На конец 1938 – 1939 учебного года (абс. пок.)
Территории | Количество специальных школ | В них обучалось учащихся |
Пермская область | ||
Свердловская область | ||
Челябинская область | ||
Всего | ||
Анализ показывает, что в конце 30-х годов ХХ века в Уральском регионе преимущественно открываются специальные школы трех видов: для умственно отсталых, слепых и глухих детей. Кроме того, в каждой из областей Уральского региона открыты по одной санаторно-лесной школе-интернату, которые отнести к специальному типу нет оснований. В силу этого мы исключили их из общего количества специальных школ, фигурирующих в таблице 5.
Великая отечественная война 1941-1945 гг. приостановила развитие специального образования на Урале. Ряд зданий, в которых ранее размещались специальные школы, были отданы под госпитали или перепрофилированы под эвакуированные промышленные предприятия или детские дома.
Однако в течение 5 послевоенных лет сеть специальных учреждений не только восстановлена, но и несколько увеличена по сравнению с 1939 годом. В 1947 году на базе закрытого детского дома в п. Малый Исток открывается школа-интернат для слепых детей. В этом же году было принято решение об открытии лаборатории по разработке тифлотехнических средств и приборов для лиц утративших зрение во время Великой отечественной войны 1941-1945 гг. Впоследствии – это тифлотехническая лаборатория НИИ дефектологии АПН СССР (руководитель лаборатории доктор педагогических наук, профессор Р.С.Муратов). Благодаря деятельности лаборатории были заложены научные основы использования технических средств и приборов для коррекции и компенсации развития детей с сенсорными нарушениями. Большую роль в разработку этого научного направления внесли уральские ученые О.Л.Алексеев, М.А. Вербук, Р.С.Муратов, Л.А.Семенов и др. Лаборатория сыграла огромную роль в совершенствовании работы специальных школ и системы специального образования Урала в целом.
Ускоренное развитие специального образования в Уральском регионе, как, впрочем, и во всей России, падает на 50—60-е гг. ХХ века. Очевидцы событий того времени связывают этот «феномен» с личностью Н.С.Хрущева, в семье которого воспитывался аномальный внук. Однако этот факт всячески замалчивался. В то время как в США, например, бум с развитием специального образования связывался в это же время с деятельностью президента Д. Кеннеди и наличием в их семействе умственно отсталой сестры. Этот факт неоднократно освещался в печати и надо сказать принес большую пользу американскому обществу и позволил принять в США Закон «Об аномальных индивидах». У нас же в России такого закона не принято до сих пор.
Показательным для специального образования Уральского региона в эти годы стало следующее: интенсивный рост сети специальных учреждений в Уральском регионе и ее дифференциация, наличие всех видов подобного рода учреждений для детей с физическими и психическими недостатками; охват обучением детей с дошкольного возраста; возможно более полное удовлетворение потребностей населения в услугах, связанных с обеспечением специальной педагогической помощи детям с ОВЗ в образовании; открытие в каждом районе Уральского региона специальных школ и логопунктов для оказания помощи детям с нарушениями речи и интеллекта, наличие в системе специального образования большего, чем в других регионах, количества подготовленных специалистов, чему способствовало открытие в 1964 году дефектологического факультета в Свердловском государственном педагогическом институте (в настоящее время – это Институт специального образования Уральского государственного педагогического университета).
Именно в 50-е – 60-е годы ХХ века впервые на Урале открываются специальные школы для детей с глубокими нарушениями речи. В гг. Свердловске (1956 г, 1962 г.), Челябинске (1958 г.), Пермской области (1959 г.), Кургане (1966 г.).
В 1962 году в г. Свердловске открывается школа-интернат для детей с ринолалией, которая в течение ряда лет была экспериментальной площадкой, где отрабатывались методы ранней коррекции речи после проведения пластических операций детям в первые годы жизни.
Появляются специальные коррекционные школы-интернаты для слабовидящих детей в г. Свердловске, Челябинске; Кургане, Пермской области.
Продолжает развиваться сеть специальных вспомогательных школ-интернатов и специальных классов для умственно отсталых детей при общеобразовательных школах, открываются детские сады для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и интеллекта.
Насколько быстро происходил рост количества специальных учреждений в Уральском регионе, дают представление данные, полученные нами на основе статистических отчетов Свердловского областного отдела народного образования за десятилетний отрезок времени с 1960 по 1970 гг.
Общее количество специальных школ в Свердловской области за десятилетие увеличилось более чем в два раза (с 19 до 42). Наиболее интенсивно открывались школы для умственно отсталых детей (увеличение в 2,4 раза), для детей с нарушением речи (увеличение в три раза). Вновь открывается школа для слабовидящих детей (1968 г.). Если в 50-е годы в основном открывались школы для умственно отсталых, глухих и слепых детей, то в шестидесятые – нарастает процесс дифференциации детей по видам учреждений. Выделяются типологические группы слабовидящих и слабослышащих детей, детей с физическими нарушениями (ДЦП) и глубокими речевыми расстройствами различного генеза. Создаются предпосылки для полного охвата всех детей с теми или иными нарушениями развития специальной педагогической помощью в системе специального образования.
В связи с налаживанием диагностической работы по отбору детей в специальные школы, открытие дошкольных учреждений приводит к изменению общей картины в оценке распространенности аномалий среди всей детской возрастной популяции.
Таблица 6