Возрастные особенности детей от 2-3 лет
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 года)
Принята на педагогическом Совете Протокол № 1 от «28» сентября 2015 г. |
г. Вологда
Содержание | Стр. | |
1. | Целевой раздел……………………………………………………….. | |
1.1 | Пояснительная записка……………………………………………….. | |
1.2. | Возрастные особенности детей дошкольного возраста……………... | |
1.3. | Планируемые результаты освоения программы……………………... | |
1.4. | Система оценки результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования………………………………. | |
2. | Содержательный раздел…………………………………………….. | |
2.1. | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях…………...................................................... | |
2.2. | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы……………………………................................ | |
2.3. | Реализация приоритетного направления МДОУ…………………….. | |
2.4. | Региональный компонент …………………………………………….. | |
2.5. | Описание взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников……………………………….......................................... | |
3. | Организационный раздел…………………………………………… | |
3.1. | Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие воспитанников………………………………………………………….. | |
3.2. | Построение образовательного процесса……………………………… | |
3.3. | Традиции программы в образовательном пространстве МДОУ № 70 «Калинка»…………………………………………………………… | |
3.4. | Организация режима пребывания детей …………………………….. | |
3.5. | Описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания………………………………………………… | |
3.6. | Кадровые условия реализации программы ………………………….. | |
3.7. | Финансовые условия реализации программы……………………….. | |
3.8. | Управление реализацией программы……………………………….. | |
Краткая презентацияосновной общеобразовательной программы дошкольного образования (для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста) | ||
Приложения |
.
Паспорт программы
Таблица 1
Наименование программы | Основная образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида №70 "Калинка" |
Назначение программы | Создание условий для реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования |
Срок реализации программы | Бессрочная |
Исполнители программы | Педагогический коллектив, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники МДОУ №70 "Калинка. |
Руководитель программы | Заведующий МДОУ №70 "Калинка" Т.В. Червюк |
Цель программы | 1) повышение социального статуса дошкольного образования; 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. |
Возраст детей | От 2 до 8 лет |
Управление реализацией программы | Осуществляет заведующий. Корректировка программы осуществляется педагогическим советов МДОУ №70 "Калинка". |
Система контроля за реализацией программы | Мониторинг качества образования, административный контроль. |
Ожидаемый результат | Достижение итоговых и промежуточных результатов освоения детьми образовательной программы в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО. Удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг составит не менее 95% |
Общие сведения об образовательном учреждении
Таблица 2
№ п/п | Показатели | Характеристика |
1. | Дата основания | 1968 год |
2. | Полное наименование в соответствии с уставом: | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №70 «Калинка» |
3. | Тип ОУ: | Дошкольное образовательное учреждение |
4. | Вид ОУ: | Детский сад общеразвивающего вида |
5. | Категория: | Вторая |
6. | Приоритетное направление: | Физическое развитие детей |
7. | Юридический адрес: | г. Вологда ул. Герцена 97 – а |
8. | Телефон: | 75-01-96 |
9. | E-mail: | [email protected] |
10. | Адрес сайта: | www.d10142.edu35.ru |
11. | Учредитель: | Управление образования Администрации г. Вологды |
12. | Лицензия: | Серия 35 Л01 № 0000029, выдана Департаментом образования Вологодской области, 11.10.12, регистрационный номер 7491, бессрочно |
13. | Свидетельство о государственной аккредитации: | 1.Серия АА 123601, регистрационный номер 342, выдана Департаментом образования вологодской области, 08.01.2004 г. 2.Приказ Департамента образования Вологодской области № 1714 от 15.12. 2006 г. о признании аттестованным МДОУ № 70 «Калинка». |
14. | Руководитель: | Червюк Тамара Валентиновна |
15. | Характеристика микрорайона: | Детский сад расположен во дворах улиц: Яшина, Герцена, Козлёнская. Ø В окружении находятся: промышленное предприятие - ОАО «Хладокомбинат» , образовательное учреждение – МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5, учреждение дополнительного образования, детский клуб «Алые паруса», учреждения сферы услуг – почта, магазины, парикмахерские. |
16. | Проектная мощность: | 150 человек |
17. | Фактическая наполняемость: | 239 человек |
18. | Группы: | 8 групп, из них 7 групп – дошкольный возраст, 1 группа - ранний |
19. | Дополнительные помещения: | Ø для физического развития и оздоровления детей: медицинский и процедурный кабинеты, физкультурный зал, бассейн; Ø для проведения коррекционно-развивающей работы: кабинеты педагога-психолога; Ø для осуществления художественно-эстетического развития: музыкальный зал, изостудия. |
Основная образовательная программа дошкольного образования
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.
Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 70 «Калинка» города Вологды (далее Программа, МДОУ № 70 «Калинка») была переработана и составлена в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России 17.11.2013 г. № 1155 (далее – ФГОС ДО), Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012, решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) одобрена Примерная образовательная программа дошкольного образования.
Программа МДОУ №70 «Калинка» спроектирована с учетом особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов обучающихся. Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
При разработке программы мы руководствовались положениями, сформулированными академиком РАО А.Г. Асмоловым: «Первое – стандарт дошкольного образования проектируется нами как социокультурная норма поддержки разнообразия в мире дошкольного детства, а не унификация, обезличивание, выстраивание в шеренгу дошкольников. Второе – упомянутый стандарт – это стандарт развития, социализации и приобщения к ценностями и традициям разных культур, а не стандарт дрессуры, натаскивания дошкольников письму, чтению и счёту. Третье: ключевой принцип стандарта – принцип приобщения к познанию через различные виды деятельности, сообразные психолого-возрастным особенностям развития ребёнка». Программа носит комплексный характер и обеспечивает развитие детей дошкольного возраста в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Программа разработана, утверждена и реализуется в МДОУ № 70 «Калинка» в соответствии с:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
3. Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249;
4. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
5. Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
6. Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13);
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295;
9. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 года №1014;
10. Государственная программа «Развитие образования Вологодской области на 2013 – 2017 годы», утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 22.10.2012 г. №1243;
11. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения, направленные на повышение эффективности образования» на 2013 – 2018 годы, утвержденный постановлением Правительства области от 19.04.2014 № 419 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 25.02.2013 № 201 (предыдущая редакция "дорожной карты");
12. Устав МДОУ №70 «Калинка»;
13. Основные локальные акты МДОУ №70 «Калинка».
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Содержание Программы составлено с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 года № 2/15), Основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» под редакцией Л.Г. Петерсон (далее ОО ДО «Мир открытий»), а также региональных особенностей Вологодской области, специфики и общеразвивающего вида дошкольного образовательного учреждения с приоритетным осуществлением физического развития ребенка дошкольного возраста, образовательных потребностей и запросов воспитанников, а также их родителей (законных представителей), опирается на теоретические основы возрастной психологии.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в МДОУ № 70 «Калинка»и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа предусмотрена для освоения детьми в возрасте от 2 до 8 лет, в группах общеразвивающей направленности. При необходимости Программа может быть адаптирована для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Программа разработана для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Цель Программы: накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Приоритетные задачи реализации Программы:
- охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой он есть;
- развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;
- формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
- формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
- развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
- воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека.
Принципы к формированию Программы
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения.
Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
6. Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.
7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования и др.).
8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.
10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.
13. Учёт Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010 г.), в котором указывается, что «в младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребёнка»: «Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах… Наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью) в программном содержании представлен деятельностный компонент – надпредметные способы деятельности, которые формируются средствами каждого учебного предмета».
Данный подход не только позволяет на практике обеспечить решение проблемы преемственности и непрерывности разных уровней образования, но и позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания дошкольного образования, обеспечить системность в постижении детьми разных сторон окружающего мира.
Также программа ориентированна на развитие современных детей.
Учёные считают, что современные дети обладают новым типом сознания: системно-смысловым (Н.А.Горлова), а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века. В их сознании доминирует смысловая сфера, которая определяет смысловую ориентацию на деятельность. Иными словами, если ребёнок не понимает смысла деятельности, которую ему предлагают, то он отказывается её выполнять.
Основные подходы к формированию Программы:
Культурно-исторический подход определяет развитие ребенка как процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях.
Личностный подход исходит из положения, что в основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности поведения. Поступательное развитие ребенка главным образом происходит за счет его личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.
Деятельностный подход рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
Образовательная среда в соответствии с Программой строится на основе системы принципов деятельностного обучения:
- принцип психологической комфортности: взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;
- принцип деятельности: основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса;
- принцип целостности: стратегия и тактика образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка (у ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях);
- принцип минимакса: создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития - в своем темпе, на уровне своего возможного максимума;
- принцип творчества: образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
- принцип вариативности: детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия и др.;
- принцип непрерывности: обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития.
лт рождения до школы"ир открытийа № 70 " учреждении "
1.2. Возрастные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Сведения о количестве групп и контингенте детей в МДОУ №70 «Калинка»:
Анализ наполняемости:
Таблица 3
Наполняемость | Количество детей | Количество групп |
Согласно проекта | ||
Согласно санитарных норм | ||
Фактическая |
Структура, количество групп:
Таблица 4
№ | Наименование групп | Возраст | Количество групп |
Первая младшая группа | 2-3 года | ||
Вторая младшая группа | 3-4 года | ||
Средняя группа | 4-5 лет | ||
Старшая группа | 5-6 лет | ||
Подготовительная группа | 6-7 лет | ||
ВСЕГО: |
Группы формируются по возрастному принципу. Фактическая наполняемость групп колеблется от 28 до 30 человек.
Психическое развитие ребёнка осуществляется в процессе закономерной смене разных типов мотивационных отношений, реализуемых в разных типах ведущей деятельности, в которые необходимо включать ребёнка и которые определяют возрастную периодизацию психического развития. Ведущий тип деятельности задаётся социальной ситуацией развития – теми формами отношений с предметным миром, взрослыми и социальной средой, которые приобретают наибольшее мотивационное значение для ребёнка и в которые необходимо включается ребёнок, овладевая человеческой культурой и человеческими действиями.
Внутри ведущего типа деятельности формируются, развиваются и дифференцируются новые, все более сложные виды действий и деятельностей. На каждом возрастном этапе развития в составе ведущего типа деятельности формируются и переструктурируются психические функции человека. Ведущий тип деятельности обеспечивает формирование характерных для каждого возраста психических новообразований: а) в развитии отношений с людьми и обществом – развитие личностных особенностей; б) в развитии операционально-технических способностей. При этом под ведущим типом деятельности понимается не индивидуально мотивационно-значимые для каждого ребёнка действия и направления индивидуальной активности. Понятие «ведущий тип деятельности» фиксирует основные особенности, которые характеризуют мотивы и способы их реализации любым ребёнком данного возраста в отношениях с другими людьми и предметными условиями человеческой культуры.
В психическом развитии человека наблюдается закономерное чередование периодов двух типов:
1) периодов, на протяжении которых преимущественно происходит освоение социальных задач, мотивов, норм и правил отношений между людьми – развитие эмоционально-мотивационной личностно-смысловой сферы ребёнка.
2) периодов, на протяжении которых происходит преимущественно овладение способами и средствами организации и выполнения предметных действий, овладение способами использования предметно-орудийных и знаково-символических средств – развитие операционно-технических и интеллектуально-познавательных способностей.
Такие взаимосвязанные периоды составляют «эпохи» в психическом развитии человека, на протяжении каждой из которых ребёнок сначала приобретает новые мотивы, устанавливает новые мотивационные отношения к другим людям и предметному миру (первый период), а затем овладевает умениями самостоятельно организовывать и выполнять человеческие действия, необходимые для реализации новых мотивационных отношений (второй период). Содержание первой эпохи (ранний возраст) включает переход от деятельности непосредственно-эмоционального общения к предметно-манипулятивной деятельности. Переход ко второй эпохе в психическом развитии часто характеризуется «кризисом трехлетнего возраста».
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с
Реализации Программы
Программа реализует модель образовательного процесса (таблица №7), в которой представлены современные подходы к организации всех видов детской деятельности в соответствии с принятыми методами воспитания, обучения и развития дошкольников, средствами образования, адекватными возрасту детей формами организации образовательной деятельности.
Модель образовательного процесса
Таблица 7
Уровни проектирования | ||||
Физическое развитие | Физическое воспитание: - охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений; - формирование нравственно-физических навыков, потребности в физическом совершенстве; - воспитание культурно-гигиенических качеств; -формирование представлений о своем организме, здоровье, режиме, об активности и отдыхе - формирование навыков выполнения основных движений | Игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность | Двигательная | Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию; утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами (в т.ч. народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки и др. Наблюдение за способами движения разных объектов живой природы; гимнастики (дыхательная, артикуляционная, ритмическая, бодрящая); пешеходная прогулка, оформление и презентация тематической странички портфолио «Я расту», «Мои спортивные достижения» и т.д. |
Социально-коммуникативное развитие | Нравственное воспитание: - формирование механизма нравственного воспитания: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения; - воспитание нравственных качеств, востребованных в современном обществе | Самообслуживание и элементарный бытовой труд; Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); Игровая | Индивидуальные и подгрупповые поручения, дежурства, совместный (общий, коллективный) труд (в т.ч. в рамках практико-ориентированных проектов), ре |