Научное обоснование практики и общие методологические условия его разработки

Что такое обоснование? Из чего состоит научное обоснование? Функции научного обоснования. Виды научного обоснования.

Практические задания:

1. Разработка алгоритма научного обоснования педагогической практики с использованием нормативной структуры деятельности (В.И. Слободчиков).

2. Дискуссия «Должна ли ограничиваться свобода исследований?»

Задания для самостоятельной работы (2 часа)

1. Изучение текста Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. – М.: Академия, 2008. – С. 21-34.

2. Изучение текста статьи В.И. Слободчикова «Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности» (Вопросы психологии. 2000. С 3-18.)

3. Подготовка к дискуссии «Должна ли ограничиваться свобода исследований?»

Результаты освоения темы:

- алгоритм научного обоснования педагогической практики с использованием нормативной структурой деятельности.

Модуль №4. Государственная политика в образовании

Лекция 4 Российское образование и тенденции мирового развития (2 часа)

Тенденции, формирующие систему образования. Глобальные вызовы мирового развития. Мобильность населения как характеристика современного общества. Глобальные вызовы в сфере экологии. Глобальная экономика. Наукоемкая экономика услуг. Основные мировые тенденции развития образования. Идеология общего обязательного образования.

Семинарские занятия Занятие 8 (2 часа)

Российское образование и тенденции мирового развития (2 часа)

Основные тенденции мирового развития. Проблемы образования в современном мире. Основные принципы образования (Доклад Ж. Делора, 1996). Инновационное образование как основной ресурс инновационного развития государства. Стратегия развития образования до 2020 г. Новые социальные требования к системе российского образования.

Практические задания:

1. Проведите систематизацию проблемного поля развития образования (выделите проблемы и проранжируйте их).

Задания для самостоятельной работы (2 часа)

1. Написать эссе по теме «Российское образование в мире: лидер или аутсайдер?».

Результаты освоения темы:

- эссе по теме «Российское образование в мире: лидер или аутсайдер?»;

- таблица «Проблемы развития образования и их основания».

Занятие 9 (2 часа) Нормативно-правовые основы государственной политики

Закон РФ «Об образовании», федеральные целевые программы развития общего образования, Закон об образовании Красноярского края и официальные документы, определяющие государственную политику в области (общего, дополнительного, дошкольного, профессионального и т.д., (по выбору) образования. Разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере общего образования. Федеральные проекты в сфере образования.

Практические задания:

1. Проанализируйте главы проекта закона «Об образовании в РФ» (по выбору) и откоментируйте их.

Задания для самостоятельной работы (2 часа)

1. Напишите аналитическую записку по теме: «Всеобщая доступность качественного образования – реальность или фантастика».

Результаты освоения темы:

- аналитическая записка «Доступность качественного образования»:

- Комментарии к главе проекта закона «Об образовании в РФ»

Занятие 10 (2 часа)

Образовательная система РФ: приоритетные направления развития

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Индикаторы и показатели в управлении образованием как инструмент реализации образовательной политики. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Практические задания:

1. Представьте себе, что вам нужно объяснить родителям учащихся планируемые изменения в школе в связи с реализацией национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Подготовьте краткую справку, используя текст документа.

Задания для самостоятельной работы (2 часа)

1. Напишите эссе «Нужны ли школе новые стандарты?»

Результаты освоения темы:

- тезисы выступления «Планируемые изменения в деятельности образовательного учреждения в связи с реализацией национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»»;

- Эссе по теме: ««Нужны ли школе новые стандарты?».

Модуль №5. Региональные аспекты развития системы образования

Семинарские занятия Занятие 11 (2 часа)

Региональная образовательная политика и инвестиционные проекты Красноярского края

Федеральная политика как основание формирования региональной политики. Основные инвестиционные проекты Красноярского края («Освоение Ванкорского нефтегазового месторождения», «Нижнее Приангарье», «Комплексное развитие Красноярской агломерации до 2020 года») и задачи образования для обеспечения потребностей проектов. Инновационное образование как основной ресурс социально-экономического

развития края. Основные направления и задачи региональной политики в области образования. Реализация региональной политики.

Практические задания:

1. Исходя из концепции социально-экономического развития Красноярского края, оформите основные задачи региональной политики в области образования.

Задания для самостоятельной работы (2 часа)

1. Осуществить проблемный анализ текста одного из инвестиционных проектов Красноярского края (по выбору студента).

Результаты освоения темы:

- тезисы «Основные задачи региональной политики в области образования».

- аналитическая записка «Влияние региональной политики на цели и содержание образования» или «Как изменятся цели и содержание образования на территории «Красноярского края в связи с реализацией инвестиционных проектов»

Занятие 12 (2 часа) Нормативно-правовая база региональной политики

Закон Красноярского края об образовании. Краевые целевые программы развития образования и официальные документы, определяющие региональную политику в области (общего, дополнительного, дошкольного, профессионального и т.д., (по выбору) образования. Региональный компонент стандарта государственного общего образования.

Практические задания:

1. Составить перечень нормативно-правовых актов, служащих основанием разработки программы развития (образовательной программы) образовательного учреждения.

Задания для самостоятельной работы (2 часа)

1. Каким образом региональная политика реализуется через содержание образования? Приведите примеры, подкрепив их нормативно-правовыми документами.

Результаты освоения темы:

- перечень нормативно-правовых актов,служащих основаниемразработки программ развития образовательных учреждений.

Занятия 13 – 14 (4 часа)

Система образования Красноярского края: приоритетные направления развития. Краевые целевые программы и проекты

Программно-целевое развитие регионального образования. Развитие сети современных образовательных учреждений. Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений. Создание краевой системы оценки качества образования. Формирование инновационного кадрового ресурса отрасли. Государственно-общественное управление образовательными учреждениями. Краевые целевые программы: «Дети», «Обеспечение жизнедеятельности образовательных учреждений», «Профилактика правонарушений» и другие. Краевые конкурсы как механизм повышения качества образования.

Практические задания:

1. Анализ текстов краевых целевых программ (по выбору студентов) и

выявите на решение каких проблем практики краевого образования они направлены.

2. Проанализируйте тексты Концепции модернизации сети общеобразовательных учреждений и их филиалов в Красноярском крае на период до 2015 года и Концепции работы с одаренными школьниками в Красноярском крае до 2015 года «Одаренные дети Красноярья» выделите приоритетные направления и составьте дорожную карту работ.

Задания для самостоятельной работы (4 часа)

1. Эссе «Красноярский край – лидер российского образования: миф или реальность?»

Результаты освоения темы:

- аналитическая записка «Краевые целевые программы как механизм решения проблем практики краевого образования»

- дорожная карта работ по приоритетным направлениям развития краевого образования;

2. - эссе по теме ««Красноярский край – лидер российского образования: миф или реальность?»

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. В чем заключаются особенности науки как вида познавательной деятельности? Назовите компоненты научной деятельности и охарактеризуйте их.

2. Какова значимость истории науки и каковы ее функции? Приведите примеры реализации данных функций.

3. Дайте характеристику программ историко-научных исследований.

4. Дайте характеристику подходов к анализу динамики, развития научного знания и механизмов этого развития (кумулятивизм, антикумулятивизм, сциентизм и антисциентизм).

5. Сравните фундаментальные и прикладные исследования. В чем заключаются их существенные различия?

6. Осуществите сравнительный анализ текстов исследовательских программ: критический рационализм Поппера, концепция исследовательских программ Лакатоса, теория познания Полани (2 по выбору студентов).

7. Дайте характеристику уровней методологического анализа.

8. Охарактеризуйте главные характеристики современной постнеклассической науки.

9. Дайте характеристику общенаучных методов и приемов исследования.

10. В чем заключается отличие естественно-научных исследований от социальных.

11. Развитие гуманитарной методологии в XX веке. Характеристика основных направлений: феноменология, экзистенциализм, герменевтика, структурализм.

12. Субъект-объектная парадигма. Субъект: виды, признаки. Объект: виды, признаки.

13. В чем основной замысел инновационных преобразований в системе образования России? Приведите доказательства.

14. Каковы перспективы развития образования в России сегодня? Ответ обоснуйте.

15. В чем особенности современной ситуации образования? Ответ подкрепите цитатами из документов.

16. Какие инновационные направления представлены в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»? Охарактеризуйте их.

17. В чем суть инновационных преобразований образования? Дайте характеристику на примере одного из программных документов.

18. Каковы принципы государственной политики в области образования. Приведите примеры реализации данных принципов в практике работы учреждений.

19. Какие направления деятельности школы могут стать приоритетными в связи с реализацией национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»? Почему именно эти направления?

20. В чем принципиальное отличие новых федеральных образовательных стандартов общего образования от предшествующих?

21. Как связана стратегия развития региональной системы образования с программой социально-экономического развития региона? Ответ подтвердите цитатами из документов.

22. Охарактеризуйте нормативно-правовое обеспечение региональной системы образования в Красноярском крае.

23. Охарактеризуйте нормативно-правовое обеспечение государственной политики в области образования в РФ.

24. Каковы новые социальные требования к системе российского образования исходя из тенденций мирового развития?

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Лекционные занятия с использованием слайдов Power Point и видео материалов, лекции-дискурсы.

2. Семинарские занятия с использованием активных и интерактивных методов обучения:

· Работа в малых группах по анализу документов, определяющих нормативно-правовые основания решений в области общего (дополнительного, дошкольного, профессионального и т.д.)1 образования федерального уровня;

· Дискуссия «Должна ли ограничиваться свобода исследований?»

Научное обоснование практики и общие методологические условия его разработки - student2.ru

На выбор студента.  
   

· Деловые игры «Обсуждение Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Выбор приоритетов», «Портрет выпускника для инвестиционных проектов края» «Задачи образования края на текущий год. Выбор приоритетов».

· Подготовка и презентация результатов групповой работы.

3. Самостоятельная работа студентов:

· Алгоритм научного обоснования педагогической практики.

· Эссе «Нужны ли школе новые стандарты?», «Российское образование в мире: лидер или аутсайдер?», «Всеобщая доступность качественного образования – реальность или фантастика», «Региональный компонент: за и против» или «Красноярский край – лидер российского образования: миф или реальность?»

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Проект закона РФ «Об образовании»

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. М., 2008.

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

[Электронный ресурс] httm//www.mon.gov.ru

4. Концепция модернизации сети общеобразовательных учреждений и их филиалов в Красноярском крае на период до 2015 года.

5. Концепция работы с одаренными школьниками в Красноярском крае до 2015 года «Одаренные дети Красноярья».

6. Краевая целевая программа «Дети».

7. Краевая целевая программа «Обеспечение жизнедеятельности образовательных учреждений».

8. Краевая целевая программа «Профилактика правонарушений».

9. Федеральный государственный стандарт основного общего образования

10. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1

11. Указ Президента РФ от 31 августа 1999 г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации»

12. Закон Красноярского края от 03.12.2004 № 12-2674 «Об образовании».

13. Абанкина И.В. Перспективы образовательного кредитования в России //Образовательная политика, № 9, 2006.

14. Борисенков В.П. Проблемы образования в современном мире. /Образовательная политика, № 8, 2006.

15. Гапонюк П.Н. Формирование человеческого капитала как проблема обеспечения качества образования в условиях модернизации //

Педагогика. – 2011. – № 5. – С. 22-26.

16. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996.

17. Доклад Общественной палаты Российской Федерации «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в будущее?». //Вопросы образования, №4, 2007.

18. История и философия науки: учебное пособие / под ред. А.С. Мамзина – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.

19. Кохановский В.П. Философия и методология науки: учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 576 с.

20. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2- е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.

21. Краткий философский словарь [Текст] / под ред. А. П. Алексеева.

М. : Проспект, 2000. – 400 с.

22. Кузьминов Я.И. и др. Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики.//Вопросы образования, №1,

2008.

23. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Кун Т. Структура научных революций. – М., 2003.

24. Методические рекомендации по созданию и организации работы муниципального совета по общему образованию. Приложение к письму агентства образования от 17.10.2007 г. № 8997

25. Модернизация Российского образования: достижения и уроки. (Серия "Актуальные вопросы образовательной политики") – М.: Издательство "Алекс", 2004

26. Поппер К. Логика научного исследования. – М.: Республика, 2004.

27. Равен Дж. Компететность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 1996.

28. Слободчиков В. И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности // Вопросы психологии. – 2000. – № 2– С 42-52.

29. Сперанский А.В., Лонина С.Л., Шкроб Н.В. Социология: теория социальных систем: учебное пособие. – Красноярск, Сиб. гос. аэрокосмич.

ун-т, 2010. – 274 с.

30. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006.

31. Степин В.С. Марксистская концепция общества и проблема построения современной картины социальной реальности // в кн.: Философия

и история философии. Актуальные проблемы. – М., 2004. – С.11-12

32. Тенденции, формирующие систему образования. Доклад Центра исследований и инноваций в области образования. ОЭСР. // Вопросы образования, №2, 2009, с.18-39.

33. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 557 с.

34. Философия и методология науки. Часть II. – М.: SvR-Аргус,1994. –

200 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Краевский В.В. Научное исследование в педагогике и современность // Педагогика. – № 2. – 2005. – С. 13-20.

2. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). – М.: Педагогика,1977 – 264 с.

3. Коклан Д., О’Коннел Дж., Мерфи И. Знания, инновации и творческий потенциал как основа экономического развития в XXI в. // Вестник международных организаций. 2010. № 3. С. 21-33.

4. Ильина Н.Ф. Организация образовательного процесса в педагогическом вузе на основе системо-мыследеятельностного подхода // Инновационные процессы в образовании и науке: опыт, проблемы, перспективы: сборник статей. Часть 1 / материалы межрегиональной научно-

практической конференции. – Петропавловск-Камчатский – КамГУ им.

Витуса Беринга. – 2009. – C. 82-88.

5. Зинченко А.П. Понятие об исследованиях в мыследеятельности // Вопросы методологии. – 1994. – №1-2. – С. 52-58.

6. Завьялов А.М., Федорова М.А. Модернизация подготовки студентов к научной деятельности // Высшее образование в России – 2011 –

№ 1 – С. 34-41

7. Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. –

М. : Педагогика, 1984. – 176 с.

8. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2010: Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее,

Москва, 2010. – 152 с.

9. Гершунский Б.С. Философия образования XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) – М. : Совершенство, 1998. – 608 с.

10. Бермус А.Г. Введение в гуманитарную методологию. – М., 2007.

– 336 с.

11. Алексеев Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем: Сб. «Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения». Материалы к конференции ИПИ РАО, 1994г. г. Москва. –

М., 1994. – С. 33-38.

12. Лекторский В.А., Швырев В.С. Методологический анализ науки: философия, методология, наука. – М: Наука, 1972.

13. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. – 2- е изд., измен.

и доп. – М., 1992. – 410 с.

14. Нагорнов В.А., Перфильева О.В. Оценка роли вузов в региональном развитии: формирование устойчивых партнерств для развития // Вестник международных организаций. 2010. № 4. С. 60-86.

15. Слободчиков В. И. Антропологический кризис европейской модели человека // Кентавр. – 2005. – №36. – С. 24-29.

16. Сперанский А.В., Лонина С.Л., Шкроб Н.В. Социология: теория социальных систем: учебное пособие. – Красноярск, Сиб. гос. аэрокосмич.

ун-т, 2010. – 274 с.

17. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности. – М.:

МПСИ: Флинтс. – 1994. – 236 с.

18. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод (авторское вступление П.С. Гуревич). – М., 1994. – 447 с.

19. Харрингтон Дж. Совершенство управления проектами. – М.:

Стандарты и качество. – 2007. – 232 с.

20. Щедровицкий Г.П. Мышление – Понимание – Рефлексия. – М.: Наследие ММК, 2005 – 800 с.

21. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования. – М., 1993.

– 154 с.

22. Реморенко И.М. Переход к инновационной экономике: возможности и ограничения для системы образования // Вопросы образования. – 2011. - №3. – С. 54-72.

23. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. –

299 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наши рекомендации