Организация просвещения и обучения родителей.

Содержание родительского просвещения и обучения очевидно выходит за рамки задач вовлечения в управление. В широком смысле оно ориентировано на повышение уровня психологической компетенции и педагогической культуры родителей, трансляцию знаний о целях, задачах, организации процесса обучения и воспитания. Следует признать это необходимой базой для более глубокого вовлечения родителей в управление образовательными организациями, формирующей у них понимание своей роли (миссии) и мотивацию к ее реализации.

Лучшие региональные практики в данном направлении представлены программами, в которых описываются характеристики позиции «эффективного родителя», знания и навыки, необходимые для ее освоения, в т.ч. права и обязанности детей и родителей; возрастосообразные методы воспитания и развития детей, методы поддержания и восстановления семейных традиций, умение обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности в семье, нормализовывать психологический климат в семье, грамотно вести профилактику вредных привычек и склонностей; технологии грамотного питания, закаливания, физического воспитания, стоматологической профилактики.

Основными формами, используемыми в «школах эффективного родителя», являются: лекции, родительские собрания, круглые столы, тренинги, тематические конференции по обмену опытом воспитания детей, вечера вопросов и ответов, диспуты и дискуссии, семейные гостиные, а также индивидуальные тематические консультации.

Анализ наиболее успешных практик позволяет рекомендовать активнее использовать интерактивные формы просветительской и обучающей работы (игры, тренинги, проекты), а также потенциал информационно-коммуникационных технологий и социальных сетей (размещение просветительских материалов, организация форумов и дискуссий на специализированных сайтах и сообществах социальных сетей).

Рекомендуются к изучению и использованию передовых решений такие региональные практики как: «Областные интернет-собрания для родителей «ФГОС глазами родителей» (http://forum.ntf-irro.ru), «ФГОС – мера ответственности за результат» (http://forum2.ntf-irro.ru ) (Свердловская область), Академия родительского образования (Пермский край, http://aro-perm.ru/), Программа родительского просвещения «Папа-школа» в Санкт-Петербурге, Программа родительского просвещения и обучения «Новая контрольная для взрослых» (Петровская школа, лицей №1, г. Петрозаводск, Республика Карелия), Школа ответственных родителей (Оренбургская обл.), «Круглые столы» по государственно-общественному управлению образованием (Ярославская область). Интересной представляется практика Липецкого ИРО «Модель повышения квалификации работников образования по развитию государственно-общественного управления», в рамках реализации которой используется серьёзный подход и правовое обоснование для проектирования системы мероприятий в рамках повышения квалификации работников образования, призванное повысить уровень и интенсивность взаимодействия с родительской общественностью по вопросам участия в совместных проектах и работе коллегиальных органов управления образования.

Особым типом просветительской работы является организация просвещения и обучения родителей по вопросам участия в управлении. Программы данного типа должны фокусироваться на содержании, раскрывающем права и задачи участия родителей в работе в органах государственно-общественного управления, в проведении независимой оценки качества образования, взаимодействии с педагогами и администрацией по вопросам обучения и воспитания детей. В них необходимо, в том числе, раскрывать такие аспекты, как порядок формирования, состав и полномочия органов государственно-общественного управления, регламент их работы, компетенция образовательных организаций, финансовое обеспечение их деятельности, процедуры оценки качества образования, организация закупок, питания и др.

Реализация программ данного типа решает задачи повышения уровня информированности родителей в вопросах образовательной политики, образовательного законодательства, управления образовательной организацией, содержания и оценки качества образования.

Перспективным инструментами информирования и обучения, учитывающими занятость родителей (ограниченный ресурс времени для очного участия), являются онлайн обучающие курсы, реализуемые в т.ч. через мобильные приложения.

Важнейшим условием успешной реализации программ данного типа является финансовая поддержка на региональном и муниципальном уровне. В соответствии с законодательством родители не могут участвовать в программах повышения квалификации, реализуемых на основе государственного задания и обеспеченных соответствующим бюджетом Возможности самих родителей в финансировании своего участия в программах ограничены, и опора на них не может быть рекомендована. Рекомендуется предусмотреть средства на реализацию данных программ в программах развития образования субъектов Российской Федерации в формате государственного задания на проведение работ или субсидий на конкурсной основе (в т.ч. социально-ориентированным некоммерческим организациям) на реализацию проектов.

Наиболее успешной практикой такого рода является обучение родителей - школьных управляющих в городе Москве (очное (сетевая программа Института развития государственно-общественного управления образованием и ГАОУ ВО МГПУ) и дистанционное (http://www.gouo.ru/Setevaya_shkola). Разработанный и реализованный курс «Общественное участие в управлении школой» структурированно представляет проблематику государственно-общественного управления в образовательных организациях и направляет слушателей на осмысление задач и поиск эффективных решений организации государственно-общественного управления на основе осваиваемых знаний о социальном управлении и мотивационном менеджменте с опорой на рефлексию сложившейся практики и опыта организации государственно-общественного управления в образовательных организациях. Курс состоит из лекций по основным темам государственно-общественного управления, которые охватывают теоретические и практические вопросы деятельности управляющих советов, начиная от проектирования и процедур и заканчивая формирования повестки стратегического развития и оценки собственной работы.

Распространение лучших региональных практик данного направления региональными и муниципальными органами, образовательными организациями предполагает анализ реализованных методов и форм (форматов) просвещения и обучения, определение возможностей их адаптации и применения с учетом культурных и образовательных традиций региона, особенностей родительского сообщества, организационных и кадровых ресурсов конкретных территорий (организаций), в том числе возможностей межведомственного (привлечение в качестве лекторов экспертов - работников организаций здравоохранения, внутренних дел, преподавателей федеральных вузов и др.) и межсекторного (возможности участия социально-ориентированных некоммерческих организаций, волонтеров) взаимодействия.

Анализ лучших практик свидетельствует об эффективности реализации в обучении принципа «равный - равному», что позволяет рекомендовать активное привлечение в образовательные программы опытных, активных родителей в качестве преподавателей и наставников. Как и в отношении направления по информационной поддержке целесообразно включить в работу по обучению элемент обратной связи (мониторинга) эффективности.

Наши рекомендации