О выполнении лабораторной работы № 1

Предмет: Химия

Отчет

О выполнении лабораторной работы № 1

Тема: Основные классы неорганических соединений

Работу выполнил(а) Работу принял

Обучающийся (аяся)___курса преподаватель:

Группы___________ Грачева Н.А.

Ф.И.О. ______________ Оценка:____

Цель:Получить и изучить экспериментально свойства оксидов, кислот, оснований

Актуализируются ОК:

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Оборудование и реактивы: штативы, пробирки, металлические держатели, ложечки, горелка, спички; реактивы – NaOH, Ba(OH)2, CaO, HCl, H2SO4, CuCl2, CuSO4, ZnSO4, BaCl2, Al(SO4)3, фенолфталеин, лакмус.

Организация и оснащение рабочего места:

- Рабочее место обучающегося должно соответствовать требованиям стандарта и БЖД.

- Методические указания для выполнения лабораторной работы.

Перечень заданий:

1. Получение и изучение свойств диоксида серы (SO4).

2. Изучение свойств оксида кальция.

3. получение и изучение свойств оксида меди (II).

4. Получение и изучение свойств амфотерных гидроксидов.

5. Получение и изучение свойств солей.

Теоретические основы:

Оксиды– сложные вещества, состоящие из 2-х элементов, один из которых – кислород в степени окисления - 2.

Формула NO – оксид азота.

Получение.

1) Окисление 1(а) простых веществ

2Mg+O2=2MgO

4P+5O2=2P2O5

1(б)сложных веществ

2H2S+3O2=2H2O+2SO2

2) Разложение 2 (а) солей

CuSO4=tCuO+SO3

2 (б) оснований

Ba(OH)2=BaO+H2O

2 (в) кислородсодержащих кислот:

стойких в присутствии водоотнимающих средств (P2O5)

2HClO4 = Cl2O7+H2O

нестойких – (H2CO3, H2SO3) – простое нагревание.

3) Разложение высших оксидов и окисление низших

4CrO3=2Cr2O3+3O2

4) Вытеснение летучего оксида менее летучим при высокой температуре

Na2CO3+SiO2=Na2SiO3+CO2

5) Взаимодействие кислот-окислителей (H2SO4(конц),HNO3)

с металлами и некоторыми неметаллами:

Cu+2H2SO4(конц)=CuSO4+SO2 +2H2O

Zn+4HNO3(конц)=Zn(NO3)2+2NO2 +2H2O

Оксиды бывают: солеобразующие и несолеобразующие.

С о л е о б р а з у ю щ и е с я:

a) Основные – этим оксидам соответствуют основание

I. Некоторые с водой (оксиды щелочные) CaO+H2O=Ca(OH)2

II. Все с кислотами Fe2O3+6HCl=2FeCl3+3H2O

III. С кислотными оксидами CaO+CO2=CaCO3

б) Амфотерные – ZnO,Al2O3, Fe2O3 основной характер, взаимодействуют как с кислотами так и с основаниями.

в) Кислотные – соответствуют кислоты

Большинство с водой SO3+H2O=H2SO4

Со щелочами 2NaOH+SiO2=Na2SiO3+H2O

С основными оксидами SiO2+CaO=CaSiO3(шлак)

Основания – это соединения образующие при диссоциации в водном растворе из отрицательных ионов только ионы гидроксида ОН-.

Физические свойства: твердые кристаллические вещества. Легко в воде растворяются щелочи: LiOH, NaOH, KOH, CsOH, RbOH, Ca(OH)2, другие – малорастворимые. Водные растворы щелочей – мылки на ощупь, разъедают кожу, ткань – едкие щелочи.

Получение

Металл + вода Ba+2H2O=Ba(OH)2 +H2

1) Оксид + вода CaO+H2O=Ca(OH)2

2) Электролиз водных растворов солей щелочных металлов

2NaCl+2H2O=Cl2+ H2+NaOH

H2O H++OH- анод(+) 2Cl- -2e=Cl2

Нерастворимые в воде основания:

1) Соль + щелочь CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2 +Na2SO4

2) Исключение Na2CO3+Ca(OH)3=2NaOH+CaCO3

малораств. – 12%

Химические свойства:

1) Все основания реагируют с кислотами – реакция нейтрализации:

Cu(OH)2+H2SO4=CuSO4+2H2O

2) С кислотными оксидами:

Cu(OH)2+SO3=CuSO4=H2O

3) Растворы щелочей имеют рН>7, изменяют окраску индикаторов: лакмус – синяя, фенолфталеин – фиолетовая.

4) Щелочи активно взаимодействуют с амфотерными оксидами:

2KOH+ZnO=K2ZnO2+H2O

5) Щелочи взаимодействуют с солями, если образуется малорастворимая соль:

Ba(OH)2+Na2SO4=BaSO4 +2NaOH

6) При нагревании:

- гидроксиды щелочных металлов – не разлагаются;

- гидроксиды щелочноземельных – разлагаются при прокаливании.

Большинство нерастворимых в воде гидроксидов – легко дегидратируются при несильном нагреве: Cu(OH)2=CuO+H2O

Амфотерные гидроксиды:

Образуются при диссоциации в воде катионы водорода Н+ и анионы гидроксила ОН-: Al(OH)3; Zn(OH)2; Cr(OH)3/

- с кислотами Zn(OH)2+2HCl=ZnCl2+2H2O

- со щелочами Zn(OH)2+2NaOH=Na2[Zn(OH)4]

Кислоты – это соединения, образующие при диссоциации из положительных ионов только ионы водорода Н+ (гидроксония Н3О-)

Кислоты бывают:

- безкислородные HCl;HBr;H2S.

- кислородные H2SO4;HNO3.

Получение:

1) Кислородные – взаимодействие соответствующих ангидридов с водой:

SO3+H2O=H2SO4

2) Некоторые кислородные – действием на неметаллы сильных окислителей:

3P+5HNO3+2H2O=3H3PO4+5NO

3) Безкислородные – прямое взаимодействие элементов:

H2+Cl2=2HCl

4) Общий способ – реакция обмена между солью и менее летучей кислотой:

NaCl+H2SO4=HCl +NaHSO4

Химические свойства:

1) Растворы кислот имеют рН<7 окрашивают лакмус в красный цвет.

2) Все кислоты реагируют с основаниями – реакция нейтрализации:

H2SO4+Fe(OH)2=FeSO4+2H2O

3) С основными оксидами (и амфотерными):

Fe(OH)3+6HCl=2FeCl3+3H2O

4) С металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода (кислоты неокислители):

Zn+2HCl=ZnCl2+H2

5) С солями, если образуется малорастворимая соль или летучее вещество:

H2SO4+BaCl2=BaSO4 +2HCl

6) При нагревании кислородные кислоты разлагаются:

H2SiO3=H2O+SiO2

лучше в присутствии водоотнимающего Р2О5.

Задание № 1

Получение и изучение свойств диоксида серы (SO2).

Алгоритм выполнения задания

В металлическую ложечку набрать небольшое количество серы и поджечь. Обратите внимание на то, как горит сера и на запах газа. Ложечку с горящей серой поместить в стакан на 50 мл с водой и закрыть стеклянной пластинкой. Держать ложечку на поверхности воды до полного сгорания серы, затем окунуть ложечку в воду и хорошо перемешать. Прилить в стакан 2-3 капли раствора индикатора (лакмус или метилоранж).

1. Как окрасится раствор, о чем говорит такое окрашивание?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запишите уравнение горения серы и взаимодействие диоксида серы с водой.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. К полученному раствору кислоты добавьте водный раствор щелочи (NaOH и KOH) до изменения окраски индикатора. Запишите уравнение реакции кислоты со щелочью.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2

Задание № 3

Задание № 4

Задание № 5

Предмет: Химия

Отчет

о выполнении лабораторной работы № 1

Наши рекомендации