М 19 дк «коллекционное проектирование »

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

М 19 ДК «КОЛЛЕКЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ »

/наименование дисциплины/

3 кредита

по специальности 5В042100 – Дизайн

/код и название специальности/

Тараз, 2017

1. РАЗРАБОТАНА И ВНЕСЕНА:

кафедра «ТКИЛП и дизайн», Никитюк Е.А. - старший преподаватель , магистр

РЕЦЕНЗЕНТЫ

Рахманова Ж.С. – к.т.н., доцент Таразского инновационно-гуманитарного университета;

Шардарбек М.Ш. – к.т.н., доцент Таразского государственного университета им. М.Х.Дулати

УТВЕРЖДЕНА И ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ

от «__» __________201__ года № ___

Учебная программа рассмотрена на заседании кафедры «ТКИЛП и дизайн» и рекомендована к использованию в учебном процессе для студентов специальности 5В042100 – Дизайн

Пр. №____ «____»______________201__ г.

Учебная программа рассмотрена и рекомендована научно-методическим бюро технологического факультета к утверждению.

Пр. №_____ «____» _____________201__ г.

Учебная программа рассмотрена и рекомендована научно-методическим советом Таразского государственного университета им. М.Х. Дулати к утверждению.

Пр. №_____ «____» _____________201__ г.

Пояснительная записка

Современная одежда разнообразна по форме, конструкции, материалам и назначению. Вся многообразная одежда, выпускаемая промышленностью, подразделяется на ассортиментные группы в зависимости от ее назначения.

Создание нового образца модели одежды происходит в ходе ее проектирования. Проектирование (любого изделия) - последовательность действий от постановки проблемы до разработки решения, удовлетворяющего личным (индивидуальным) и общественным потребностям и производственным возможностям. Проектирование промышленного объекта заключается в преобразовании исходного описания объекта в окончательное описание на основе выполненного комплекса работ исследовательского, расчетного и конструкторского характера.

Задачей дизайнеров одежды в настоящее время чаще всего является разработка образцов моделей для тиражирования в промышленности. Промышленному производству невыгодно изготовление единичных моделей, так как это требует частой переналадки потоков и разработки технической документации.

Разнообразие ассортимента современной одежды требует от дизайнера принципиаль­ных различий в подходах к проектированию одежды в за­висимости от ее назначения, условий производства и тенден­ций развития индустрии модного бизнеса.

Основы композиции, на которые опирается в своем твор­честве художник-проектировщик, являются признаком ор­ганизующей, гармонизирующей и связующей величины - художественной системы.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать - методы и средства проектирования единичных изделий, комплектов, ансамблей и коллекций различного назначения; факторы, формирующие ассортиментные группы в современной одежде; принципы, объединяющие единичные изделия в комплекты одежды; теорию моделирования формы костюма, его тектонику и системную организацию костюма; законы структурного формообразования и закономерности композиции костюма.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь- самостоятельно выдвигать идею, композиционно грамотно представить графическую экспозицию; разрабатывать эскизы серии и коллекции моделей одежды;

владеть активной профессиональной культурой художественного проектного мышления; владеть средствами графического изображения костюма; умение использовать научную и техническую информацию, с целью обоснования, разъяснения и защиты новых идей, собственных проектов.

Общая трудоемкость курса – 3 кредита.

Пререквизиты: основы дизайна

Постреквизиты: курсовое и дипломное проектирование.

Изучение данного курса способствует эффективному изучению профилирующих дисциплин.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Проектирование единичных моделей иделий различно­го ассортимента осуществляется в основном для промыш­ленного производства. Единичные модели выступают как автономные художественные системы в проектировании одежды. Единичные модели выпускаются малыми и большими сериями.Задачи проектирования изделий на основе базовых форм ставит промышленное производство одежды.

Из вышесказанного становится ясно, что проектированию иделий на основе базовой формы предшествует работа по созданию такой формы.

Комплект (в переводе с латинского означает «пол­ный»)— это полный набор единичных предметов, имеющих общее функциональное назначение и стилевое решение. Художественная система «комплект» является условием достижения высокого потребительского уровня вещей его составляющих, так как изделия и дополнения, входящие в комплект, связаны между собой единством назначения и художественного решения.

Характерной особенностью комплекта является взаимо­заменяемость его частей в зависимости от назначения. Вещи в комплекте равнозначны друг другу, поэтому замена одного предмета на другой, не нарушает его художественную целостность.

Ансамбль — более художественная сложноорганизованная система по сравнению с комплектом.

При проектировании ансамбля ставится задача раскры­тия единого композиционного замысла. Ансамбль имеет главную и второстепенные части. Дизайнер начинает ра­боту над ансамблем с определения его главной части, ко­торая продиктована образом и назначением ансамбля. Со­подчинение частей ансамбля и выделение композиционного центра основываются на законах композиции костюма.

Ансамбль — это полностью закрытая система костюма. Взаимодействие элементов ансамбля обусловлено единым стилем, конструкцией, материалами и функциональным назначением.

Коллекция (в переводе с латинского означает «собра­ние») — это систематизированное собрание каких-либо однородных предметов, представляющих научный, исто­рический или художественный интерес.

Художественная система «коллекция»в проектировании одежды — это серия моделей костюмов, объединенных общей идеей, эмоционально-художественной выразительностью об­раза, единством стиля, формы, цветового решения и при­меняемых материалов.

Коллекция может состоять из различных элементов — единичных моделей, комплектов, ансамблей, дополнений, аксессуаров. В коллекции каждый костюм композиционно завершен и обладает целостностью. В свою очередь, кол­лекция, состоящая из таких костюмов, представляет со­бой гармоничную цельную систему, в которой каждый эле­мент (костюм) связан с другими составляющими и нао­борот. Вся коллекция строится по законам композиции. Коллекция — это не механическое объединение разных моделей в одну группу. Коллекцию как художественную систему отличают признаки, присущие любой пластической композиции.

Основной раздел

Перечень практических работ

1. Разработка эскизов серии моделей различного ассортимента на основе базовой формы

2. Разработка эскизов моделей комплектов различного назначения по принципу примыкания составных частей формы

3. Разработка эскизов моделей комплектов различного назначения по принципу взаимного пересечения форм друг с другом.

4. Разработка эскизов моделей комплектов различного назначения для подростков по принципу зависимости форм

5. Разработка фор-эскизов ансамблей костюма различного назначения и половозрастного признака с использованием различных источников творчества.

6. Разработка графической подачи тематической коллекции моделей по мотивам творчества писателя, музыканта, художника, какой-либо субкультуры или с использованием традиций народного творчества.

СРО – самостоятельная работа студентов

Описание заданий на СРО

СРО по данной дисциплине имеет творческий характер и представляет собой анализ и зарисовки различных составляющих костюма, ансамблей и коллекций (в виде реферата или презентации МРР).

Перечень тем для самостоятельной работы студентов

1. Зарисовки народных костюмов, головных уборов, обуви, элементов декора костюма, ювелирных украшений.

2. Анализ принципов построения и декоративного оформления народного костюма.

3. Зарисовки по различным источникам информации (за последние 5 лет) единичных изделий различного ассортимента одежды, молодежных изделий и комплектов одежды.

4. Анализ перспективного направления моды по различным видам ассортимента.

5. Зарисовки по различным источникам информации (за последние 5 лет) ансамблей костюма.

6. Тематические коллекции известных дизайнеров костюма на электронных носителях.

Список литературы

Основная литература

Литература.

1. В.В.Ермилова, Д.Ю. Ермилова. Моделирование и художественное оформление одежды. М.: Академия, 2010.- 224с.

2. Ф.М. Пармон. Народный костюм: истоки дизайна (на примере русского народного костюма). Монография. М.: «ПАЛАДИН Д.С.», 2005.- 200 с.

3. Сафина Л.А., Л.М. Тухбатуллина, В.В. Хамматова. Дизайн костюма. Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 390с.- (Высшее образование).

4. Ермилова В.В.Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. М.:: Издательский центр "Академия", 2006.- 184с.

5. Э.М. Андросова. Основы художественного проектирования костюма. Челябинск. Изд Дом «Медия-Принт», 2004 г.

Дополнительная литература

1. Минервин,Г.Б. Шимко В.Т., Ефимов А.В. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник [Электронный ресурс]. М., 2006.- 288с.

2. Ноэл Райли. Элементы дизайна [Электронный ресурс]: Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Постмодернизма. М.: ООО "Магма", 2005.- 544 с:ил.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

М 19 ДК «КОЛЛЕКЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ »

/наименование дисциплины/

3 кредита

по специальности 5В042100 – Дизайн

/код и название специальности/

Тараз, 2017

1. РАЗРАБОТАНА И ВНЕСЕНА:

кафедра «ТКИЛП и дизайн», Никитюк Е.А. - старший преподаватель , магистр

РЕЦЕНЗЕНТЫ

Рахманова Ж.С. – к.т.н., доцент Таразского инновационно-гуманитарного университета;

Шардарбек М.Ш. – к.т.н., доцент Таразского государственного университета им. М.Х.Дулати

Наши рекомендации