Особенности психологии как науки
Отличия психологии от других наук показаны на рис. 1.1.
Отличия житейских психологических знаний от научных.
житейские | научные |
1) конкретны, они приурочены к решению ситуативных задач и проблем. | обобщенные, научные понятия, отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения, четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. |
2) носят интуитивный и часто неосознаваемый характер, приобретаются в повседневной жизни путем проб и ошибок | рациональныи вполне осознанны, путь получения - специально организованное исследование. |
3) способы их передачи и объем весьма ограничен | большой объемом разнообразных и уникальных психологических знаний, которые передаются с большей эффективностью, чем житейские. |
Основные категории:
1. психика – свойства головного мозга, обеспечивающие способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира
2. сознание – высший этап развития психики и проект общественно-исторического развития, результат труда
бессознательность – форма отражения действительности, в ходе которой человек не осознает его источники, а отражение реальности сливается с его переживаниями
3. личность – человек, с присущими ему социально-психологическиими и индивидуальными особенностями
4. деятельность – совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов
5. поведение – внешнее проявление психической деятельности человека
Задачи психологии:
1. изучить объективные закономерности, функционирование психических явлений и процессов
2. изучить качественные явления психических явлений и процессов
3. исследовать и проанализировать становление и развитие психических явлений и процессов
4. исследовать физиологические , лежащие в основе психических явлений и процессов
5. способствовать внедрению научных знаний в практику
Этапы становления психологии:
1. психология как наука о душе (Более 2000 лет назад Аристотель "О душе»)
2. психология как наука о сознании ( С 18 века в связи с развитием естественных наук. Под сознанием подразумевается способность человека думать, чувствовать, переживать. Метод интроспекция - самонаблюдение)
3. психология как наука о поведении (конец 19 – начало 20 вв. Задачи: наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение и реакция человека, но не рассматривались мотивы, которые вызвали это поведение. Возникновение бихевиоризма)
4. психология как наука о психике
Методология и методы.
Уровни. 1. Общая методология – стандартные научные знания. Принцип диалектико-материального подхода
- Частая методология – в конкретных областях знаний.
Принцип детерминизма – психические явления опосредуются естественными и социальными условиями.
Принцип развития – психика может быть правильно объяснена, если она рассматривается как продукт развития.
Принцип единства – сознание и деятельность не противоречат друг другу, но не тождественны
Принцип личностного подхода
МЕТОДЫ (по Б.Г. Ананьеву)
1. Организационные методы:
- сравнительный метод, состоящий в том, что сравниваются какие-либо группы испытуемых, например, группа больных сравнивается с группой здоровых,
- лонгитюдный метод, когда выполняются многократные обследования одних и тех же людей на протяжении длительных промежутков времени, - до десятков лет.
- комплексный метод, когда в одной исследовательской программе участвуют специалисты самых разных областей знания: психологи, педагоги, медики, математики и т.п.
Эмпирические методы.
Методы обработки данных.
- методы количественного анализа, здесь имеются в виду очень обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования.
- методы качественного анализа: дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.
Интерпретационные методы.
Необходимо чётко осознавать, что сами фактические данные ещё мало что значат. Исследователь получает результаты в процессе интерпретации фактических данных, поэтому именно от той или иной интерпретации очень многое зависит.
- Генетический (фило - и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются "вертикальные" связи между уровнями развития.
- Структурный метод устанавливает "горизонтальные" связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация.
Наблюдение – целенаправленный сбор психологических фактов поведения и действий человека с целью последующего анализа и истолкования. Наблюдения бывают включенными и невключенными.
Самонаблюдение - наблюдение человека за внутренним планом своей собственной психической жизни, с последующей фиксацией ее проявлений (т.е. фиксацией переживаний, мыслей, чувств и др.). В современной психологии данные самонаблюдения не принимаются на веру, а учитываются в качестве фактов, требующих научного истолкования.
Тест (психодиагностический метод: опрос беседа) изучают личностные качества и способности.
Эксперимент – причинно-следственные связи . Лабораторный, естественный. Формирующий, констатирующий.
Эксперимент формирующий
позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление. Применяется в возрастной и педагогической психологии.
Связь с другими науками.
Связь психологии с другими науками показана на рис. 1.10.
Философия.Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (в частности, общая психология, где даются определения базовых понятий науки) тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советском Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как общая психология.
Естествознаниетесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиология.
Социологиякак самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает социальная психология.
Технические наукитакже связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются инженерная психология и психология труда.
История.Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.
Медицинапомогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.
Педагогикапредоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают педагогическая психология и возрастная психология.
Отрасли психологии:
- по различным видам человеческой деятельности: инженерная психология, психология труда
педагогическая: закономерности и механизмы развития психики в процессе обучения и воспитания
медицинская: особенности взаимоотношения между пациентом и врачом
психология спорта, творчества - по принципу развития:
возрастная – изучает психику на разных периодах
сравнительная: животные и человек
специальная – аномальное развитие - по психологическому аспекту отношений личности и общества
социальная
этнопсихология