Ляудис [Формирование... - 1989] и др.)
13. Наконец, самая главная, тринадцатая заповедь, - всячески поощрять стремление человека любого возраста быть самим собой, его умение слушать свое "Я" и действовать в соответствии с его "советами". Для этого на всех этапах обучения преподаватель должен не просто декларировать свое уважение к личности ученика, но и реально чувствовать, переживать непреходящую и ни с чем не сравнимую ценность каждой живой личности.
Примеры организации коллективной творческой деятельности в учебном процессе:
- театрализованные уроки (коллектив учащихся ставит сценку, посвященную какому-либо событию истории, на уроке истории)
- уроки-игры (коллектив делится на команды, выбирается жюри, подготавливаются задачи, оборудование и материал, оговариваются правила, проводятся конкурсы, подводятся итоги)
- уроки-соревнования (проведение аналогично играм)
игры, соревнования –фигня. Главное, чтобы стояла проблема, и пофиг, хоть перед 1 челом, хоть перед несколькими!
Примеры организации коллективной творческой деятельности обучаемых во внеучебном процессе:
- досуговые центры молодежи, кружки по интересам (преимущественно требующие коллективной деятельности: театральные, музыкальные ансамбли), дебаты (как у нас в студ.клубе института)
6. Продемонстрируйте, как можно организовать и использовать в процессе профессионального обучения традиционные формы воспитательной работы.
Организация воспитательной работы в высшей школе предполагает учёт как общих, так и специфических особенностей специальности.
В качестве примера опишем формы внеучебной работы, разработанные и используемые на практике кафедрой технологий профессионального обучения Санкт-Петербургского государственного университет информационных технологий, механики и оптики. Одним из основных направлений подготовки специалистов, характерных для этого вуза, являются информационные технологии. Так как работа кафедры связана с профессионально-педагогическим образованием, то здесь (в соответствии с диалектическим принципом единства содержания и формы) воспитательный процесс, очевидно, должен следовать новым направлениям, как в педагогической, так и в отраслевой науке, исходить из практики соответствующих производственных отношений.
К основным формам внеаудиторной работы, проводимой кафедрой и нацеленным на разностороннее воспитание студентов и формирование у них навыков воспитательной работы можно отнести:
· студенческую кафедру;
· организацию музея создания и развития университета;
· создание сайтов, поддерживающих учебный процесс и его организацию (например, сайты кафедры и УМО по ППО);
· проведение и участие в предметных олимпиадах;
· участие в издании многотиражной газеты университета;
· Интернет-клуб «Дебаты»;
· кураторскую работу студентов и аспирантов;
· курирование аспирантами учебных практик студентов (квалификационной по начальной профессии, технологической, педагогической);
· курирование аспирантами групп слушателей ФПКП, осваивающих образовательную программу получения дополнительной квалификации “Преподаватель высшей школы”.
Одной из главных задач студенческой кафедры является организация внеаудиторной деятельности студентов таким образом, чтобы каждый ощущал сопричастность к результатам работы коллектива и мог попробовать себя в различных социальных ролях и ситуациях. Одной из основных целей ее создания является обеспечение рабочих мест студентам для проведения практик, в особенности технологической и педагогической, раскрытие перед студентами широкого поля выбора деятельности в области профессионально-педагогического образования в дальнейшем.
Одной из самых существенных составляющих в мероприятиях студенческой кафедры является преподавательская деятельность. В настоящее время она весьма разнообразна: преподавание в общеобразовательных школах города информатики, математики, физики, на курсах в университете по программированию и использованию пакетов прикладных компьютерных программ, на факультете повышения квалификации преподавателей.
Особое место в работе студенческой кафедры занимают научно-практические конференции. Обычно они проводятся как научные форумы студентов и аспирантов естественнонаучного факультета, но в них достаточно часто принимают участие студенты и аспиранты и других факультетов. В последние годы они превратились уже в межвузовские, что естественно способствует поднятию их престижа и эффективности.
Как показывает опыт, участие в деятельности студенческой кафедры воспитывает в будущих педагогах профессионального обучения такие качества, как творчество, самостоятельность, способность быстро принимать решения, формировать адекватную ответную реакцию в общении с другими людьми, выступать перед аудиторией. Она развивает, позволяет студентам почувствовать и оценить свои возможности, создает условия для самоуправления студенческих коллективов и воспитывает в них профессиональные качества. При этом в обстановке непринужденности свободы, эмоционального подъема, характерных для подобной деятельности, у студентов формируются ценностные ориентации.
Одной из форм проявления самодеятельности и инициативы обучающихся является организация музея создания и университета. Как показывает опыт, со временем он становится поисково-творческой лабораторией и способствует приобщению обучающихся к исследовательской деятельности.
Важнейшее назначение музея состоит в овладении учащимися навыками поисково-собирательской работы: без знания соответствующих приемов и методов выявления, сбора, учета, хранения и использования памятников нельзя заниматься этой работой.
Музеи образовательных учреждений обладают большими возможностями по активизации учебно-воспитательного процесса, пробуждению у учащихся интереса к самостоятельным исследованиям и участию в общественно-полезной работе. Будучи результатом коллективного творчества педагогов и учащихся, музей своей деятельностью способствует улучшению учебно-воспитательного процесса. В нем все предназначено для учащихся, многое, как правило, собрано и сделано их руками под руководством педагогов. Экспонаты музея могут исполнять роль учебно-наглядных пособий. Некоторые из них изготавливаются самими учащимися.
Новой формой музея образовательного учреждения является виртуальный музей. Его можно рассматривать как часть виртуальной образовательной среды. Последняя является одной из организационных форм обучения. Технически она реализуется использованием компьютерных и телекоммуникационных средств.
В виртуальной образовательной среде пользователь работает с обширными информационными ресурсами. Они представляются в гипертекстовых и мультимедийных форматах и реализуют художественно-образную форму отражения действительности. В случае использования их при создании виртуального музея они ориентирует чувственное восприятие студента на формирование образа университета как Alma Mater, вырабатывают чувство сопричастности. В конечном счете, это является важнейшим условием мотивации к обучению, освоения профессии, воспитания патриотизма и самовоспитания.
Важнейшим аспектом мотивации обучения студентов и профессионально-ориентационной работы с абитуриентами является формирование у них образа университета как Alma Mater, из которой вышли выдающиеся деятели науки, выработка у них чувства сопричастности. Решению этой задачи способствует художественно-образная форма отражения действительности в сознании молодежи. Она, как известно, способна организовать чувственное восприятие молодых людей. Такой форме отражения действительности адекватно способствует виртуальная образовательная среда. Виртуальный музей можно рассматривать в качестве одной из ее составляющих.
Накопленный опыт показывает, что работа студентов с материалами виртуального музея активизирует учебный процесс, способствует мотивации к обучению, установлению межпредметных связей, воспитанию вообще и патриотизма в частности. С использованием виртуального музея можно проводить занятия со школьниками и студентами, профориентационные беседы с абитуриентами, конференции, общественные мероприятия, тематические вечера и многое другое. Участие студентов в создании виртуального музея и занятия с ним способствуют подготовке овладению навыками самостоятельной исследовательской работы, докладов и рефератов, выступлениям перед аудиторией. Существенно, что занятия с материалами виртуального музея можно проводить как в специализированных, так и в обычных аудиториях.
Перспективным видом внеучебной работы являются студенческие предметные олимпиады. Так как олимпиады связаны с соревнованием, то они несут в себе дух соперничества и стимулируют студентов к изучению соответствующей учебной дисциплины. Они помогают обучающимся за счет введения сложных и нестандартных конкурсных заданий развивать творческие способности. Олимпиады позволяют учащимся проверять и критически оценивать свои возможности, сравнивать свои знания со средним уровнем знаний их участников. Во время подготовки к олимпиадам у обучающихся развиваются навыки самостоятельной работы. Олимпиады воспитывают у них такие свойства, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность мышления, веру в свои силы, чувство ответственности перед коллективом, умение логически анализировать возможные ситуации, искать альтернативы действий, формулировать обоснования принимаемым решениям.
Олимпиады имеют большое значение и для преподавателей: они стимулируют их профессиональный рост, заставляют искать новые приемы обучения.
Одним из средств такой деятельности является многотиражная газета вуза. К числу функций, которые она выполняет, относятся: пропаганда положительных традиций вуза и формирование новых традиций, информирование о достижениях вуза в учебной, научной и общественной деятельности, обсуждение насущных проблем коллектива, организация общественной жизни, развлечение и пр.
Появление новых компьютерных и телекоммуникационных средств связано с созданием в вузах электронных газет. Свободный доступ студентов и преподавателей в Интернет дает возможность каждому из них легко публиковать на компьютерном сайте электронной газеты свои заметки, стихотворения, объявления, фотографии.
Таким образом, электронная версия газеты является хорошим вариантом для вузов, помогает не только информировать студентов и сотрудников о разных событиях, не только сообщать им интересную информацию, но и устанавливать “обратную связь”, в том числе со студентами, более активно привлекать их к подготовке номеров газеты. Все это способствует воспитанию молодежи, подготовке квалифицированных специалистов, укреплению жизненных позиций выпускников университета.
Таким образом, вузовская многотиражная газета, особенно электронная ее версия, является важным средством воспитательной работы со студентами. Используя передовые информационные технологии, она позволяет более активно привлекать к сотрудничеству студентов, побуждая их активно участвовать в общественной жизни вуза.
В Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий механики и оптики реализуется проект многотиражной газеты “Технический университет ИТМО” и ее электронной версии, в котором принимают активное участие студенты специальности “Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)”.
Совершенствование подготовки студентов осуществляется с использованием такой формы воспитательной работы как Интернет-клуб "Парламентские дебаты”. К основными задачам клуба относятся закрепление на практике теоретических знаний, получаемых на занятиях по соответствующим образовательным программам, отработка умений и навыков будущей профессиональной деятельности; оценка своей коммуникабельности, приобретение навыков организационно-управленческой работы.
Интернет-клуб, созданный в СПб ГИТМО (ТУ) и продолжающий свою работу уже в СПб ГУИТМО, отличается от множества функционирующих в различных странах студенческих клубов “Дебаты” тем, что в нем игры проводятся не только в очной форме (команда против команды), но и в заочной форме с использованием Internet-технологий таких, как on-line, электронная почта и т.п. Это значительно расширяет круг общения студентов, позволяет им без отрыва от основной учебной деятельности общаться со сверстниками, совершенствовать навыки общения, глубже познавать учебный материал, связанный с отраслевой подготовкой (в данном случае, с компьютерными технологиями).
Как показывает опыт, участие студентов в деятельности клуба способствует углублению и закреплению знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения по основному учебному плану, а также выбору направления деятельности после окончания обучения в вузе.
Необходимым условием успешной деятельности студента в вузе является его внутренний комфорт в общении с новой средой, в качестве которой выступает высшая школа, избежание конфликта предыдущего школьного опыта с новой реальностью. Кафедра технологий профессионального обучения (ТПО) в первом семестре учебного года проводит с первокурсниками серию мероприятий под названием «Неделя первокурсника». Цель проведения мероприятий - содействие первокурсникам в адаптации к студенческой среде в кратчайшие сроки. Для этого, после традиционной встречи первокурсников с руководством университета и факультета, проходит знакомство сотрудников кафедры и новоиспеченных студентов в стенах кафедры: каждый из присутствующих рассказывает немного о себе. В рамках «Недели…» в последующие дни проводится серия занятий, посвященных истории создания вуза, правам и обязанностям студента, а так же организации учебного процесса в вузе. Студенты знакомятся с подразделениями университета, особое внимание уделяется библиотеке главного здания и Центру дистанционного обучения.
На естественнонаучном факультете, в состав которого и входит кафедра ТПО, принята практика кураторства над группами первого-второго курса. В роли кураторов в основном выступают аспиранты кафедры, которые помогают освоиться студентам в вузе и решать по ходу учебы непредвиденные, впервые возникающие перед ними проблемы. В 2003-2004 учебном году кураторами одной из групп первого курса впервые стали студентки пятого курса естественно научного факультета.
Нетрудно убедиться в том, что все перечисленные формы внеучебной воспитательной работы со студентами построены на принципах гуманистического, личностно-ориентированного и деятельностного воспитания. К их числу, как было отмечено выше, относятся принципы:
· активности;
· социального творчества;
· коллективности;
· индивидуализации;
· единства образовательной среды;
· опоры на ведущую деятельность.
Предлагаемые формы обеспечивают взаимодополняемость обучения и воспитания путем формирования отношений, ценностей и ролей деятельности, также создают условия для конструктивных инициатив обучающихся. Способствуют развитию у обучающихся лидерских качеств и помогают им в профессиональном самоопределении. Обладают гибкостью и вариативностью, содействуют самоорганизации обучающихся и их совместной деятельности. Ориентированы на индивидуальность, формируют творческую и мыслительную деятельность обучающихся на образной основе. Активно используют деловые и ролевые игры, их развивающий и воспитывающий потенциал. Кроме того, они способствуют профессиональному становлению будущих педагогов профессионального обучения в соответствующей образовательной отрасли.
Всем перечисленным формам свойственна инновационная направленность. Под инновациями понимают:
· создание в образовательных учреждениях творческой атмосферы, культивирование в научном и педагогическом сообществе интереса к инициативам и новшествам;
· создание социокультурных и экономических условий для внедрения в практику соответствующих нововведений;
· создание внешних условий их всесторонней поддержки;
· опробование нововведений в отдельных образовательных учреждениях;
· массовое внедрение нововведений в системе образования для их функционирования на постоянной основе.
См.
«воспит. Работа в ЛИТМО.doc»
«методика воспит. работы.doc»
7. Продемонстрируйте, как можно организовать и использовать в процессе профессионального обучения инновационные формы воспитательной работы.
Нравственное воспитание обучающихся всегда являлось одной из важнейших целей образования. Социально-экономические и политические преобразования в России, подготовка нового поколения, способного успешно осуществлять эти преобразования в интересах личности, общества и государства, преодоление многочисленных проявлений бездуховности в молодежной среде требуют усиления роли воспитания в образовательных учреждениях всех типов.
В современных условиях в системе общего и профессионального образования осуществляется переход на новые ценности и новое понимание смысла развития, воспитания и психологической поддержки личности. Последние должны быть направлены на присущие индивиду качества, освоение им норм общественной морали, культивирование у субъектов образовательного процесса – обучающих и обучающихся – внутренней свободы и творчества. Практика показывает, что этот процесс является сложным, противоречивым и неравномерным. Формируется новая культура воспитания, открывающая выход воспитания на гуманистическую модель, освоение демократичных способов организации жизни в образовательных учреждениях всех типов, видов и категорий.
В этих условиях при выработке новых направлений, методов и средств воспитания молодежи необходимо учитывать следующие объективные обстоятельства:
· наблюдается отход от традиционной интерпретации воспитания, системы внеаудиторной воспитательной работы, переосмысление стратегии воспитания и требований, предъявляемых к нему обществом;
· реформирование системы общего и профессионального образования до сих пор было направлено на трансформацию содержания образования, воспитание же молодежи пока не стало областью общесистемного исследования и разработки его концептуальных и ценностных оснований;
· в преподавательской среде и в кругах исследователей проблем высшей школы растет понимание необходимости комплексного решения проблем воспитания, изучения его в рамках системы образования в целом, проведения систематических научных исследований в области воспитания и его педагогического сопровождения, создания соответствующей информационной базы;
· наблюдается тенденция трансформации целей воспитания, в качестве его доминанты все больше выступает формирование личности, подготовленной к жизни в формирующемся в нашей стране демократическом обществе;
· в качестве одного из направлений учебно-воспитательного процесса ставится гуманизация образования, нацеленная на утверждение самоценности личности, содействие реализации ее права на индивидуальное развитие и создание условий для ее творческой самореализации.
Большинство из этих обстоятельств учтено в Государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.01 № 122. Она разработана в соответствии с предложениями Государственной Думы и Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, творческих союзов, религиозных конфессий. Программа имеет государственный статус.
Программа ориентирована на все слои общества и определяет основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность российских граждан к служению Отечеству. При этом учитываются опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего общества. Для реализации Программы предусматривается проведение достаточно большого комплекса мероприятий от создания нормативно-правовой базы до формирования научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания.
Принятие программы воспитательной работы с гражданами России на государственном уровне и повседневная практика общения с молодежью свидетельствуют о большой актуальности дисциплины “Методика воспитательной работы” для формирования будущих педагогов профессионального обучения. В то же время следует признать крайне неудачным набор дидактических единиц этой дисциплины, обозначенный в Государственном образовательном стандарте специальности в редакции 2000 года.
В самом деле, ключевым в блоке этих единиц является термин “технология”: технология общения, технология решения, технология влияния, технология деятельности. И все это по отношению к воспитательным процессам. Но думается, что использование термина “технология” в применении к воспитанию крайне неудачно. С точки зрения техники и производства термин “технология” означает совокупность действий, в результате которых достигается заранее заданная и диагностируемая цель.
Судя по многочисленным научным публикациям и современной практике образовательных учреждений, можно говорить о технологии обучения.
Технология обучения - это совокупность методов, средств, форм и приемов обучения, спроектированная таким образом, что при ее реализации согласно указаниям разработчика всегда достигаются диагностично (то есть, измеряемо) поставленные цели обучения.
В настоящее время особую значимость для системы образования представляют компьютерные технологии. Так называют технологии обучения, основанные на применении компьютеров. К числу компьютерных технологий, в частности, относятся автоматизированное предъявление учебной информации, автоматизированный контроль знаний, дистанционное обучение.
О технологиях обучения говорил еще Я. А. Коменский. В своем эссе "Выход из школьных лабиринтов, или Дидактическая машина, в соответствии с механическим методом сконструированная для того, чтобы в делах обучения и учения не задерживаться на месте, но идти вперед", написанном в 1657 году, он отмечал:
"Нужно желать, чтобы метод человеческого образования стал механическим, то есть предписывающим все столь определенно, чтобы все, чему будут обучать, учиться и что будут делать, не могло не иметь успеха, как это бывает в хорошо сделанных часах, в телеге, корабле, мельнице и во всякой другой, устроенной для движения машине" [191].
Очевидно, что в этом высказывании основоположника дидактики с поправкой на используемую терминологию следует усматривать рекомендацию использовать в обучении технологический подход. Существенно, что особое внимание он обращал на установление при технологическом подходе к обучению его целей. Продолжая и развивая приведенный тезис, он писал:
"Твердо установленная цель механического метода троякая: знание, деятельность, речь, то есть все правильно познавать, все хорошее уметь правильно исполнять и то, что необходимо, уметь сообщать другому. Так как отдельные предметы содержат в себе многое и различное, то этот механический метод требует так поставить дело, чтобы все подлежащее изучению изучалось: 1) легко, 2) скоро, 3) основательно" [191].
Но все это относится к технологиям обучения, а не воспитания. Ведь если говорить о технологиях воспитания, то придется формулировать диагностично (то есть измеряемо) его цели. При этом неизбежно возникнет абсурдная ситуация, когда воспитатель вынужден ставить цель, например, в форме: обеспечить уровень патриотизма у воспитуемого, измеряемый таким-то количеством единиц, или поднять уровень эстетического воспитания обучающегося на такое-то количество единиц.
Небезынтересно отметить, что уровень невоспитанности, как ни странно, имеет количественные ориентиры. Например, говорят: он ВСЕГДА бросает окурки на то место, на котором стоит; он не может связать ДВУХ слов без мата; он НИКОГДА и НИ С КЕМ не здоровается.
Не выдерживает критики с точки зрения стилистики русского языка название и последней дидактической единицы в блоке требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания дисциплины “Методика воспитательной работы” - Характеристика инновационных воспитательных систем в системе профессионального образования. Очевидно, и смысл этой дидактической единицы должен быть в другом: речь должна идти о традиционных и новейших формах воспитательной работы в системе профессионального образования и их сравнительных характеристиках.
Представляется целесообразным при разработке государственных образовательных стандартов нового поколения блок дидактических единиц дисциплины “Методика воспитательной работы” сформулировать следующим образом:
Студенчество как социальная группа. Психологические особенности студенческого возраста. Адаптация студентов к обучению в вузе. Сущность и принципы воспитательной работы. Комплексный подход к воспитанию студентов. Связь воспитания с профессиональным образованием. Соотношение коллективизма и индивидуального подхода в воспитании. Самовоспитание студентов. Традиционные и новейшие формы воспитания и их сравнительные характеристики. Особенности воспитательной работы в зависимости от образовательной отрасли профессионального образования.
Как отмечено в работе [38], современная теория воспитания предполагает, что оно должно строиться на принципах гуманистического, личностно-ориентированного и деятельностного воспитания. К их числу относятся принципы: активности, социального творчества, коллективности, индивидуализации, единства образовательной среды, опоры на ведущую деятельность.
В частности, принцип активности состоит в том, что социальные действия и социальные поступки обучающихся рассматриваются как цель и способ воспитания.
Принцип социального творчества предполагает, что их поступки и социальные действия должны быть актами свободного волеизъявления.
Принцип коллективности предполагает, что в качестве формы социального бытия обучающихся рассматривается коллектив, в котором они обучаются.
Принцип индивидуализации ориентирует воспитание на индивидуальные возможности обучающихся.
Принцип единства образовательной среды предполагает единство обучающей, развивающей и воспитывающей сред.
Принцип опоры на ведущую деятельность выражает основной мотивирующий фактор в воспитательной работе с молодежью, получающей профессиональное образование.
Современные методы воспитания предполагают:
· взаимодополнительность обучения и воспитания, а также различных средств воспитания путем формирования отношений, ценностей и ролей деятельности;
· создание условий для конструктивных инициатив обучающихся и их индуцирование;
· развитие у обучающихся лидерских качеств;
· профессиональное самоопределение обучающихся;
· гибкость и вариативность методов и организационных форм воспитания;
· содействие самоорганизации обучающихся, то есть организации их совместной деятельности;
· ориентацию на индивидуальность;
· формирование творческой и мыслительной деятельности обучающихся на образной основе;
· активное использование деловых и ролевых игр, их развивающего и воспитывающего потенциала.
Что касается профессионально-педагогического образования, то здесь (в соответствии с диалектическим принципом единства содержания и формы) воспитательный процесс, очевидно, должен следовать новым направлениям, как в педагогической, так и в отраслевой науке, исходить из практики соответствующих производственных отношений.
8. Приведите примеры форм организации социально-ориентированной воспитательной деятельности.
Социальная педагогика как наука интегрирует знания о системе целенаправленной, педагогически организованной поддержке жизненных сил человека, разумного построения его отношений с окружающим миром и людьми, самим собой на основе субъектной активности и нравственной самоорганизации жизни в конкретном микросоциуме.
Объект - целостная система социальных отношений, а предмет – процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия индивида.
Функции социальной педагогики
- отражение современной социально-педагогической практики
- развитие те<