Тема: Составление повествовательного рассказа
«Скворечник» по серии сюжетных картинок с дополнительной опорой на предметные картинки
Цель: 1. Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картинок.
2.Обучение запоминанию и рассказыванию составленного рассказа с дополнительной опорой на предметные картинки.
3.Закрепление представлений о ранней весне.
4.Обогащение лексики родственными словами путем образования родственных слов с помощью вопросов.
Оборудование: Серия сюжетных картинок «Скворечник»:
Дети увидели обветшалый за зиму скворечник.
Дети ремонтируют в мастерской старый скворечник.
Дети вешают скворечник на березу.
Прилетели скворцы к скворечнику.
Предметные картинки: дети, скворечник, береза (I период); перелетные птицы: ласточка, грач, скворец, лебедь, жаворонок, журавль, аист, цапля, кукушка.
План занятия
I. Припоминание и называние перелетных птиц.
II.1. Отгадывание загадки о скворце с опорой на картинки (отыскивание отгадки):
На дереве висит дворец,
Во дворце сидит певец, А зовут его... (скворец).
На панно выставлены картинки с изображением перелетных птиц.
2. Счет — 1-10 — скворцы в стае (по цепочке).
3. Образование родственных слов к слову скворец с помощью вопросов:
Как назвать скворца ласково? — Скворушка.
Кто у скворца детеныш (и)? — Скворчонок (скворчата).
Как называется их мама? — Скворчиха.
Какой домик строят люди для скворцов весной?
Назовите его. — Скворечник.
III.Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок.
1. Рассматривание сюжетных картинок и размещение их на доске в логической последовательности.
2. Беседа по содержанию серии сюжетных картинок:
Какое время года изображено?
Какая это весна, ранняя или поздняя?
Чем вы можете подтвердить, что это ранняя весна?
Почему скворечник пришел в негодность за зиму?
Подберите к нему признаки. Каким он стал? (Черным, ветхим, дряхлым, поломанным.)
Что решили сделать дети, когда увидели ветхий скворечник?
Что они делают на второй, третьей, четвертой картинках?
Почему они отошли в сторонку, когда увидели скворцов? Чему рады дети?
3. Коллективное составление 1-2 предложений к каждой картинке. Заучивание их.
IV. Физкультминутка.
V.Рассказывание детьми по цепочке составленного рассказа с опорой на предметные картинки (дети, скворечник, береза, скворец).
VI.Повторение загадки о скворце, припоминание родственных слов к слову скворец,четырех картинок к рассказу.
VII.Итог.
Закрепление вне занятия
1. Рассказывание дома (по памяти) рассказа «Скворечник».
2. Аппликация из геометрических форм «Скворец».
3. Рисование по клеткам «Скворечник».
4. Игра «Подбери родственные слова» (скворец, грач, лебедь).
5. Игра «Телефон» — припоминание перелетных птиц.
Занятие 4
Тема: Составление описательного рассказа
«Весна идет» по простым 1-фигурным сюжетным картинкам и опорным словам
Цель: 1. Обучение составлению предложений по простым сюжетным картинкам с использованием опорных слов.
2. Объединение предложений в рассказ и заучивание его.
3. Закрепление представлений о ранней весне в природе.
4. Обогащение лексики родственными словами путем выделения их из контекста.
Оборудование: Пейзажная картина «Ранняя весна» (можно использовать фотографии из настенных календарей).
Простые сюжетные картинки:
Солнце сияет в небе.
Тающий темный снег, проталины.
Журчат ручейки.
Голые деревья с набухшими почками.
Подснежник пробивается из-под снега.
Воробей весело чирикает на ветке.
План занятия
I. Отгадывание загадки о весне:
Сошли снега,
Шумит вода,
Все оживает,
Когда это бывает?
Припоминание (называние) весенних месяцев, первых примет весны в природе. И. Рассматривание весеннего пейзажа «Ранняя весна». Беседа по содержанию:
Какое время года изображено на картине?
Какая это весна, ранняя или поздняя?
Почему вы решили, что это ранняя весна?
Отыщите на картине приметы ранней весны. Как вы думаете, с чего начинается весна в природе?
Подберите признаки к весне. Какая весна, какими словами можно красиво рассказать о весне: ранняя (поздняя), дружная (затяжная), теплая (холодная), веселая (грустная), долгожданная.
Почему так весело чирикают воробьи?
II. Составление рассказа о ранней весне.
1.Составление предложений по простым сюжетным картинкам и опорным словам с помощью логопеда.
Солнце, сильнее— Солнце пригревает сильнее.
Снег, проталины, кое-где— Снег почернел, начал таять. Кое-где
образовались проталины.
Ручейки, звонкие— Побежали, зазвенели, зажурчали
звонкие ручейки.
Деревья, еще, уже — Деревья еще стоят голые, но на ветках уже набухли почки.
Подснежник, снег, первый, из-под — Из-под снега выглянул первый подснежник.
Воробей, ветка, весело— Воробей весело чирикает на ветке.
2.Объединение предложений в связный рассказ. Рассказывание детьми по цепочке с опорой на предметные картинки без помощи логопеда (2 раза).
III. Физкультминутка.
IV. Выделение родственных слов из текстов-миниатюр.
1. Наступает весна. Весной солнце светит ярче и пригревает по-весеннему сильнее. Дует теплый весенний ветер. У Сони на носу весной зацветают веснушки.
2. Солнце пригревает все сильнее. Птички греются на ярком весеннем солнышке. По крышам весело прыгают солнечные зайчики.
V. Итог.
Закрепление вне занятия
1. Доучивание рассказа «Весна».
2. Игра «Вспомни родственные слова» (весна, солнце).
3. Игра «Назови признаки» (весна, солнце, снег).
4. Заучивание загадки о весне.
5. Рисование или аппликация по рассказу «Весна».
Занятие 5