Педагогические идеи и деятельность СТ.Шацкого.
С. Т. Шацкий сделал большой вклад в разработку проблем социальной педагогики, и прежде всего педагогики социальной среды.
Лишь в условиях социалистической действительности С. Т. Шацкому удалось поставить дело изучения социальной среды и ее влияния на формирование детей с широким размахом и действительно научным подходом. При этом принимались во внимание не только среда и ее влияние на детей, но и возможности воздействия на среду в целях ее улучшения. Такой эксперимент ставился впервые в мировой педагогической практике. Именно на этом принципе строилась по существу вся педагогическая работа в Первой опытной станции Наркомпроса, имевшей в своем составе и городе и деревне систему педагогических учреждений: от детских садов и школ до школ взрослых, клубов и педагогических учебных и научных учреждений, работавших в тесном контакте с партийными, советскими, кооперативными и другими общественными организациями. На этой основе у Шацкого возникла и сформировалась система взглядов на школу как центр воспитательной работы в районе своей деятельности. Сделано было немало. Шацкому и его сотрудникам пришлось начинать внедрение элементов культуры в быт деревни 20-х гг., оздоровлять быт школьников, включая элементарные правила гигиены. И вновь Шацкий обращается к проблеме занятий с детьми по видам деятельности. Это приводит к необходимости создания им соответствующих программ. Одна из них — по охране здоровья, в которой предусматривалось выявление учителем опыта детей; их привычек и знаний в этой области; приготовление и принятие пищи; пользование свежим воздухом, отношение к холоду и теплу, уход за помещением и обстановкой, забота о чистоте тела, условия сна, предупреждение болезней и т. д. И программе было намечено также, что должна делать школа, чтобы дать возможность детям получить новый опыт, основанный на научных данных.
Таким образом, школа организует у себя рациональное питание, заботится о чистоте воздуха, вводит закаливание, налаживает уход [детей] за собой, следит за чистотой головы, носа, ушей, глаз, рук, применяет простые, но рациональные средства к поддержанию чистоты помещения, привлекая детей к активному участию в этих делах. Учитель, наблюдая привычки детей и понимая источник их создания, не может ограничиться только школой. Рядом постепенных, но обдуманных шагов он превращает при содействии детей школу в культурный дом, влияющий на гигиену жизни ребенка в семье и в дальнейшем — и на самую семью. Это долго и трудно, но необходимо». Осуществление намеченной программы в области охраны здоровья дало положительные результаты — дети в школе и в семье стали соблюдать требования гигиены. Это имело огромное общественное значение в начале 20-х гг., когда в деревнях было еще немало бескультурья, предрассудков, а дети страдали от антисанитарных условий жизни. Программа по охране здоровья являлась не только программой образования, но и воспитания. Ее воспитательное значение возрастает, когда в дальнейшей работе С. Т. Шацкий задачу организации детской жизни подчиняет более общей цели — воспитать советского гражданина. Всякий интересующийся этой стороной педагогики и историей школы найдет в материалах Первой опытной станции материалы большой значимости. Конечно, надо учитывать конкретную обстановку 20-х — начала 30-х гг., когда Шацкий и его коллеги вели эту работу в деревне и городе. Теперь, с построением развитого социализма, положение коренным образом изменилось. Не та стала среда, не та семья и не та школа. Марксистско-ленинская идеология прочно укрепилась в сознании людей, колоссально возрос материальный и культурный уровень населения. Советская школа стала совершенно иной. Но сам педагогический подход к координации усилий школы, семьи и общественности в воспитании детей, поиски наиболее эффективных форм работы и сегодня остаются как весьма важные в поле внимания нашего общества. Думается, что и центральная педагогическая идея Шацкого, заложенная им в основание Первой опытной станции, идея о совокупном и последовательном воздействии на растущего ребенка в месте его жизни через различные учебно-педагогические учреждения не утратила значения.
Учитель всегда был для Шацкого важнейшей фигурой педагогической работы. Отсюда его постоянная высокая требовательность и непреходящее внимание к учителю. Шацкий считал, что непременным требованием к учителю должно быть внимательное и всестороннее изучение им ребенка: «Педагог должен стать наблюдателем и исследователем тех явлений, которые перед ним протекают» (Черепанов С. А. Шацкий в его педагогических высказываниях. М., 1958, с. 107).
Ребенок — организм растущий, и сам педагог не может остановиться в своем научном и деловом росте. Расширяя и углубляя свои знания, учитель должен сочетать в себе качества педагога и научного работника — уметь детей наблюдать, исследовать, обобщать опыт, пропускать через свое сознание и педагогическое умение весь материал, с которым он намерен идти к детям. И вместе с тем учитель должен быть общественником и человеком доброжелательным, внимательным к детям. «Педагог — общественник с широким горизонтом, педагог — организатор своего дела, организатор детской жизни, педагог — умелый наблюдатель и исследователь — вот тот тип, которого требует новая школа»,— писал Шацкий (там же).
Отсюда требования Шацкого к педагогическим учебным заведениям: возможно раньше приобщать студентов к непосредственной работе с детьми, устанавливать многосторонние связи педагогических вузов и техникумов со школой и другими детскими учреждениями, вводить возможно более разнообразные сочетания учебной, научно-исследовательской и практической работы. Вуз, готовящий учителей, и должен быть своеобразным центром, сочетающим в округе своей деятельности научную, учебную и практическую педагогическую работы. В Первой опытной станции С. Т. Шацкий отдавал много сил систематической работе с учителями. Регулярные так называемые съезды учителей Первой опытной станции были весьма эффективным средством повышения квалификации учителей, живого творческого общения. С. Т. Шацкий был подлинным учителем учителей. И его положительное влияние распространялось далеко за пределы опытной станции. Позже, когда Шацкий руководил Центральной педагогической лабораторией Наркомпроса по обобщению передового опыта школ и учителей, он с особой тщательностью занимался проблемами повышения эффективности урока как основной формы учебной работы.
Но как бы ни был способен и опытен педагог, он один не решает успеха дела. Лицо учебно-воспитательного учреждения, считал Шацкий,— это хорошо слаженный, растущий, творчески работающий педагогический коллектив, в котором трудятся коллеги-единомышленники, каждый со своим только ему присущим почерком в работе, но понимающие друг друга и для которых главное — дети, их радости и печали, дети, доверенные педагогическому коллективу, чтобы воспитать из них достойных граждан Советской Родины. Думается, что и эта сторона таланта выдающегося советского педагога заслуживает самого пристального внимания читателя его педагогических сочинений.