Результатов реализации программы
Основная цель программы: создание условий, обеспечивающих переход к
информационному обществу.
Программные задачи:
1. Обеспечение эффективности системы государственного управления.
2. Обеспечение доступности информационно-коммуникационной инфраструктуры.
3. Создание информационной среды для социально-экономического и культурного
развития общества.
5. Развитие отечественного информационного пространства.
Основные направления, пути достижения поставленных целей программы и соответствующие меры:
1. Оптимизация системы государственного управления через информатизацию.
2. Открытость государственных органов.
3. Развитие «электронного правительства».
4. Внедрение новой модели информатизации государственных органов.
5. ИКТ для обеспечения правопорядка и общественной безопасности.
Также в программе «Информационный Казахстан – 2020» имеется такой пункт, как:
Создание информационной среды для социально-экономического и культурного
Развития общества.
Основные задачи:
1. Развитие человеческого капитала.
2. Развитие электронного здравоохранения.
3. Развитие электронной коммерции.
4. Формирование электронной экономики.
Внедрение ИКТ во многом определяет сегодня развитие науки, образования, экономической и социальной сфер, способствует росту производительности труда и качества выпускаемых товаров, услуг, повышению эффективности работы государственных органов власти и их взаимодействия с обществом. Однако, без высокого уровня знания работниками тех или иных сфер применяемых в их работе программных обеспечений, ресурсов, новых технологий не позволит правильно и эффективно использовать внедряемые ИКТ, а соответственно, повышать качество предоставляемых ими услуг и выполняемых функций. Поэтому, при построении информационного общества ключевым вопросом становится не только повышение уровня общей компьютерной грамотности населения, но и повышение уровня компьютерной грамотности по профильным направлениям работников всех отраслей экономики, государственных и гражданских служащих, представителей малого и среднего бизнеса.
Развитие современных ИКТ диктует темп и вектор развития образования: методики
должны быть вариабельны, задания приближены к производственной практике, а
преподаватели обязаны быть не только высокопрофессиональными, но и непрерывно
повышать свою квалификацию как методическую, так и производственную. В противном
случае влияние ИКТ на формирование человеческого капитала будет отрицательным.
Будущее образование – это смешанное образование, то есть симбиоз очных и сетевых
форм обучения с разной степенью включенности в образовательный процесс. В настоящее
время в мире практикуется смешанное обучение (традиционное и электронное обучение).
Согласно международным исследованиям (Watson, John, 2008) в будущем смешанная
форма обучения станет доминирующей в среднем образовании.
Учет всех новых тенденций развития ИКТ в сфере образования и применение их в
образовательном процессе, поможет вывести образование страны на новый уровень.
Краткий анализ текущей ситуации:
В целях глобального внедрения возможностей ИКТ в сферу среднего образования в 2011
году начат проект внедрения информационной системы электронного обучения (eLearning)
в школы и техническое и профессиональное образование (далее – ТиПО).
Однако данный проект требует решения большого количества сопутствующих задач,
таких как стандартизация цифрового образовательного контента, обеспечение бесплатным
или льготным ШПД организаций образования, обеспечение льготным Интернет учащихся
и учителей.
Задача: обеспечение конкурентоспособности образовательной и научной сфер Казахстана
за счет внедрения ИКТ.
Целевые индикаторы:
1. доля научно-образовательных учреждений, подключенных к единой национальной
научно-образовательной сети в 2017 году - 50%, в 2020 году - 100%;
2. обеспечение доступности качественного образования с помощью ИКТ для детей с
особыми потребностями (инклюзивное образование) в 2017 году - 30 %, в 2020
году - 50%;
3. объем электронного образовательного контента в открытом доступе для школ и
ТиПО в 2017 году - 60 %, в 2020 году - 90%;
4. количество научных и научно-технических электронных периодических изданий в
2017 году - 2, в 2020 году - 4.
Пути достижения:
Для полномасштабного внедрения ИКТ в сферу образования и повышения доступности
качественного образования с помощью ИКТ будут реализованы следующие меры:
- внесены предложения по системному развитию цифровых научно-образовательных
ресурсов с применением мультимедиа-технологий;
стандарты в области образования будут гармонизированы с международными
стандартами;
- внесены предложения по разработке концепции формирования информационной
культуры в дошкольном образовании;
- внесены предложения по созданию ресурсов по мониторингу и управлению
жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс средних учебных заведений предусматривает:
- Будет обеспечена подготовка и повышение квалификации преподавателей для
функционирования системы электронного обучения и администраторов системы
электронного обучения;
- обеспечение детей инвалидов оборудованием и программным обеспечением.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс высших учебных заведений предусматривает:
- Будут рассмотрены предложения по созданию лабораторий при ВУЗах
оборудованных необходимыми средствами для реализации студентами своих
научных работ;
- будет предусмотрен перевод образовательных процессов в электронный формат;
распространение материалов, публикация новостей, общение между студентами,
индивидуальное общение между студентами и преподавателями во всех учебных
заведениях, как дошкольных, так и высших;
проработаны вопросы внедрения в образовательный процесс обучения курсов
практического использования новейших программных решений и приложений для
конкретной профессиональной деятельности по специализациям (например,
студентам экономических факультетов – современных программных решений в
области экономики).
На самом деле, ИКТ будет задействовано не только в сфере обучения, но и во многих других. А хорошо это или нет, время покажет.