Особенности развития детского изобразительного творчества в контексте использования различных художественных техник.
Еще в 80-х годах Т.С. Комарова, изучая и анализируя детские рисунки, констатировала, что обучению технике рисования в дошкольных учреждениях уделяется мало внимания. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное.
В 90-е годы XX века отмечается большой интерес со стороны педагогов к использованию разнообразных изобразительных техник. Это обстоятельство объясняется тем, что именно в это время активно изменяется система образования в России, идет поиск эффективных путей, средств, методов развития детского изобразительного творчества, появляются новые вариативные педагогические программы и технологии.
В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей, смена детских поколений и их предпочтений, появление новых художественных приемов и техник. В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов в области изобразительной деятельности с дошкольниками.
Проблема обучения детей дошкольного возраста разнообразным нетрадиционным художественным техникам находит отражение в исследованиях О.А. Белобрыкиной, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н.Новлянской, Р.Г. Казаковой, Л. Г. Беляковой, Г.Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой и др.
Актуальность проблемы использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности обусловлена необходимостью повышения уровня образования педагогов, их заинтересованности, способности к творчеству, инновациям в профессиональной деятельности.
Задача активизации творческих способностей детей подводит педагогов к необходимости поиска новых способов художественного выражения.
Одно из условий развития творческих способностей детей - использование разнообразных техник изобразительной деятельности.
Техника - это совокупность приемов, приспособлений и материальных средств, используемых для осуществления процесса производства и получения наилучшего результата.
Что же представляет собой техника изобразительного творчества?
В изобразительном же искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.
К традиционным техникам изобразительной деятельности относят те, которые чаще всего применяются в детских учреждениях. Изобразительная деятельность в детском саду направлена на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста.
Существует три традиционных вида художественного изобразительного творчества детей: рисование, лепка, аппликация.
Среди техник рисования с дошкольниками выделяют следующие:
(По Т.С. Комаровой и Н.П. Сакулиной)
-рисование акварельными красками;
-работа с гуашью;
-рисование цветными восковыми мелками;
-рисование простыми и графическими карандашами.
Термин "нетрадиционный" можно рассмотреть как - "не являющийся традиционным; связанный с отступлением, отказом от традиций; свежий; новаторский".
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.
Характеристика нетрадиционных изобразительных техник
Среди техник рисования в детском саду используют следующие: монотипию, кляксографию, граттаж, точечный рисунок, рисование ладошкой, пальцем.
В аппликации - коллаж, объемная и рваная аппликация и др.
В лепке - пластилин и глина, реже лепка из песка и бумажной массы.
Перечень нетрадиционных техник, используемых в работе дошкольных учреждений, не отличается разнообразием. Поэтому мы решили остановиться на рекомендациях авторов, занимающихся этим вопросом (Лыкова И.А., Никитина А.В., Сакулина Н.П.).
Таким образом, рассмотрев разнообразные техники изобразительного творчества, мы можем говорить, что они являются основным средством творческого развития ребенка. Необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергается сомнению.
47. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. Задачи и принципы музыкального воспитания детей в дошкольных образовательных организациях.
В современной теории и методике музыкального воспитания можно выделить четыре основных вида музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность.
Каждый вид музыкальной деятельности имеет свои разновидности. Так, например, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать или сопутствовать другим видам музыкальной деятельности. Исполнительство и творчество чаще встречаются в пении, музыкально- ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах.
Музыкально-образовательная деятельность включает в себя общие познания в музыке как виде искусства, сведения о музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т. д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Виды музыкальной деятельности имеет свои особенности и предполагают овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, оказывают специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников.
О.П. Радынова обозначила структуру и взаимодействие видов музыкальной деятельности, продолжив работу Н.А Ветлугиной. Музыкальная деятельность включает восприятие музыки (различной по содержанию, разных жанров, разных стилей и эпох);
исполнительство (пение, игра на музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения);
творчество (песенное, танцевальное и игровое, музицирование на инструментах);
музыкально-образовательную деятельность (сообщение сведений общего характера о музыке и специальных знаний о способах исполнительства);
музыкально-игровую деятельность (театрализованные музыкальные игры, игры с пением, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические игры).
Цели музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС ДО
формирование условий ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (в словесном, музыкальном, изобразительном), мира природы;
развитие эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства через проекты по музыкальному воспитанию в ДОУ по ФГОС;
восприятие фольклора, музыки, художественной литературы;
побуждение к сопереживанию литературным персонажам;
осуществление самостоятельного творчества детей (изобразительного, конструктивно-модельного, музыкального и др.).
Задачи музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС ДО
Реализация цели предполагает решение ряда задач:
знакомство ребенка с прекрасным миром музыки;
развитие у дошкольников музыкальной эрудиции и культуры;
цветомузыкальное развитие детей в ДОУ;
формирование чувства уважения к музыке, как к самостоятельному виду искусства, праздникам и традициям;
развитие восприятия, сопереживания музыкальным произведениям и образам, развитие навыка детей — звукового сенсорного и интонационного, где музыка выступает в качестве языка, одного из многих, знакомства детей с миром человека, его эмоций, окружающим миром, миром предметов.
48. Музыкальная культура ребенка: сущность понятия, его содержание. Пути формирования музыкально-эстетическое сознание ребенка.
Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные шедевры, рождает творческую активность.
Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально – образовательной деятельности), с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, представлений о красоте.
Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление.
В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.
Музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных,чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.
В изучении музыкальных способностей необходимо применять не только специфические (собственно музыкальные)методы, но и общепсихологический инструментарий исследования свойств личности.
Диагностика музыкальных способностей включает в себя диагностику:
чувства темпа и метроритма
ладового чувство
звуковысотного чувства(мелодического и гармонического слуха)
чувства тембра
динамического чувства
чувства музыкальной формы
эмоциональной отзывчивости на музыку
когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.
Методы музыкального воспитания, обучения, развития дошкольников и их различные классификации.
Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность. Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения. Все это различные моменты общей музыкальности дошкольника, которые еще очень скромны в своих проявлениях и видоизменяются в зависимости от возраста. Соответственно должны меняться и методы воспитания.
Методы воспитания многообразны. Они зависят от конкретных учебных задач, от характера различных видов музыкальной деятельности, обстановки, источника информации и т. д. Методы музыкального воспитания предполагают убеждение и систематическое упражнение во всех видах деятельности, помогающих музыкальному развитию и воспитанию дошкольников.
Музыкальность - совокупность специальных музыкальных способностей и общих способностей человека.
Структуру музыкальности можно представить в виде 3-х кольцевой системы:
Ядро – т.к. без этих способностей невозможен ни один вид музыкальной деятельности.
Общие способности человека: свойства памяти, внимания, воображения, ассоциативного мышления, координации движений и многие другие.
Термин музыкально-эстетическое сознание взят из эстетики. Сознание, являясь внутренним идеальным планом музыкальной деятельности, образует как бы второй, повторяющий ее по содержанию, но отличный по форме (сфера идеального, а не практически операционного) компонент музыкальной культуры личности.
С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение.Уровень музыкально-эстетического сознания зависит и от развития музыкальных способностей, а также от общего развития детей
Охарактеризуем более подробно некоторые элементы музыкально-эстетического сознания дошкольников.
Потребность в музыке.
Эстетическое переживание.
Эстетические эмоции и переживания являются основой эстетического восприятия. Эстетическое переживание объединяет эмоции, возникшие под влиянием музыки, и специфическое осознание самой музыки. Ребенок, воспринимая музыку, интуитивно или сознательно ее оценивает.- На основе эстетического восприятия возникают и формируются эстетические чувства ребенка как устойчивое отношение к музыке, содержащее в себе эмоциональную и познавательную природу. Они имеются у каждого человека от рождения и могут развиваться в эстетической деятельности. И. Кант отнес их к «незаинтересованным» чувствам, выделяющимся из всей сферы человеческих чувств. Это такие чувства, когда человек переживает, действует, творит, стремясь не к материальной выгоде, а лишь к красоте, удовлетворяя свои духовные потребности. Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса