Тема 4. Жить должно – как следует
Е.Ю. Каменева
Цель: Дать определение понятия "долг", раскрыть его многогранность, проверить понимание воспитанниками данной категории и их отношение к ней.
Подготовка к часу общения:
1. Проведение и обработка анкеты, теста.
2. Домашнее задание воспитанникам:
а) выписать из словаря понятия "долг";
б) подобрать пословицы и поговорки о дружбе;
в) подобрать ситуации о выполнении долга.
Оборудование:Плакаты с высказываниями известных людей, "Веер" вопросов, кроссворд, материалы к тесту Розенцвейга, схема структуры понятия "долг", видеофильм о Чечне.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, наши дорогие гости. На предыдущих часах общения речь шла о нравственной устойчивости, о гуманности, ответственности, совести. Сегодня здесь, за круглым столом, мы собрались, чтобы продолжить разговор о моральных качествах человека. И сегодня будем говорить о чувстве долга.
В процессе подготовки часа общения вы заполняли анкету "Как я понимаю слова "чувство личной ответственности", "долг", "нравственный идеал" и так далее. Проанализировав анкеты, я сделала вывод, что большинство из ваших ответов близки к правильному, но есть случаи искаженного понимания этих слов.
Мы живем в обществе, и каждый из нас имеет право на труд, самоутверждение, на неприкосновенную духовную жизнь, счастье, свободу, любовь, продолжение рода, семейный очаг.
Эти права немыслимы без выполнения долга и обязанностей гражданина, сына и дочери, отца и матери.
Хотим мы этого или нет, но мы постоянно согласуем свое поведение с общественными интересами.
Проверьте это на простом примере – возьмите обычный день:
1. Встали утром, стараетесь не шуметь, чтобы не мешать другим.
2. Сидите на уроке, соблюдаете дисциплину.
3. Едете в транспорте, уступаете место старшим.
Я перечислила достаточно простые, обыденные нормы. Сравните их с другими, например: беззаветно служить Родине.
Первые – это правила поведения, вторые – определяющие принципы.
Вы знаете, что к основным нравственным категориям относятся: совесть, достоинство, честь, справедливость, а также ДОЛГ.
Люди долга – это люди с чистой совестью.
Интересы, личные и общественные, не всегда могут совпадать. Значит, выполнение долга не всегда соответствует вашему желанию, но у нравственного человека побеждает чувство долга: он делает то, что обязан, чего ждут от него люди.
Вся сущность нашей жизни заключается в том, что каждый из нас что-то кому-то должен. Так устроено человеческое общество. Иначе жить было бы невозможно. Можно без преувеличения сказать: любой благородный поступок человека совершается из чувства долга: ДОЛГ – хорошо учиться и работать; ДОЛГ – служить Родине; ДОЛГ – помогать слабым; ДОЛГ – уважать заслуги человека; ДОЛГ – быть вежливым.
От самых, казалось бы, незначительных поступков повседневной жизни – от того, например, что ты уступаешь место в транспорте пожилому человеку – до великой человеческой ответственности на протяжении всей жизни мудрым повелителем твоим пусть будет ЧУВСТВО ДОЛГА.
Потеряешь его – станешь мелким безответственным существом, потом подлецом, дальше предателем.
Я попрошу вас сейчас зачитать определения понятия, выписанные из словарей, а затем мы сделаем свой вывод, что же такое "долг".
(Ребята зачитывают определения из словарей).
ДОЛГ – обязанность перед кем-либо, чем-либо (Родиной, семьёй).
ДОЛГ – всё должное, что должно исполнить, обязанность.
ДОЛГ – категория этики, выражающая нравственную задачу отдельного человека, группы лиц в конкретных социальных условиях и ситуациях и становящаяся для них внутренне принимаемым обязательством.
Как вы видите, понятие "долг" многогранно и многолико.
Приняв во внимание все эти словарные определения, попытаемся вывести собственное:
ЧУВСТВО ДОЛГА – мера ответственности, понимание общественных задач, способность противостоять силам, мешающим достижению поставленной цели, стойкость, мужество. "Долг" – это сложное качество, имеющее свою структуру.
СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ ДОЛГ
ДОЛГ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ | ДОЛГ ПЕРЕД ЛЮДЬМИ | ДОЛГ ПЕРЕД РОДИНОЙ | ||
ДОЛГ перед группой | ДОЛГ перед семьёй | ДОЛГ перед малой Родиной | ||
ДОЛГ перед коллективом | ДОЛГ перед другом | ДОЛГ перед страной | ||
ДОЛГ перед старшим поколением |
Воспитатель: Перед вами на столе лежит кроссворд, на отдельном листе перечислены моральные качества человека, я прошу вас выбрать слова, наиболее близкие к слову "ДОЛГ", и вписать их в пустые клетки.
Достоинство
сОвесть
смеЛость
блаГородство
Воспитатель: Спасибо, я довольна результатом, а сейчас продолжим работу над понятиями по схеме. Обсудим одно из понятий -"проявление чувства долга перед обществом". Я прочту вам одну жизненную историю, а затем мы все вместе ее обсудим.
На месте пустыни, в заброшенном степном уголке много лет назад был глубокий пруд, в нём водились карпы и караси, по берегам росли вербы, дубы. В лесу водились белки. И вот пруд исчез. Что же произошло? Говорят, когда-то давно в этих местах поселились запорожцы, выкопали пруд, но стали замечать, что пруд заносит илом. На сходке селяне решили: каждый, кто выкупался в пруду или просто пришёл на берег полюбоваться красотой, должен набрать ведро ила и вынести в поле. Там сейчас очень плодородная земля: толстый слой ила. Люди придерживались этого порядка. У берега на кольях висели деревянные вёдра. Для взрослых – большие, для детей – маленькие. Пруд с каждым годом становился чище и глубже. Но вот приехала в село семья – отец, мать, четверо сыновей и двое дочерей. Поселились они у самого пруда, и дети с весны до осени купались в пруду, а за вёдра не брались. Сначала люди как-то и внимания не обратили на это, но потом увидели, что многие подростки делают так же. Старики стали увещевать молодёжь: "Что вы делаете?" Подростки отвечают: "Раз приезжие так делают, то и нам можно". Пример оказался заразительным, многие стали так делать. Старики качали головами. Деревянные вёдра рассохлись, а потом и совсем исчезли. Старый обычай был забыт. Каждому думалось: – "На мой век пруда хватит". А пруд мелел, зарастал илом, исчезли карпы и караси. И пруд исчез. Надо было копать заново, но каждый думал: разве мне больше всех надо? До сих пор жители этого села страдают от безводья. Летом привозят воду в бочках из Днепра.
Давайте обсудим эту историю.
Вопросы:
1. Как вы относитесь к поступку этих людей, как оцениваете его?
2. Что, по-вашему, привело людей к такому неблаговидному поступку?
3. Как бы поступил ты, приехав в село отдыхать?
4. Можно ли сказать, что такие случаи часто встречаются в нашей жизни?
Воспитатель: Вы правильно оценили ситуацию, я вижу, что вы ориентируетесь в сложном понятии "долг" и его составляющих.
Мы можем сделать вывод: общественный долг определяется единством цели, единством борьбы, умением подчинить своё личное общественному, коллективизмом. Ребята, вы согласны с выводом?
Есть ещё один коллектив, членом которого является каждый из вас, причём постоянно. Это – ваша семья.
Самое главное, чему вы учитесь, живя в семье – это умению жить друг с другом, дарить радость понимания друг другу, заражаться интересами друг друга, работать изо дня в день друг для друга, не жалуясь, не причитая, не делая одолжений. ДОЛГ перед близкими – один из самых важных для человека. Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли о добре, сделанном для них.
Сейчас давайте проверим, насколько мы, зная, что означает понятие "долг", готовы ему мысленно следовать.
Перед вами рисунки (методика С. Розенцвейга), прошу вас добавить недостающие фразы (приложение).
(Ребята работают с рисунками).
Молодцы, вы стремитесь быть людьми долга.
Но только ли к близким должно быть внимательное, уважительное отношение? Старость – это неизбежность. Старые, больные люди, прожившие нелёгкую жизнь, ждут от нас милосердия. И не важно – родной это человек или чужой – это человек, он нуждается в твоей помощи, помочь ему – твой долг. (Вернёмся к нашим рисункам).
Ваши ответы радуют меня, я уверена, что в нужный момент вы поступите правильно, не раздумывая долго.
Сделаем вывод: ЧЕЛОВЕК начинается с желания помочь людям. С забот о других начинается его нравственность, а раз так, то у каждого должна быть потребность в хороших поступках. Так появляется чувство долга.
А сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение "Веер". Вы видите этот своеобразный "веер" у меня в руках. На каждой из его полосок написана краткая ситуация. Прошу вас поочередно вытянуть одну из полосок, внимательно прочитать ситуацию и сразу же сообщить свое решение.
Вопросы к "вееру":
1. Бабушка заболела, звонит, просит прийти, родители на работе, ты собрался с друзьями на матч, а у сестры завтра экзамен...
2. Учителя вызвали к директору, а ей должны принести для вашей группы новые методические пособия, она просит тебя дождаться посыльного, а тебя на крыльце ждёт девочка, которую ты обещал проводить...
3. Мама каждый четверг ездит проведать твою бабушку, мама заболела, а у тебя тренировка...
4. В училище большое мероприятие, ты не любишь внеурочную деятельность и никогда не остаёшься, но сегодня воспитатель попросила тебя и двух твоих сокурсников представить свою группу...
5. У тебя не очень хорошие отношения с преподавательницей математики, на уроке твой приятель начал грубо оскорблять её. Ты видишь, что он не прав...
6. Тебе понадобились деньги, и ты взял их без спроса, родители подумали на твоего младшего брата, с которым ты сейчас в ссоре, разразился скандал, брат оправдывался, но ему не верили...
7. Твоему другу родители купили самые "крутые" джинсы. Тебе очень хочется такие же. Но у тебя только мама...
8. По телевизору начался "классный" боевик, ты уже видел его, но хочешь посмотреть ещё раз, а младший братишка рядом готовит домашнее задание, да ещё не получается у него что-то...
(Идет обсуждение ответов воспитанников).
Воспитатель: Продолжим нашу работу.
Нет на земле человека, который бы не задумывался: что такое ДРУЖБА? И почему, если нет друга, то его не хватает.
Люди сильны друг другом,
Что равнодушья мерзей?
Люди сильны испугом
Вдруг потерять друзей.
В битвах и перед казнью
Или на Млечном пути
Люди сильны боязнью
В чём-то друзей подвести.
Так поэт Евгений Евтушенко выразил отношение людей к ценности дружбы.
Воспитатель: Ребята, вы должны были подобрать пословицы и поговорки о дружбе. Зачитайте их, пожалуйста, и объясните значение одной из них. Молодцы, я предлагаю вам послушать ещё одну ситуацию:
"Порывистый ветер налетал временами неожиданно и грозно. Он валил с ног двух путников, затерявшихся в безмолвной степи и оказавшихся далеко от дороги и человеческого жилья. Только снег и снег, бесконечный океан пурги. И они двое, сбившиеся с пути. Но идти надо. Хоть немного, хоть несколько шагов вперёд, даже если уже нет сил, а ветер и снег набились в рот, глаза, уши и застывшее тело перестаёт подчиняться разуму.
– Нет, Олег, не могу, – один из путников медленно опускается в снег.
– Не могу, иди сам. Найдёшь дорогу – придешь за мной.
Но человек, к которому были обращены эти слова, казалось ничего не слышал. Он стиснул до крови рассеченные губы, остановился на минуту, вдохнул полной грудью воздух, одним броском оказался рядом и стал кричать что-то другу в ухо, в лицо; стал тормошить, поднимать, опять кричать. Но все было напрасно. И тогда юноша рывком поднял товарища и поставил рядом с собой, потом верёвкой обмотал попутчика и привязал к кисти своей руки. Без сожаления он отшвырнул ногой мешающий чемодан и закричал:
– Валера, скоро деревня, не бойся, давай шагай, теперь легче будет.
И тогда, словно от дыхания друга, Валера тихо и медленно сделал шаг вперёд. Через пять часов продрогшие и озябшие они подошли к окраине деревни, постучали в окно".
Вопросы:
1. Можем ли мы сказать, что Олег выполнил долг перед другом?
2. Должен ли измениться Валера после этого случая?
3. Были ли у Олега другие варианты?
4. Как бы ты поступил на месте Олега? Были бы у тебя сомнения?
Спасибо за ответы. Итак, мы можем сделать вывод: иметь друга хлопотно.
Иметь – это значит постоянно помнить о нём. Переживать его страхи, горести, беды, неудачи, радости, взлёты и падения, как свои. Быть третьим плечом и иметь третье плечо, на которое можно опереться. Быть скорой помощью ему, а он – тебе. Можем ли мы сказать, что без чувства долга нет дружбы?
Воспитатель: А сейчас еще раз посмотрите на схему понятия "Долг"
(Воспитатель указывает на понятие "ДОЛГ ПЕРЕД РОДИНОЙ" и предлагает ответить на следующие вопросы).
1. Что такое Родина?
2. С чего для вас начинается Родина?
3. Что значит – "малая Родина"?
4. Как вы понимаете слова "любовь к Родине"? В чём она выражается?
5. Готовите ли вы себя к выполнению обязанностей гражданина России?
6. Что значит быть гражданином и хозяином страны?
7. В каких событиях, происходящих сейчас в нашей жизни, люди проявляют чувство долга перед Родиной?
8. Можем ли мы сказать, что человек выполняет долг, чтобы прославиться?
Я предлагаю вам посмотреть сюжет из фильма "Блокпост" и ответить на вопросы:
1. Что особенно потрясло вас в этом сюжете?
2. Какими качествами обладают герои фильма?
3. Можем ли мы назвать героев людьми долга?
4. Если вы окажетесь в экстремальной ситуации, сможете ли вы поступить как должно, или вам нужно ещё воспитывать в себе эти качества?
Слушая ваши ответы, я верю, что вы станете людьми долга.
В процессе подготовки нашего часа общения вы выполнили тест на тему "Обладаете ли вы чувством долга?" (Обсуждаются результаты теста).
Воспитатель: В конце нашего часа общения я предлагаю вам выполнить последнее задание. Назовем его "Сокровища сердца".
На столе разложены части рисунка сердца, на них написаны ситуации с различными проявлениями моральных качеств (гуманность, совесть, ответственность, чувство долга и тому подобное). Вам необходимо выбрать части рисунка с ситуациями, в которых ярко проявляется "чувство долга", и сложить их.
Сложив части рисунка (ситуации с проявлениями разных качеств написаны на частях рисунка разного цвета с одной стороны, ситуации с проявлениям чувства долга - на частях красного цвета). Воспитанники получают изображение целого сердца. Если они правильно подберут ситуации, то сердце будет красного цвета. (Воспитанники выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы! Вы успешно справились с заданием и стали обладателями светлого и сияющего сердца. Сухомлинский называл "долг" – "сердцевиной человека, от которого всё зависит и всё начинается. Я желаю вам всегда помнить об этом. Спасибо всем за работу!
Литература
1. Гаврилова Т.П. Быть, значит состояться. Метод. пособие сотруднику кабинета пед. аутотренинга. – Пермь: ПГПИ, 1991.
2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.
3. Методическая разработка по теме "Нравственное воспитание учащихся" / Сост. Липкина Н.Г. – Пермь: ПГПИ, 1986.
4. Новоселова А.С. Честь имею быть. – Пермь: ПГПИ, 1991.
5. Пекелис В. Как найти себя, 2-е изд. – М.: Дет. лит-ра, 1988.
6. Словарь рус. лит. языка XI-XVII в. в. / Под ред. С.Г. Бархударова. Т. 1. – М., 1977.
7. Словарь современного рус. лит. языка. Т. 1, Академия наук СССР. – М. – Л., 1950.
8. Сухомлинский В.А. О воспитании, 6-е изд. – М.: Политиздат, 1988.
9. Шемшурина А.И. Этика. Курс занятий в 9 классе, 1999.