Методы педагогических измерений
Шкалирование
Шкала – это средство фиксации результатов измерения путем упорядочивания их в определенную числовую систему, в которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах [Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. – М., 2001, стр. 359]. В процессе упорядочивания каждому элементу выборки ставится в соответствие определенный балл (шкальный индекс), устанавливающий положение наблюдаемого результата на шкале.
Шкалирование — это операция упорядочивания исходных эмпирических данных путем перевода их в шкальные оценки. Шкала дает возможность упорядочить наблюдаемые явления, при этом каждое из них получает количественную оценку. Шкалирование помогает определить низшую и высшую ступени исследуемого явления.
Например, при исследовании учебных интересов учеников мы устанавливаем их границы: очень большой интерес — очень слабый интерес. Между этими границами определяется ряд ступеней. В результате складывается следующая шкала учебных интересов: очень большой интерес (1); большой интерес (2); средний (3); слабый (4); очень слабый (5). В психолого-педагогических исследованиях применяют классификацию шкал, предложенную С.Стивенсоном (см. рис. 1), согласно которой четыре основных способа измерения, связанные с различными правилами, называют измерительными шкалами (номинальная, порядковая, интервальная и шкала отношений). [Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник/О.Ю. Ермолаев. – 2-е изд., исп. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003, стр. 122 с.]
Рис. 1. Классификация шкал по С.Стивенсу (в рисунке ошибка: в первом случае – это количественные шкалы)
1. Номинальная шкала (шкала наименований), которую правильнее было бы считать классификацией, а не измерением, делит все объекты на группы по какому-либо признаку (различию). Этим признакам присваиваются определенные числа (код), что создает удобства при дальнейшей обработке экспериментальных данных. Никакого количественного соотношения между объектами в номинальной шкале нет.
Примеры:
Учащиеся класса делятся на две категории и обозначаются: девочки - 01, мальчики - 02.
Группы нарушителей дисциплины и их обозначение (кодирование): на уроке - 1, на улице – 2, дома - 3.
2. Шкала порядка (порядковая, ранговая, ординальная) предназначена для измерения (обозначения) степени различия какого-либо признака или свойства у разных объектов. Самым ярким примером порядковой шкалы является пятибалльная система оценки ЗУН учащихся. Для нее разработаны критерии и различные методы измерения. 3начительно труднее применять порядковую шкалу для количественных оценок других качеств личности (в воспитательном процессе). Имеется несколько разновидностей порядкового шкалирования (измерения):
ранжирование (в ряд),
группировка (ранжирование по группам),
парное сравнение,
метод рейтинга,
метод полярных профилей.
Ранжирование. Изучаемые объекты располагаются в ряд (упорядочиваются) по степени выраженности какого-либо качества. Первое место в этом ряду занимает объект с наиболее высоким уровнем данного качества, и ему присваивается наивысший балл (числовое значение выбирается произвольно). Затем каждому объекту ранжированного ряда присваиваются более низкие оценки, соответствующие занимаемым местам.
Группировка всей совокупности объектов наблюдения в несколько рангов, достаточно ясно отличающихся друг от друга по степени измеряемого признака.
Пример: учащиеся класса согласно пятибалльной системе оценки ЗУН делятся на отличников, хорошистов и т. д.
Парное сравнение. Учащиеся сопоставляются друг с другом (каждый с каждым) по какому-либо качеству. Если они одинаковы, то каждый получает по баллу. Если у одного этого качества больше, чем у другого, первый получает два балла, второй – 0 (как при спортивных играх по круговой системе). Суммируя полученные каждым баллы, получаем количественное выражение уровня развития данного качества у каждого учащегося (его ранг).
Рейтинг. В этом приеме оценка объекта производится путем усреднения оценочных суждений группой компетентных экспертов. Имея общие критерии оценки (в порядковой шкале, в баллах), эксперты независимо друг от друга (в устной или письменной форме) выносят свои суждения. Усредненный результат экспертной оценки является достаточно объективным и называется рейтингом.
Метод полярных профилей. Этот прием предполагает применение для оценки условной шкалы, крайними точками которой являются противоположные значения признака (например, добрый - злой, теплый - холодный и т. п.). Промежуток между полюсами делится на произвольное количество частей (баллов).
Пример. Оценка степени доверия кандидату на выборную должность дается в полярной шкале:
(Доверяю полностью) 10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 – 1 (Совсем не доверяю)
3. Интервальная шкала (интервальное намерение) - это такое присвоение чисел объектам, когда определено расстояние между объектами и предусмотрена общая для всех объектов постоянная единица измерения. Иначе говоря, в интервальной шкале вводится единица и масштаб измерения. Нулевая точка шкалы выбирается произвольно.
Примеры: температурные шкалы; шкалы стандартизированного тестирования интеллекта.
Интервальная шкала – количественная. В ней возможны все арифметические действия над числами, кроме операции деления. Таким образом, в интервальной шкале нельзя определить во сколько раз один объект больше или меньше другого. Например, если ученик ответил правильно на 10 заданий, то это не означает, что он знает вдвое больше ученика, ответившего на 5 заданий теста.
4. Шкала отношений отличается от интервальной только тем, что ее нулевая точка не произвольна, а указывает на полное отсутствие измеряемого свойства. Сюда относятся и все количественные данные, получаемые пересчетом объектов какого-либо множества (число учащихся, уроков и т. п.).
2. Понятие качества образования.
В любой сфере деятельности стремятся достичь максимально возможного качества этой деятельности.
Главный приоритет качества образования нашел свое выражение в национальной доктрине российского образования. Одна из задач модернизации образования: достижение нового, современного качества дошкольного, общего и профессионального образования.
Следует обратить внимание на широкий спектр основных характеристик в понимании «качества образования» и как следствие на разброс определений феномена «качество образования»:
§ первая группа исследователей в своей трактовке качества образования ориентирована на соответствие ожиданиям и потребностям личности и общества (Шишов С.Е., Кальней В.А., Моисеев А.И., Яковлев Е.В.) [10, 11]. При этом качество образования определяется по совокупности показателей результативности и состояния процесса образования (содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база, кадровый состав и пр.);
§ вторая группа — на сформированный уровень знаний, умений, навыков и социально значимые качества личности (Бондаревская Е.В., Редько Л.Л., Санкин Л.А., Тонконогая Е.П.) [6]. Параметрами качества образования выступают социально-педагогические характеристики (цели, технологии, условия, личностное развитие);
§ третья группа — на соответствие совокупности свойств образовательного процесса и его результата требованиям стандарта, социальным нормам общества, личности (Байденко В.И., Исаев В.А., Селезнева Н.А., Субетто А.И.,) [4,7,8]. Определяется качество образования интегральной характеристикой и процесса, и результата, и системы;
§ четвертая группа — на соответствие результата целям образования, спрогнозированным на зону потенциального развития личности (Поташник М.М., Полонский В.М., Панасюк В.П., Крахмалев А.П.) [5,10]. Качество образования рассматривается как совокупность характеристик образованности выпускника;
§ пятая группа — на способность образовательного учреждения (ОУ) удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности (Бордовский Г.А., Шамова Т.Н., Третьяков П.И., Володина Г.Е.) [1,9J. Качество образования здесь рассматривается как свойство, обуславливающее способность ОУ удовлетворять запросы потребителей разных уровней.
Таблица 1.
Определения «качества образования» | |||
Авторы | Параметры качества образования | Определение качества образования | |
1. | Шишов С.Е., Кальней В.А., Моисеев А.И., Яковлев Е.В. | соответствие ожиданиям и потребностям личности и общества | совокупность показателей результативности и состояние процесса образования (содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база, кадровый состав и пр.) |
2. | Бондаревская Е.В., Редько Л.Л., Санкин Л.А., Тонконогая Е.П. | социально-педагогические характеристики (цели, технологии, условия, личностное развитие) | сформированный уровень знаний, умений, навыков и социально значимые качества личности |
3. | Байденко В.И., Исаев В.А., Селезнева Н.А., Субетто А.И. | интегральная характеристика процесса, результата и системы | соответствие совокупности свойств образовательного процесса и его результата требованиям стандарта, социальным нормам общества, личности |
4. | Поташник М.М., Полонский В.М., Панасюк В.П., Крахмалев А.П. | совокупность характеристик образованности выпускника | соответствие результата целям образования, спрогнозированным на зону потенциального развития личности |
5. | Бордовский Г.А., Шамова Т.Н., Третьяков П.И., Володина Г.Е. | способность образовательного учреждения (ОУ) удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности | свойство, обуславливающее способность ОУ удовлетворять запросы потребителей разных уровней |
Приведенный анализ подходов к определению «качество образования» позволяет выявить основания к их систематизации (см. таблицу 1) [3], а также различные акценты в трактовке «качества образования», как в узком, так и широком смыслах (по Субетто А.И.) [8]. Особое место в этой системе занимает квалиметрический подход.
Таблица 2.Различные подходы к определению качества образования
Подход | Основание |
Интуитивно-эмпирический | Опыт и интуиция человека |
Формально-отчетный | Уровень успеваемости обучаемых (процент успевающих на «4» и «5») |
Психологический | Уровень развития познавательных процессов и степень проявления психических новообразований личности |
Педагогический | Уровень воспитанности и обученности |
Процессуальный | Оценка состояния образовательного процесса |
Результирующий | Оценка результата педагогической деятельности образовательного учреждения |
Комплексный | Внешняя экспертиза (материальная база, кадровый состав, программы, формы и методы работы и другие показатели) |
Многопараметрический | Оценка деятельности образовательных учреждений на основе внутрисистемных параметров |
Методологический | Соотношение результата с операционально заданными целями |
Интегрированный | Введение категорий, носящих интегрированный характер (компетентность, грамотность, образованность) |
Личностно — ориентированный | Личностное развитие обучаемого |
Социальный | Степень удовлетворенности индивидуального и общественного потребителя |
Квалиметрический | Измерение показателей по параметрам |
Здесь уместно отметить, что в словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании (Полонский В.М. ., 1995. С. 20) «качество образования выпускников» трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.
В современном подходе к содержанию качества образования основным критерием выступает степень удовлетворения потребностей личности и общества, соответствия запросам личности, обществу. Такой подход опирается на определение качества образования как способности удовлетворять запросам потребителей и субъектов образовательного процесса [2,3,7].
Характеристики качества образования:
—многоаспектность или многогранность качества (качества конечного результата образования и качество потенциала образовательных систем, обеспечивающих достижение этого качества; качество результатов воспитания и обучения); творческая и репродуктивная, знаниевая и деятельностная компоненты;
—многоуровневость конечных результатов качества (качества выпускников ВШ, ССУЗОВ, ПТУ, общеобразовательных школ);
—многосубъектность качества образования (оценка качества образования осуществляется множеством субъектов; основные субъекты: сами учащиеся и студенты, выпускники вузов и послувузовского образования, различных дополнительных образовательных программ; их родители; работодатели; общество в целом и государственные органы; сама система образования);
—многокритериальность — качество образования оценивается набором критериев;
—полихронностъ - сочетание текущих, тактических и стратегических аспектов качества образования, которые в разное время одними и теми же субъектами воспринимаются по-разному (выпускники в течение жизни, трудовой деятельности со временем переоценивают качество своего образования, ценность отдельных дисциплин и преподавателей; общество и государство в зависимости от своего состояния пересматривают приоритеты в качестве и содержании образования и т.д.).
— неопределенность в оценках качества образования и образовательных систем по причине субъективности оценки качества образования разными субъектами;
—инвариантность и вариативность — среди множества качеств образовательных систем, учебных заведений, их выпускников выделяются инвариантные, общие качества для всех выпускников каждого уровня образования, каждой специальности или направления подготовки выпускников вузов и специфические (именно для данного множества выпускников или образовательных систем).
Все перечисленные грани качества образования являются объективным проявлением сложности категории качества образования.