Проективная модель личностно-ориентированного обучения

В модели, разработанной Н.И.Алексеевым, сущность личностно-ориентированном обучения связывается не только с уникальностью и самобытностью учащегося, но и с неповторимостью личности педагога, с одной стороны, а с другой - с понятием "культурного акта", смысл которого заключается в создании учащимся себя, своей личности посредством самоутверждения в культуре. Педагогическая технология в контексте личностно-ориентированного обучения рассматривается этим исследователем, во-первых, как авторская т.е. создаваемая самим педагогом с учетом особенностей учащихся, содержания учебного материала, ситуации обучения, своих собственных возможностей и, во-вторых, как принципиально не инвариантная, поскольку предполагает собственное "доопределение" в конкретных условиях обучения. Поэтому педагог, принимающий идею личностно-ориентированного обучения, должен занять позицию его проектировщика.

Проектирование личностно ориентированного обучения - особый тип педагогической деятельности, содержание и организационное оформление которого ориентированного на учет:

· типа психического развития учащихся;

· личностных возможностей и особенностей педагога;

· психологически адекватного представления для учащегося специфики предмета.

Тип психического развития учащихся, по Н.И.Алексееву, детерминирован направленностью обучения - инструментальной или культурологической. В первом случае развиваются в основном когнитивные способности личности, рассматриваемые как инструменты познания: память, внимание, мышление, ее самостоятельности и активность в познании; во-втором - развиваются ценностно-эмоциональная сфера личности, ее личностные отношения к миру, деятельности, себе, ее личностная позиция. Такой подход привел исследователя к различению субъектно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения.

Ориентиром первого является умений учащихся активно оперировать знаниями, например перенос их в ночную ситуацию, а ориентиром второго - личностные свойства: смысл деятельности, иерархия оценок, развитие рефлексии, самостоятельности, наличие личной позиции и др.

Проектируя личностно-ориентированный образовательный процесс, учитель работает с содержанием обучения. Н.И.Алексеев выделил три группы предметов, которые условно обозначил как структурно-ориентированные математика, физика, химия и др., позиционно-ориентированные история, родной и иностранный языки, право и др, смысло-ориентированные литература, предметов искусства. Механизмом усвоения первых выступает рефлексия, поиск "нового" знания, вторых - стереотипизация, поиск инструментальных ориентиров, третьих - персонализация, поиск смыслов Я - в мире. Такая "личностная классификация учебных предметов позволяет педагогу проектировать технологию личностно-ориентированного обучения, адекватную как задачам личностного развития учащихся, так и возможностям содержания обучения в их реализации.

Личностно-ориентированное содержание образования требует для своей реализации адекватных авторских педагогических технологий.

Их характерные черты: сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимой свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения, сотворчество учителя и учащихся. Эти требования обладают свойством универсальности, они могут быть отнесены к любой технологии. Любая педагогическая технология может стать личностно-ориентированной, если будет отвечать указанным требованиям. Направленность личностно-ориентированных технологий на организацию смысло-поисковой деятельности, личностное развитие и индивидуальную поддержку учащихся дает основание для их классификации. Нами выделены три основные группы педагогических технологий: смыслопоисковые, личностно-развивающие и технологии педагогической поддержки.

Переход к личностно-ориентированному образованию зависит от учителя - его желания, общей и педагогической культуры, личностных качеств. Учитель, в котором нуждается личностно-ориентированная школа, удовлетворяет следующим требованиям:

· ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;

· гуманная педагогическая позиция;

· забота об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;

· умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

· умение работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность;

· владение разнообразными педагогическими технологиями, придание им личностно-развивающей направленности;

· забота о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка.

Для реализации такой системы отношений работникам образования необходим достаточно высокий уровень общей и педагогической культуры. Повышение уровня индивидуальной культуры учителя должно сочетаться с работой по созданию в школе культурно-педагогической среды.

Педагогическая культура личностно-ориентированной, гуманной школы - это целостная культурная среда, в которой охраняется и воспроизводится целостный мир детства, обеспечиваются психологический комфорт, духовно-нравственное благополучие и достижение успеха во всех сферах жизнедеятельности детей, успешное общекультурное и индивидуально-творческое развитие каждого ребенка. Общими принципами организации среды учения и жизнедеятельности детей в личностно-ориентированной школе являются:

· природоспособность: учет закономерностей природного развития детей, укрепление их физического и психического здоровья;

· культуросообразность: обучение, воспитание и организация жизни детей в контексте культуры;

· индивидуально-творческий подход: удовлетворение интересов и потребностей каждого ребенка с разнообразных видах творческой деятельности;

· жизнетворчество: включение детей в решение реальных проблем их коллективной и личной жизни, обучение технологиям построения собственной жизни в изменяющихся экономических условиях;

· сотрудничество: объединение целей детей и взрослых, общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, взаимоуважение и взаимопомощь, общая устремленность в будущее и взаимная поддержка.

+

Определение сущности личностно ориентированного обра­зования позволило сформулировать следующие основные кон­цептуальные положения личностно ориентированного профессионального образования:

• личностное и профессиональное развитие обучающегося рассматривается как главная цель, что изменяет место субъекта учения на всех этапах профессионального образовательного процесса. Данное положение предполагает субъективную активность обучаемого, который сам творит учение и самого себя, при этом стирается грань между процессами обучения и воспитания. Их различие обнаруживается лишь на уровне содержания и конкрет­ных технологий образования;

• критериями эффективной организации профессионального образования выступают параметры личностного и профессио­нального развития. Оценка этих параметров возможна в процессе мониторинга профессионального становления личности;

• в качестве психолого-дидактической единицы профессио­нального образования рассматривается учебно-профессиональная ситуация, которая моделирует все составляющие профессиональ­ного образовательного процесса;

• социально-профессиональные особенности личности педа­гога интегрируются в содержание и технологии обучения, стано­вятся факторами профессионального развития обучаемых, становления авторских учебных дисциплин и индивидуального сти­ля деятельности;

• ориентация на индивидуальную траекторию развития лич­ности обучаемого приводит к изменению соотношения нормативных требований к результатам образования, выраженных в 10 стандартах образования, и требований к самоопределению, самообразованию, самостоятельности и само осуществлению в учебно-профессиональных видах труда. Стандарт образования -не цель, а средство, определяющее направление и границы ис­пользования содержания образования как основы профессио­нального развития личности на разных ступенях обучения;

• залогом полноценной организации профессионального об­разовательного процесса становится сотрудничество педагогов и обучаемых. Обучение предоставляет уникальную возможность организации кооперативной деятельности педагогов и учащихся. Принципиально важным является положение о том, что личност­но ориентированное образование создает условия для полноцен­ного соразвития всех субъектов образовательного процесса.

Личностно ориентированное профессиональное образование основывается на следующих принципах:

• признается приоритет индивидуальности, самоценности обучаемого, который изначально является субъектом профессио­нального процесса;

• технологии профессионального образования на всех его ступенях соотносятся с закономерностями профессионального становления личности;

• содержание профессионального образования определяется уровнем развития современных социальных, информационных, производственных технологий и конгруэнтно будущей профес­сиональной деятельности;

• профессиональное образование имеет опережающий ха­рактер, что обеспечивается формированием социально-профессиональной компетентности и развитием экстрафункционапьных качеств будущего специалиста в процессе учебно-профессиональной, квазипрофессионалъной, производственной и кооперативной деятельности;

• действенность профессионально-образовательного про­цесса определяется организацией учебно-пространственной сре­ды;

• личностно ориентированное профессиональное образова­ние максимально обращено к индивидуальному опыту обучаемого, его потребности в самоорганизации, самоопределении и само­развитии.

В заключение еще раз подчеркнем, что личностно ориенти­рованное профессиональное образование - это образование, в процессе которого организация взаимодействия субъектов обуче­ния в максимальной степени ориентирована на профессиональное развитие личности и специфику будущей профессиональной дея­тельности.

4. Продемонстрируйте, как можно организовать коллективную творческую деятельность обучаемых в учебном процессе.

5. Продемонстрируйте, как можно организовать коллективную творческую деятельность обучаемых во внеучебном процессе.

Творческая деятельность - деятельность, дающая новые оригинальные продукты, изделия, решения задачи и т.д, в процессе работы над которыми используются самостоятельно открытые или усвоенные знания, умения, навыки, или комбинирование известных способов деятельности, или новый подход к решению задачи и т.д.

Наши рекомендации