Гаврилова Т.П., Дроздова Л.Д., Каменева Е.Ю., Колчанова Т.Б.
Козлова В.Н., Новикова Н.А., Шмакова Н.А.
Г 12Формирование основ нравственной устойчивости у трудных подростков. (Часы общения): Методическое пособие. – Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 2008. – 60 с.
В методическом пособии раскрыта сущность понятия "нравственная устойчивость" как интегративного качества личности, обоснована необходимость его формирования для развития личности трудных воспитанников в старшем подростковом возрасте, представлены методические разработки часов нравственного общения из опыта работы с воспитанниками специального профессионально-технического училища "Уральское подворье".
Методическое пособие предназначено для воспитателей, социальных педагогов СПТУ, ПТУ. Методические разработки часов нравственного общения могут быть также использованы в воспитательной работе с учащимися старших классов общеобразовательной школы, в учебном процессе педвузов при подготовке студентов к педагогической практике.
УДК 371.217.3
ББК 74.213
Г 12
ã Т.П. Гаврилова, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
Часть I. ПОНЯТИЕ "НРАВСТВЕННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ", ЕЕ СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА.. 6
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 20
Часть II. ЧАСЫ НРАВСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ.. 22
Тема 1. О нравственной устойчивости личности. 22
Тема 2. Будьте добрыми и человечными! 27
Тема 3. Что такое совесть. 32
Тема 4. Жить должно – как следует. 40
Тема 5. Я в ответе за всё, что делаю.. 46
Тема 6. С компасом по жизни. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ. 57
ВВЕДЕНИЕ
В наше время мы все чаще становимся свидетелями взрывов жестокости среди несовершеннолетних, бесчинств их группировок, националистических эксцессов, социальной пассивности молодых людей и, в то же время, их готовности к экстремистским выходкам.
Общественность с тревогой воспринимает все нарастающее потребление дешевых суррогатов от искусства, отсутствие у молодого поколения интереса к чтению, утрату его культурного иммунитета.
Налицо явный кризис общества, создающий негативный фон для нравственного развития личности, оказывающий отрицательное влияние на неустойчивых детей.
Очевидность падения нравственности, большая обеспокоенность общества по этому поводу подчеркивают актуальность и важность проблемы нравственного воспитания молодежи.
Очевидно, одними правоохранительными мерами здесь не обойтись. Лишь совместными усилиями всего общества можно удержать подростков от падения в "пропасть". Требуются решительные меры по укреплению престижа морали в обществе, в семье, образовательных учреждениях.
В центре внимания современных ученых: философов, психологов, педагогов, медиков находится один из важных аспектов нравственного воспитания – процесс формирования нравственной устойчивости личности, качества, которое может обеспечить подростка и юношу способностью противостоять отрицательным влияниям среды.
Психологическая разработка проблемы дает исследователям возможность вести поиск в педагогическом аспекте – искать адекватные и целесообразные способы формирования нравственной устойчивости у подрастающего поколения.
Известные педагоги предлагают пути и средства решения задач формирования сложных моральных качеств, определяющих нравственно устойчивое поведение (4, 14). Они обращают внимание на изучение причин возникновения и поиск путей преодоления нравственно-социальной запущенности (2, 6), раскрывают возможности педагогической коррекции мотивационной сферы и ценностных ориентаций у трудных педагогически запущенных подростков в процессе общественно полезной трудовой деятельности (5, 38). Однако только некоторые из них рассматривают проблему формирования нравственной устойчивости личности в полном объеме.
Таким образом, несмотря на наличие в современных теоретических исследованиях отдельных подходов к изучению феномена нравственной устойчивости, а также механизмов ее развития и коррекции, педагоги-практики не имеют научно обоснованных рекомендаций по формированию данного интегративного образования у старших подростков и юношей вообще и педагогически запущенных в частности.
Цель настоящего пособия – оказать методическую помощь воспитателям и социальным педагогам специальных профессионально-техничес-ких училищ, классным руководителям старших классов общеобразовательных школ, а также студентам педагогических вузов при подготовке к педпрактике. Методическое пособие содержит материалы теоретического исследования сущности и структуры понятия "нравственная устойчивость личности" и методические разработки часов нравственного общения, подготовленные воспитателями МОУ СПТУ "Уральское подворье" Л.Д. Дроздовой, Е.Ю. Каменевой, Т.Б. Колчановой, В.Н. Козловой, Н.А. Новиковой, Н.А. Шмаковой под руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики ПГПУ Т.П. Гавриловой. Материалы апробированы на занятиях двухгодичного научно-методического семинара "Формирование нравственно устойчивой личности в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте" и в процессе воспитательной работы с воспитанниками СПТУ "Уральское подворье".
Часть I. ПОНЯТИЕ "НРАВСТВЕННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ", ЕЕ СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
Проблема устойчивости – одна из центральных в системе изучения личности. В литературе она представлена в разных аспектах: философском [10, 27], биологическом [3], кибернетическом [31], психологическом [7, 16, 20, 21, 30, 40], педагогическом [9, 11, 26, 33, 39]. Проблема психологической устойчивости личности рассматривается и в связи с решением более конкретных прикладных задач. В зависимости от целей своих исследований авторы делают акцент на определенные особенности и стороны этого явления. Так, изучается в целом эмоциональная устойчивость школьников [23], психологическая устойчивость детей и подростков в трудных ситуациях учебного процесса [37], рассматриваются проблемы психологической надежности спортсменов [1], космонавтов и всех, чья деятельность протекает в экстремальных условиях, или в условиях, требующих большого физического и морального напряжения, то есть в стрессовых ситуациях.
Ближе других к проблеме устойчивости личности в интересующем нас нравственном аспекте, подошла Л.И. Божович. В своих работах она отмечает важность становления у воспитанника социальных по происхождению и нравственных по содержанию мотивов, определяющих направленность личности, которая неразрывно связана с ее устойчивостью. Эта тенденция прослеживается также в работах ведущих психологов И.С. Кона, Я.Л. Коломинского, А.В. Петровского. Так, в частности, И.С. Кон рассматривает устойчивость человека как "внутреннее единство (поведенческое, мотивационное, сознательное), которое позволяет ему более или менее самостоятельно интерпретировать любую ситуацию и реагировать на нее избирательно, по-своему" [21, с. 77].
Разработке проблемы устойчивости личности посвящены работы В.Э. Чудновского, в которых это интегративное качество определяется как нравственная устойчивость [7]. Используя вслед за Л.И. Божович понятие нравственной устойчивости, автор раскрывает психологическую сущность этого явления. С точки зрения В.Э. Чудновского, нравственная устойчивость личности – это способность человека сохранять и реализовывать свои нравственные позиции в различных жизненных ситуациях, преодолевая при этом как внешние, так и, особенно, внутренние трудности. Причем автор особо заостряет внимание на том, что активную жизненную позицию характеризует такая устойчивость личности, при которой человек способен реализовывать свои внутренние позиции, преобразуя обстоятельства и собственное поведение. Сформированность устойчивости личности дает человеку возможность стать "господином своей собственной судьбы" [40].
Нравственная устойчивость личности рассматривается В.Э. Чудновским в качестве определенного уровня, достигаемого в процессе формирования личности. Он отмечает ее тесную связь с устойчивостью организма. По мнению автора, развитие устойчивости на всем протяжении эволюции есть единый процесс, в котором развитие устойчивости организма – одна ступень, формирование устойчивости личности – другая, более высокая. В качестве общих черт для обеих ступеней им выделяется эмансипированность от непосредственных воздействий, способность преодолевать сопротивление неблагоприятных факторов. В качестве отличительных черт – новый уровень эмансипации человека от непосредственного воздействия среды, господство человека над ситуацией, способность его нейтрализовать и преобразовывать непосредственно действующие факторы, активную позицию человека, то есть способность и готовность преобразовывать собственное поведение в соответствии с определенной, выработанной у человека нравственной моделью [40].
При решении проблемы формирования нравственной устойчивости в педагогическом аспекте исследователи опираются на психологическую концепцию В.Э. Чудновского. Однако свои акценты они расставляют в зависимости от объекта исследования, возраста и пола участников эксперимента. Так, Т.В. Фролова определяет нравственную устойчивость как способность личности следовать в своем поведении сложившимся нравственным принципам и убеждениям, руководствоваться общественно ценными мотивами деятельности, отстаивать свои идейно-нравственные позиции в различных и, прежде всего, в сложных ситуациях.
С точки зрения В.Ф. Володько нравственная устойчивость – это свойство, характеризующее такой высокий уровень развития качеств личности, при котором человек способен организовывать свое поведение независимо от внешних воздействий в соответствии с принятыми в обществе и лично осознанными нормами и принципами. Взяв за основу важные характеристики нравственной устойчивости, предложенные В.Э. Чудновским, В.Ф. Володько особую роль отводит нравственной саморегуляции, которая обеспечивает сопротивление нежелательным влияниям среды и способствует ее преобразованию. Свою точку зрения автор обосновывает возрастной и гражданской зрелостью учащихся профтехучилищ [11].
В воспитательной работе с учащимися этого же возраста, но с неадаптивными формами поведения (ВТК) В.М. Литвишков делает акцент на способы ориентации в системе моральных норм [25].
В основе устойчивого поведения личности, по мнению В.Й-Л. Вайцекаускене, лежит эмоционально-нравственный опыт учащихся, развитые чувства стыда, радости, эмпатии. Нравственно устойчивое поведение проявляется в готовности заботиться об окружающих и оказывать помощь нуждающимся, в непримиримости к проявлениям антигуманности, в регуляции собственного поведения с учетом интересов других [9].
Опираясь в целом на концепцию В.Э. Чудновского и других исследователей этой проблемы, сохраняя специфику ее постановки, мы определяем понятие "нравственная устойчивость" как интегративное образование, характеризующееся такими свойствами личности, как гуманность, достоинство, чувство долга и личной ответственности, верность выбранным идеалам, самостоятельность, инициативность. Моральная устойчивость – это способность сохранять, активно защищать и реализовывать свои позиции, принципы, нравственные убеждения, а также проявлять стойкий иммунитет к отрицательным воздействиям. Нравственно-волевая саморегуляция является механизмом реализации этих свойств.
Необходимость уточнения понятия "нравственная устойчивость" в нашем исследовании была обусловлена тем, что в нашем случае объектом особого внимания явились трудные, в разной степени педагогически запущенные, воспитанники, у которых имеет место искаженность моральных понятий, отсутствие общественно-нравствен-ных идеалов, чрезмерная критичность и гамма асоциальных проявлений, а также различного рода психологические барьеры. В связи с этим речь в нашей работе идет не только о формировании этого качества в полном объеме, но, прежде всего, и о необходимости воспитания свойств, лежащих в основе это интегративного образования.
Перед тем, как начать формирование нравственной устойчивости у трудных подростков и юношей, необходимо было определить те нравственные свойства, которые характеризуют это сложное образование, так как именно воспитание этих свойств может способствовать последующему развитию нравственной устойчивости в целом и обеспечить саморегуляцию поведения в этом возрасте.
Такой подход к раскрытию сущности явления и механизмов его формирования дает возможность определять пути и способы формирования как отдельных свойств, характеризующих нравственную устойчивость, так и всего интегративного образования в целом, с учетом возрастных особенностей воспитанников.
Поскольку, по словам Л.И. Божович, для устойчивости личности важно формировать мотивы, социальные по сути и нравственные по содержанию, а, по концепции В.Э. Чудновского, – ориентировать поведение личности на нравственные инварианты, в решении воспитательных задач при формировании нравственной устойчивости важно определить изначально содержание социально-нравственных свойств, которые нередко имеют решающее значение в регуляции поведения учащихся.
Известно, что нравственные нормы ориентируют человека на более или менее идеальную модель поведения. Поскольку, как указывает В.Э. Чудновский, нравственная устойчивость – образование гибкое, пластичное, податливое, то она и предполагает возможность поведенческих реакций, ориентированных на возрастное развитие и изменяющиеся, постоянно совершенствующиеся нравственные нормы современного общества. Следовательно, только комплекс устойчивых взаимодействующих свойств, раскрывающих и определяющих в результате процесса выбора позицию в суждениях и способ поведения в разных обстоятельствах, может лечь в основу примерной структуры понятия нравственной устойчивости.
В процессе изучения теории и практики мы предположили, что основу искомой модели составляют свойства, традиционно выделенные психологами и педагогами, изучающими эту проблему [7, 9, 11, 25, 39]. К ним относятся сознательность, убежденность, общественная направленность, социальная и волевая активность. Однако решение наших задач требовало не простого перечисления ряда важных качеств, а создания комплекса конкретных свойств, представляющего структуру понятия исследуемого интегративного образования. Представленная схема структуры этого понятия весьма условна, однако она может дать общее представление о наиболее важных проявлениях исследуемого образования (рис. 1).
Структура понятия "нравственная устойчивость"
(во взаимодействии и взаимообусловленности ее компонентов)
Сознательность | Общественная направленность | |||||||||||||||||
Гуманность | Н | Самостоятельность выбора | ||||||||||||||||
р | ||||||||||||||||||
а | у | |||||||||||||||||
Чувство собственного достоинства | в | б | Активная реализация внутренней позиции | |||||||||||||||
с | е | |||||||||||||||||
т | ж | |||||||||||||||||
Верность идеалу | в | д | Стойкость к отрицательным влияниям среды | |||||||||||||||
е | е | |||||||||||||||||
н | н | |||||||||||||||||
Чувство долга | н | н | Защита позиций, взглядов, принципов | |||||||||||||||
а | о | |||||||||||||||||
я | с | |||||||||||||||||
Личная ответственность | т | Непримиримость к безнравственным проявлениям | ||||||||||||||||
ь | ||||||||||||||||||
Адекватная самооценка | ||||||||||||||||||
Нравственно-волевая саморегуляция | ||||||||||||||||||
Рис. 1
Одной из характеристик нравственной устойчивости является такое свойство как сознательность. В словаре В.И. Даля слово "сознательный" определяется как "...поступок, сделанный с полным пониманием дела" [15, с. 261]. Причем, совершает ли человек добрый поступок, выполняет ли свой долг по отношению к товарищу, принимает ли ответственное решение – он всегда должен осознавать, во имя чего он поступает так или иначе, какие средства использует для достижения цели [15].
С.И. Ожегов определяет сознательность как регулятор выбора: "Сознательность – это умение, способность правильно разбираться в окружающей действительности, определять свое поведение" [29, с. 162]. Это понятие предусматривает к тому же и глубокое неформальное усвоение моральных норм, переживание их как личностно значимых, осознанно-эмоциональное отношение к ним, единство знания и переживания личностного смысла деятельности.
Л.С. Сапожникова считает, что "благодаря определенному уровню развития самосознания, учащиеся могут, в соответствии с этическими требованиями, оценивать поступки как нравственные или безнравственные, честные или нечестные, смелые или трусливые; нести за свое поведение ответственность; осознавать, как ими выполняются предъявленные требования; ставить перед собой новые задачи и осуществлять саморегуляцию поведения" [34, с. 48].
Однако практика свидетельствует, что только осознание своих чувств, отношений и поступков не обеспечивает нравственно устойчивого поведения личности, оно возможно лишь при наличии у нее общественной направленности, которая играет такую же важную роль, что и сознательность. Общественную направленность личности весьма важно заложить именно в период гражданского становления воспитанника, так как она определяет социальный статус личности. Кроме того, при условии общественной направленности, сознательность может выступать как регулятор поведения, так как только в обществе человек может проявить и реализовать себя как личность. Как и сознательность, общественная направленность влияет на все проявления нравственной устойчивости, выраженные в убеждениях, чувствах и отношениях.
Суть общественной направленности личности ("коллективистической" по определению В.Э. Чудновского [40]) состоит в том, что доминирующими в системе мотивов являются побуждения, определяемые целью, стоящей перед всем обществом. Человек с общественной направленностью, являясь членом определенного первичного коллектива, поддерживает и защищает его интересы постольку, поскольку направленность такого коллектива соответствует принятым в обществе целям и принципам. Именно нравственность является определяющим фактором, обусловливающим проявление устойчивости личности, так как она содержит в себе отдаленную ориентацию на благородные цели, ставящие человека не только за пределы ситуации, но и за пределы узко личных интересов. Наличие у личности таких целей, эмансипирующих его от непосредственных ситуационных воздействий, является предпосылкой ее нравственной устойчивости. Таким образом, эта отдаленная цель также выполняет регулирующую функцию. Отсутствие регулирующего влияния отдаленной цели ведет к неустойчивости, выражающейся в подчинении поведения воспитанника целям, ограниченным наличной ситуацией. В формировании нравственной устойчивости у трудных подростков, чье поведение отличается предельной ситуативностью, исключительно большое значение имеет коллективистическая мотивация. Она способствует тому, что эти воспитанники становятся независимыми от непосредственного влияния ситуации, не идут на поводу обстоятельств. Для воспитанников с общественной направленностью характерен более быстрый и эффективный процесс формирования нравственной саморегуляции поведения, так как общественная направленность и нравственная регуляция поведения имеют в своей основе общий принцип: нравственные нормы и образцы кристаллизуют в себе обобщенный опыт человеческих поколений.
Теория и практика свидетельствуют, что при формировании осознанных убеждений важна опора на чувства, рождающие переживания. В этой связи важное место в нашей модели занимает блок, представленный нравственными чувствами: гуманностью, чувством собственного достоинства, чувством долга и личной ответственности, верностью идеалу. Это, по сути, мотивационный блок, именно здесь лежит начало формирования побуждений к проявлению действий, оцениваемых как нравственные. Переживания, реализуясь в действии, осознаются, оформившись в результате упражнений в стойкие свойства. Эти переживания являются основой нравственной мотивации.
Следует остановиться подробнее на компонентах этого блока. Раскроем те стороны свойств, которые дают основания для включения их в структуру понятия "нравственная устойчивость".
Гуманность – человечность в отношении к людям [29]. Нравственно устойчивый человек в своих поступках руководствуется добрыми намерениями, исходит из добрых побуждений. Быть гуманистом – значит видеть в человеке личность, уважать его достоинство. Гуманность проявляется в заботе об окружающих людях, в умении замечать, кому нужна помощь, оказывать ее по собственной инициативе. Устремленность к человеку – это суть гуманности. Тот, кто рассматривает все жизненные ценности в свете человеческого блага, будет стараться никогда не причинять другому человеку обиду, боль, огорчение. Гуманность удерживает человека от злых, жестоких поступков. Добрый человек терпелив, тактичен, всегда готов оказать помощь слабому, бескорыстен. В своем поведении он равняется на идеалы добра, чести, порядочности.
Как показали практические исследования, чувство гуманности в основном слабо развито у молодежи, причем у воспитанников с неадаптивным поведением оно либо отсутствует совсем, либо проявляется крайне редко, регулируя их чрезмерно ситуативное поведение, характеризующееся импульсивностью, а в ряде случаев даже агрессивностью. Формирование этого свойства призвано обеспечить переоценку ценностей в отношениях к человеку, сделать это чувство регулятором его отношений с окружающими. Гуманность рождает чувство собственного достоинства.
Собственное достоинство – это самоуважение, осознание чувства своей ценности как личности. Оно обнаруживается в сопротивлении человека всяким попыткам унизить, оскорбить, оклеветать себя, ввести других людей в заблуждение относительно своей личности. Развитое чувство достоинства не позволяет человеку совершать аморальные поступки, дисциплинирует его, заставляет предъявлять к себе повышенные требования, не довольствоваться достигнутым. Осознание чувства собственного достоинства – это та сила, которая побуждает людей выполнять простые нормы нравственности и человеческого общежития, элементарные нормы гуманности и справедливости. Известно, что у воспитанников с неадаптивным поведением оно зачастую проявляется в искаженном, гипертрофированном виде, и в большинстве случаев для них характерно ложное понимание чувства собственного достоинства. Несформированность этого свойства порождает эмоциональную неустойчивость, что создает определенные затруднения при формировании нравственной устойчивости старших подростков и юношей.
К числу основных свойств, характеризующих нравственную устойчивость, относится и чувство личной ответственности. "Ответственность – это необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них" [29, с. 412]. Ответственное отношение обусловлено пониманием цели деятельности, ее общественной значимости. Чувствуя ответственность перед собой, человек яснее понимает нормы и правила, которые ставит перед ним коллектив. Таким образом, ответственность показывает, в какой мере человек осознает то, что он делает, и в какой мере отчитывается перед своей совестью.
Как показывают теория и практика, и социально благополучные, и социально запущенные воспитанники нередко проявляют безответственность в своих поступках, что лежит в основе их неустойчивого поведения. Воспитание личной ответственности, приобщение к переживанию этого чувства очень важны в формировании нравственной устойчивости.
Чувство долга – это свойство личности, предельно влияющее на формирование у нее мотивации. "Долг – категория этики, выражающая нравственную задачу отдельного человека, группы лиц, социальной группы, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях и становящаяся для них внутренне принимаемым обязательством" [32, с. 281]. С нравственным долгом, его осуществлением связаны, прежде всего, такие действия и поступки, в которых, с одной стороны, проявляется понимание общественных задач, а с другой – стойкость, мужество, способность до конца противостоять силам, мешающим достижению поставленной цели. Нравственный долг выступает, во-первых – в виде знания того, что в данной ситуации человеку следует сделать, как необходимо поступить, во-вторых – в виде импульса, чувства, стремления. Отсюда вытекают такие его характеристики, как активная деятельность по выполнению нравственной задачи, умение переносить трудности, отстаивать принципы, которые становятся убеждениями, нормами поведения, позволяют нравственному долгу выступать в качестве регулятора поведения, обеспечивающего нравственную устойчивость личности. Анализ мотивации поступков и поведения подростков и юношей свидетельствует, что это свойство у большинства воспитанников либо недостаточно сформировано, либо искажено. Так, например, воспитанники отождествляют его с круговой порукой [22, 27, 36]. Недостаточная сформированность и зачастую ложное представление у старших подростков о понятии "чувство долга" вызывают необходимость в дальнейшей работе по его развитию.
Чувство долга можно превратить в качество личности только при ориентации на нравственный идеал, который является "абсолютным основанием морального долга, критерием разделения добра и зла" [32].
В старшем подростковом возрасте, когда человек начинает искать свое место среди окружающих его людей, делать попытки построить свою линию жизненного поведения, самоопределения, у него увеличивается потребность в примере, образце, которому можно подражать, так как в этом поиске он сталкивается с внутренними противоречиями, возникающими из-за несоответствия желаемого и возможного. Однако "образец, – писал Д.Б. Эльконин, – это не образ другого, а образ себя через другого. Это то, каким я хочу, стремлюсь быть". Определяющая роль идеала в нравственном воспитании личности неоднократно отмечалась в научной литературе. Исследователи считают, что нравственные идеалы позволяют воспитаннику шагнуть за пределы сиюминутной ситуации и ближайшего окружения, ориентировать свое поведение на отдаленные факторы и тем самым стать относительно независимым от непосредственных воздействий.
Однако в старшем подростковом и юношеском периоде развития личности у воспитанников с неадаптивным поведением идеал не всегда имеет социально-нравственную сущность и нередко асоциален. В этом случае укрепляется неустойчивость личности, способствующая расшатыванию моральных понятий, искажению их истинного смысла. Человек, привыкший подражать чужому мнению, соблюдать любые стандарты и стереотипы поведения, легко превращается в исполнителя чужой воли. Поэтому для формирования нравственной стойкости важна переориентация на нравственный образец. В этом случае, когда воспитанник попадает в экстремальную ситуацию, конкретный нравственный идеал выступает посредником между нравственным требованием и данной ситуацией, помогая подростку объективно оценить ее, найти выход, определить нравственную линию поведения. Вот почему нравственному идеалу отводится одно из центральных мест в структуре такого образования как нравственная устойчивость (см. рис. 1).
К числу основополагающих свойств, которые определяют нравственно устойчивое поведение личности, относится убежденность, так как одно только знание и одобрение моральных норм, утвердившихся в обществе, осознание их и рождение на их основе чувств, еще не может служить достаточной гарантией устойчивого и последовательного нравственного поведения человека. Для того, чтобы руководствоваться моральными нормами в повседневной деятельности, необходимо превратить их в глубокие личные убеждения, сделать их внутренней потребностью. "Убежденность – это твердая вера в истинность чего-нибудь" [29, с. 279], это субъективное отношение человека к своим поступкам и убеждениям, в котором проявляется его уверенность в собственной правоте [35]. Являясь одной из форм нравственного самосознания, "убежденность представляет собой идейно-психологическую основу для развития в человеке определенных волевых качеств – мужества, стойкости, самообладания, выдержки, инициативности, верности избранным идеалам" [35, с. 361], которые обеспечивают нравственно устойчивое поведение в любых, даже неблагоприятных обстоятельствах. В основе убежденности лежат убеждения – "глубоко укоренившиеся в сознании человека моральные представления (нормы, принципы, идеалы, которым он считает для себя обязательным следовать)" [35].
В литературе отмечается трехкомпонентная структура убеждений, она включает в себя когнитивный, эмоционально-личностный, практически-действенный компоненты. Исходя из этого, механизм формирования нравственно устойчивого поведения может быть представлен следующим образом. С развитием системы представлений на основе более глубокого овладения нравственными понятиями через переживание своего отношения к данным знаниям, суждениям и через сознательное их применение в практических действиях у воспитанника усиливается внутренняя потребность в нравственном поведении. Именно это делает подростка независимым от его эмоционального состояния, а моральные нормы становятся регулятором его поступков. Стойкие убеждения помогают воспитаннику преодолеть дистанцию между нравственным сознанием и поступком. У воспитанников с неадаптивным поведением, процесс становления убеждений затруднен вследствие недостаточной глубины и стойкости их взглядов, которые во многом определяются ситуацией и поэтому не способствуют стабильности их нравственного сознания и поведения. Этот процесс также затруднен из-за их незащищенности от различных конкурирующих влияний. Кроме того, у трудных подростков довольно стойкие неадекватные, а порой просто асоциальные убеждения, определяют негативные способы самореализации в поведении.
В формировании нравственных убеждений большое значение имеет установка личности на неприятие стереотипов асоциального поведения. "Нравственные убеждения, – пишет Л.М. Архангельский, – отличаются двумя специфическими особенностями. Во-первых, простое знание моральных требований переходит в осознание их необходимости и, как следствие этого, происходит внутреннее принятие внешних поведений, органическое слияние их с волевым побуждением к действию, что составляет устойчивую жизненную позицию личности. Во-вторых, нравственные убеждения связаны с качественно новым характером подчинения личных желаний, стремлений, помыслов общественным интересам, воплощенным в требованиях общественной морали". Именно поэтому нравственная убежденность – один из главных компонентов нашей модели. Она является связующим звеном между нравственным сознанием и способом поведения.
Как уже отмечалось, все вышеуказанные свойства мы условно включаем в мотивационный блок в структуре такого интегративного образования как нравственная устойчивость. Свойства этого блока побуждают человека к определенным действиям, которые зависят от содержательной сущности побуждений. Причем в этих действиях формируются качества, которые являются характерными для личности с нравственно устойчивым поведением. Эти качества составляют блок свойств социально-нравственной активности.
Теория и практика показывают, что социальная активность – неотъемлемый фактор формирования личности вообще и ее нравственной устойчивости в частности. Это объясняется тем, что, будучи социальным существом, человек не может реализовать себя в объективном мире иначе, как воздействуя на окружающую социальную среду и собственную личность. Социальная активность, в широком смысле, создает всю совокупность существующих в мире материальных и духовных благ, но, вместе с тем, социальная активность человека формирует его самого как субъекта, как личность.
Одним из проявлений социальной активности, которое определяет нравственно устойчивое поведение, является самостоятельность. В интересующем нас аспекте человек самостоятельный характеризуется умением ориентироваться в любых ситуациях, выбирать способ решения той или иной проблемы, определять линию поведения. Он умеет отстаивать свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав [13], осуществляет регуляцию своего поведения без помощи взрослых, сохраняя устойчивую ориентацию на нравственные инварианты [34].
Человек, у которого развито такое качество как самостоятельность, способен принимать решения сам, не поддаваясь внешним отрицательным влияниям, не подчиняясь общему порыву.
Другим проявлением социальной активности является способность личности активно реализовывать свою внутреннюю позицию. Активность проявляется в деятельности, причем, не в любой, а лишь в той, которую можно назвать самодеятельностью. Активность человека – это способность совершать сознательные действия, связанные с проявлением инициативы, творчества, с самообладанием и смелостью, с умением определить конкретное содержание долга в той или иной ситуации, исходя из соображений общественного блага.
Активность личности подразумевает переход от действий по указанию руководителя ("зависимого действия") к действиям самостоятельным ("ради принципа"), что является важным моментом в характеристике нравственной устойчивости.
Известно, что социальная активность формируется только в такой деятельности, цели которой поняты и осознаны личностью, при этом человек руководствуется нравственными убеждениями и идеалами [17, 19]. Следует отметить, что человек не может сохранять и реализовывать свои позиции в сложных ситуациях без определенного весьма значительного волевого усилия [13].
В этой связи процесс активной реализации внутренней позиции требует мобилизации таких волевых свойств, как инициативность, решительность, выдержка, настойчивость, самообладание. К свойствам социальной активности в основе нравственно устойчивого поведения трудных воспитанников целесообразно отнести такие, как стойкость к отрицательным влияниям среды, способность защищать свои взгляды, позиции, принципы, непримиримость к безнравственным проявлениям, которые менее всего у них сформированы.
Для того чтобы эти свойства успешно формировались, необходимо развивать выдержку. Выдержка – морально-психологическое условие нравственно устойчивого поведения в экстремальных ситуациях, так как имен