Для школьников и абитуриентов
Для школьников и абитуриентов
Таблицы по орфографии
Формы написания и их значения в кратком изложении
Москва, 2006
Таблицы по орфографии
для школьников и абитуриентов. – М.: 2006.
Составитель Киреева Н.П.
В Таблицах по орфографии даётся краткое изложение 20 основных орфографических тем, изучаемых в школе. По каждой теме даются необходимые определения и приводятся решения орфограмм в виде правил. Объём предлагаемого материала соответствует школьной программе, небольшое количество дополнительных сведений обозначено знаком *. Весь материал излагается в виде цветных таблиц стандартного вида, при этом цвет, кроме выделительной функции, имеет определённую смысловую нагрузку.
Таблицы рекомендуются школьникам 8 – 11 классов и абитуриентам в качестве вспомогательного учебного пособия для повторения и обобщения правил орфографии.
Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение книги или любой её части запрещается без письменного согласования с автором. Нарушение закона преследуется в судебном порядке.
ОГЛАВЛЕНИЕлист 1
Таблицы | Наименование темы | лист |
Основы орфографии. | ||
Гласные после шипящих и Ц. | ||
Мягкий знак после шипящих на конце слова. Разделительные Ь и Ъ. Сравнительное употребление букв Э и Е. | ||
Правописание гласных в корне слова. | ||
Правописание согласных в корне слова. | ||
Правописание приставок. | ||
Суффиксы существительных и прилагательных. | ||
Окончания существительных и прилагательных. | ||
Правописание глаголов. | ||
Правописание причастий и деепричастий. | ||
Н и НН в прилагательных и причастиях. | ||
Н и НН в различных частях речи. | ||
Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О/Е. | ||
Влияние зависимых слов и краткой формы на написание НЕ с прилагательными и причастиями. | ||
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. | ||
Сравнительное употребление частиц НЕ и НИ. | ||
Правописание наречий: слитное, раздельное и дефисное написание наречий с приставками и предлогами. | ||
Правописание наречий (продолжение темы). | ||
Правописание сложных слов. | ||
Правописание сложных слов (продолжение темы). | ||
Правописание предлогов, союзов и местоименных наречий. |
ОСНОВЫ ОРФОГРАФИИ*
1. Определение орфограммы. Орфограмма является центральным понятием в орфографии. Орфограмма – это буква или форма написания, которая выбирается из двух или трёх возможных вариантов (например, безударный звук, близкий по произношению к звуку А, может обозначаться буквами О или А: тра(а)ва, го(а)ра). Таким образом, орфограммы не пишутся по слуху, а требуют предварительного контроля. С другой стороны, не следует применять правила при выборе тех букв, которые не являются орфограммами, то есть определяются по слуху однозначно (например, ударные гласные, за исключением стоящих после шипящих). В противном случае объём орфографического материала необоснованно увеличивается. 2. Классификация орфограмм. Классификацию орфограмм можно представить в виде следующей схемы: ОРФОГРАММЫ Буквенные орфограммы: Выбор формы написания: - графические, или орфограммы письма - слитная - связанные с фонетическим чередованием - раздельная звуков - дефисная - прописная или строчная буква Для каждого вида орфограмм указывается причина и определяется общий метод решения. 3. Виды орфограмм. А) Графические орфограммы, или орфограммы письма. К графическим орфограммам, или орфограммам письма, относятся: гласные после шипящих и Ц; Ь на конце слова после шипящих; разделительные Ь и Ъ; сравнительное употребление букв Э и Е. Причиной графических орфограмм является то, что один и тот же звук, не требующий проверки, можно обозначить двумя различными буквами (например, шёпот – шорох; ударный гласный звук О обозначается буквами О или Ё). Таким образом, графические орфограммы связаны с особенностями русского письма. Для решения орфограммы следует определить звуковой (фонемный) состав морфем, что осуществляется одним из следующих методов: а) проверка; б) контроль по словарю; в) применение правила; г) грамматический анализ. Например: белеет – белый, проверкабезударного гласного в корне; поклониться – чередующийся корень КЛАН/КЛОН, О – без ударения (правило); морозец – суффикс ЕЦ для сущ. м.р. (грамматический анализ, правило); альбом – контроль безударного гласного по словарю; синий (какой?) туман – безударное окончание ИЙдля прил. м.р., И.п. (грамматический анализ, правило). В) Прописная или строчная буква. Основным назначением прописных букв является их выделительная функция. С прописной буквы пишутся: а) первые слова (начало текста, цитаты, предложения, в том числе первые слова после точки, вопросительного или восклицательного знака, многоточия); б) собственные имена и названия, в том числе географические, исторические, астрономические, литературные названия; названия организаций, предприятий, документов, медалей, должностей и званий и др.; в) официальные слова (Чрезвычайный и Полномочный Посол) и слова высокого стиля (Родина, Отчизна, Человек). Основной трудностью при решении данных орфограмм является выбор прописных букв в составных именах собственных, а также отличие приложений от имён собственных. Например: остров Новая Земля; Северный Ледовитый океан; улица Чистые пруды; улица Каменный мост. В приведённых примерах слова улица, остров являются приложениями и пишутся со строчной буквы; слова Ледовитый и Земля являются условными названиями в составе имени собственного и пишутся с прописной буквы; слова пруды и мост также входят в состав имени собственного, но пишутся со строчной буквы, так как имеют реальное значение (мост и пруды реально существуют или существовали когда-то). Г) Раздельная, слитная и дефисная форма написания. Выбор формы написания делается путём лексико-грамматического анализа слова, то есть является смысловым решением, например: белоствольный – от белый ствол, слитное написание сложного прилагательного, образованного из словосочетания; бело-розовый – от белый и розовый, дефисное написание сложного прилагательного, образованного сложением основ. В некоторых случаях смысловое решение можно заменить более простым формальным решением: лесостепь – слитное написание сложного существительного при наличии соединительной гласной (формальный признак вновь образованного слова); хлеб-соль - дефисное написание сложного прилагательного при отсутствии соединительной гласной. | лист 2
В большинстве случаев система русского письма обеспечивает однозначное соответствие между звуками и буквами, однако существует несколько исключений, которые и являются причиной графических орфограмм. Графические орфограммы решаются с помощью определённых правил. |
Б) Буквенные орфограммы, связанные с фонетическим чередованием.
Причиной большинства буквенных орфограмм является фонетическое чередование гласных и согласных звуков.
Грамматическая справка (понятие о фонетическом чередовании). Фонетическое чередование связано с нормами литературного произношения. Например, в безударной позиции практически не произносится звук О (так называемое московское «аканье»); парные звонкие/глухие согласные перед шумными согласными оглушаются или озвончаются и т.д. При фонетическом чередовании смыслоразличительный звукв сильной позиции чередуется с удобным для произношения звуком в слабой позиции (например, лес – ле(и)сной, ряд – ря(и)довой , берёза – берёз(с)ка). Сильной позицией для гласных является ударная позиция, а для большинства согласных – позиция перед гласным. Фонетическое чередование звуков не отражается на письме: буквами обозначаются только звуки в сильных позициях (смыслоразличительные звуки, или фонемы); соответственно, русское письмо является фонематическим (смысловым), а не фонетическим (звуковым). Примечание. Фонетическое чередование следует отличать от нефонетического чередования, которое не связано с сильной или слабой позицией звука и отражается на письме, например: мыть – мою, чередование Ы/О. |
лист 3
4.Общий метод решения орфограмм.
Общий метод решения орфограмм состоит из двух этапов:
Для школьников и абитуриентов
Таблицы по орфографии