Губернии (в абс. пок.) на конец 1923 г.

Тип учреждения Количество педагогов в них Количество воспитанников
Детский дом для слепых детей
Детский дом для глухонемых детей
Детский дом для умственно отсталых детей
Колония для морально дефективных детей

Примерно такое же положение в области специального образования остается в уездных городах Пермской губернии. Об этом красноречиво говорит архивный источник того времени. Так, в бюллетене первого Курганского уездного съезда Советов по народному образованию (от 18. 08. 1921 г.) отмечается: «Заслушав доклад «Народное просвещение и экономическая политика советской власти» и содоклады к нему …, из которых видно, что воспитание молодого поколения стоит не на должной высоте:

1. Детская дефективность за время войны приняла чрезвычайные размеры;

2. Идеи единой трудовой школы, дошкольного и внешкольного воспитания вследствие тяжелых экономических условий проводятся слабо».

Вместе с тем государство достаточно последовательно проводит в жизнь политику, направленную на создание государственной системы специального образования. Приведем в качестве иллюстрации только один пример.

Как мы уже писали выше, в Пермской губернии до революции было одно специальное учебное заведение для глухонемых детей, да и существовало оно на благотворительные средства.

В 1917 г., по данным Министерства просвещения и Попечительства о глухонемых, в России числилось 45 тыс. глухонемых детей, а обучалось же всего лишь около 3 тысяч (6,6%)». Основная их масса (93,4%) не обучалась и, оставалась неграмотной и бесправной, была обречена на тяжелую, нищенскую жизнь.

Большая заслуга в решении проблемы быстрого расширения сети специаль­ных школ в первые годы Советской власти принадлежит Н. К. Крупской. В 1920 г. состоялся I Всероссийский съезд по борьбе с детской дефективностью. В его работе активное участие приняла Надежда Константиновна, которая представила на обсуждение перспективы развития сети государственных учреждений общественного воспитания в России.

Выступая на III Всероссийском съезде заведующих губернскими отделами народного образования (1922 год), она говорила о том, что «есть конкретный план постановки сети учреждений для дефективных...».

В эти годы на Урале как и в стране в целом осуществляется процесс формирования системы воспитания и обучения дефективных детей. Реализуя эти планы, Екатеринбургский отдел народного образования в 1920 году организовал детский дом для дефективных детей. В создание этого учреждения много сил вложила инспектор губоно А. Г. Яцына. Это учреждение было создано на 50 глухих и слепых детей. С таким смешанным составом детский дом просуществовал два года. Организация работы с детьми, страдающими разными нарушениями, оказывалась очень сложной. Чтобы улучшить процесс воспитания и расширить контингент воспитанников, в 1922 году детский дом разделился на два: один - для глухих, другой — для слепых детей. С этого времени каждое из них стало развиваться раздельно как два самостоятельных воспитательных детских учреждения.

Первые годы развития учреждения для глухих были особенно трудными. Об этом можно судить уже по тому, что до 1927 года школа фактически не имела своего постоянного помещения, пять раз переезжала из одного здания в. другое. Учебная работа не была организована. Дети объединялись в воспитательские группы, занимались трудом в хозяйственных работах детского дома, иногда с ними проводились занятия по рисованию. Небольшой педагогический коллектив во главе с Ё. М. Бельтюковой, руководившей учреждением в первые 10 лет существования, преодолевая трудности, стремился к надлежащей постановке дела. В результате в 1926 году дет­ский дом был преобразован в школу, а в 1927 году получил более отвечающее нуждам школы здание (бывшую дачу из­вестного на Урале золотопромышленника Ларичева). С этого времени начались организованные занятия в классах и мастерских по учебному плану и программам, утвержденным Наркомпросом. В 1932 году в школе уже 70 учеников, но желающих в ней обучаться было значительно больше. Обеспечить же при­ем всех нуждающихся в обучении школа не могла из-за от­сутствия свободных мест в интернате и школе. Тогда в 1933г. при деятельной помощи инспектора Свердлов­ского областного отдела народного образования по специальному образованию Т. А. Макаровой был открыт филиал школы глухонемых при школе слышащих детей.

К 1935 г. школа глухонемых уже имела 150 учеников. Встала необходимость постройки нового здания для детского учреждения. Директор школы Т. А. Багрова, возглавлявшая коллектив школы с 1932 г. по 1937 г., энергично добивалась строительства нового здания школы.

В 1936 г. закончилось строительство нового школьного здания, а год спустя был произведен первый выпуск школьников, окончивших 8-й класс (за 8 лет обучения глухие школьники осваивали программу начального общего образования).

С этого года количество учащихся увеличилось до 200 человек. Школа пополнилась учителями с дефектологическим образованием, которые смогли активизировать методическую работу. В эти годы отмечается высокая эффективность в деятельности методических секций: организуются курсы, семинары, помогающие учителям-практикам правильно организовать занятия по технике речи и чтению с губ. На эти курсы приезжали учителя из Пермской и Сарапульской школ глухих.

Несмотря на то, что школа получила специально предназначенное ей здание, проблема полного охвате обучением всех глухонемых в Уральском регионе по-прежнему оставалась неразрешенной. Областные партийные и советские органы принимают совместное постановление об открытии новых школ для глухонемых детей в Свердловской области, в связи с чем в 1938 г. открываются школы в г. Свердловске (на Эльмаше) и в г. Нижнем Тагиле (на 250 учеников каждая).

Таким образом, за короткий отрезок времени (18 лет) вопрос о полном охвате обучением глухих детей в Свердловской области был решен положительно.

В связи с принятием Закона об обязательном начальном образовании остро встает вопрос о второгодничестве, которое не в последнюю очередь поддерживалось за счет детей с нарушением интеллекта. Несмотря на существующую сеть специальных классов для умственно отсталых учащихся, они не могли полностью решить проблему оказания им коррекционной помощи Открытие первой на Урале вспомогательной школы для умственно отсталых детей совпало с выходом в свет Постановления Совета народных комиссаров (СНК) от 1926 года «Об учреждениях для глухонемых, слепых, умственно отсталых детей и подростков». Именно в 1926 году начальная школа № 6 г. Екатеринбурга была реорганизована во вспомогательную школу, а в 1927 году в связи с ее перегруженностью открывается еще одна вспомогательная школа № 93 на ВИЗе.

В соответствии с данным Постановлением СНК открываются также вспомогательные школы в г.г. Перми (1928) и Челябинске (1927), однако большая часть детей с нарушением интеллекта продолжала обучаться в специальных классах при общеобразовательных школах.

Таким образом, в первой трети ХХ века в Уральском регионе складывается и организационно оформляется государственная система специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: нарушениями зрения, нарушениями слуха и умственно отсталых. Можно констатировать, что в историческом плане завершился один из самых трудных этапов в развитии специального образования – создание государственной системы оказания педагогической помощи аномальным детям в Уральском регионе. Характерной особенностью данного этапа является то, что он начался с существенным отставанием во времени с подобным этапом для центральной России, но завершился одновременно. Со времени открытия первой специальной школы в 1890 году до момента оформления сети учреждений прошло около 40 лет.

2.5. Совершенствование системы специального образования в Уральском

Наши рекомендации