Коммуникативная компетентность как основа профессионализма современного педагога.
(ОТВЕТ ОЧЕНЬ ПОВЕРХНОСТНЫЙ)
Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии[
Педагогическое общение - профессиональная система приемов для реализации целей и задач педагогической деятельности, направленной на установление взаимодействия педагогов и воспитанников. (пед)
Специфика пед. общения (псих): проявляется в направленности на субъекта. П. О. направлено не только на взаимодействие, но и на процесс, организацию усвоения знаний. Отсюда имеет тройную направленность: на учебное взаимодействие – на самого обучающегося – на предмет усвоения. Отсюда, ПО имеет тройную ориентированность: личная – предметная - социальная
Функции педагогического общения:
1. коммуникативная: служит для передачи информации при помощи различных средств
2. перцептивная: познание людьми друг друга и регуляция их поведения
3. интерактивная: организация совместной деятельности и связь с эмоциональной сферой
4. функция познания людьми друг друга
В процесс пед. общения все функции выступают едино и их разделили условно.
Основные этапы педагогического общения:
1. Моделирующий (прогностирующий).
2. Организация педагогического общения («коммуникативная атака»).
3. Управление сложившейся системой отношений.
4. Анализ и корректировка будущей модели пед. общения.
Стили пед. общения (выделены Леонтьевым):
1. Авторитарный («разящий стрелы»): основной метод – приказ, директива, распоряжение. Не учитываются способности, возможности, интересы учащихся. Инициатива подавляема. Все вопросы решаются единолично учителем (кто с кем сидит, когда отвечает и т.д.). Учащиеся оцениваются не как личности, а по успеваемости. à Класс не инициативен, не дружен.
2. Демократический («возвращающийся бумеранг»): основной метод – просьба, совет. Развивается инициатива, способности, взаимодействие внутри класса, активность, дружба внутри класса. Растет позитивный потенциал общения учеников с учителем.
3. Либеральный («плывущий плот») – попустительский. Учитель проявляет пассивное отношение и равнодушие к классным проблемам, школьным.
Каждый из этих стилей сказывается определенным образом на результатах пед. процесса.
Есть еще много стилей, вроде общение-дистанция, заигрывание и пр., но в основном выделяют все же эти 3.
Кан-Калик выделяет несколько этапов взаимодействия с учеником.
Отечественные психологи и педагоги рассматривают процесс общения как деятельность. Эта деятельность в педагогическом аспекте может строиться в качестве видов взаимодействия:
- функционально-ролевой;
- личностный.
Первый характеризуется спускаемыми «свыше» директивами и показателями. -à Попытка «загнать» учащихся в определенные рамки и стандарты.
Второй характеризуется свой личностно-индивидуальной направленностью.
Затруднение в общении – это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания, изменения коммуникативной ситуации и психического состояния. Затруднения выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности их продолжения.
Для эффективного общения следует поощрять!
коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогического процесса. В случае возникновения барьера учебная информация искажается или теряет изначальный смысл.
- В общем можно выделить три группы барьеров педагогического общения:
- личностные;
- социально-психологические;
- физические
В пед. общении существуют т.н. педагогические «барьеры» («преграды»), которые сказываются соответствующим образом на результатах уроков:
1) социальный;
2) гностический (непонимание);
3) психологический;
4) физический (самоустранение со стороны учителя от учеников);
5) возрастной;
6) подражания (другому педагогу).
Устранение «барьеров»:
- осознание;
- целеполагание;
- поиск индивидуального выхода.
Конфликт -- форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой -- в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.
Причины возникновения педагогических конфликтов:
- малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников; неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать “помехи”; недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения; свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;
- учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников (особенно в начальной школе);
- оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;
- немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение последних являются причиной постоянных конфликтов с ними;
- личностные качества учителя также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.).
Стили поведения в конфликте:
Стиль конкуренции, соперничества, может использовать педагог, который имеет сильную волю, достаточный авторитет, власть, не очень заинтересован в сотрудничестве с учеником и стремится в первую очередь удовлетворить собственные интересы.
Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание потребности и желания другой стороны. Этот стиль наиболее тяжелый, потому что он требует более длительной работы. Цель его приложения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции.
Стиль компромисса. Сущность его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать расхождения при взаимных уступках. В этом плане он немного напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более, поверхностном уровне, потому что стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят того же, но знают, что одновременно это нельзя осуществить.
Стиль отклонения реализуется обычно, когда проблема не настолько важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете не с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.
Стиль приспособления значит, что вы действуете вместе с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы с целью приглаживания ситуации и возобновления нормальной рабочей атмосферы.
Пути помощи учителю в разрешении и предупреждении конфликтов в настоящее время определены:
- учителю надо уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся разного возраста, усиливая деловую взаимозависимость между ними. Подобные конфликты чаще случаются у учителей, интересующихся в первую очередь лишь уровнем усвоения предмета, поэтому их значительно меньше на уроках, ведущихся классным руководителем и в начальных классах, когда учитель хорошо знает учеников и находит разнообразные формы взаимодействия с ними;
- ситуация на уроке доходит до конфликта, как правило, с учеником, плохо успевающим по предмету, “трудным” по поведению. Поэтому в интересах самого учителя лучше изучить именно таких учеников, проявить к ним внимание с целью своевременного оказания помощи в выполнении задания;
- нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету - это приведет не к положительному результату, а лишь к затяжному личностному конфликту с учителем, что обязательно вызовет снижение интереса к предмету.
Причиной многих конфликтов руководители школ считают низкий уровень педагогического общения учителей, которые не могут вовремя остановиться, избежать резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчеркивать отрицательных качеств, не высмеивать перед сверстниками.