Периодизации психического развития ребенка в онтогенезе.
Возрастная периодизация — периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации.
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Л.С. Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.
Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы).
Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Л.С. Выготским и Д.Б.Элькониным.
Возрастные особенности - комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.
В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые отличают данного человека от других. Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях (своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности).
Возрастная периодизация (педагогическая):
1) младенчество (до года);
2) преддошкольный (от 1 до 3 лет);
3) дошкольный (от 3 до 6 лет);
4) младший школьный (6 - 10 лет);
5) средний школьный (10 - 14 лет); 6) старший школьный (14 - 17 лет).
Основу данной периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, - с другой.
Если объективно существуют этапы биологического созревания организма, его нервной системы, а также связанное с ним развитие познавательных сил, то разумно организованное воспитание должно основываться на возрастных особенностях детей. Я.А.Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей.
Каждая стадия развития человека характеризуется определенным типом ведущей деятельности; переход от одной стадии к другой обусловлен изменением типа ведущей деятельности. Смена ведущей деятельности обусловлена возникновением новых потребностей и мотивов, изменением положения ребенка в системе его отношений с другими людьми.
Духовное развитие людей протекает неравномерно, что обусловлено врожденными предпосылками, характером внутренних психических процессов, степенью активности личности, направленной на самосовершенствование, особенностями воздействия внешних факторов.
Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обусловливают выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития:
- в молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее, а по мере того как человек становится старше, темп развития замедляется;
- физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды - быстрее, в другие - медленнее.
С физическим неразрывно связано духовное развитие, в динамике которого также есть значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций. Духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей:
- между возрастом человека и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития;
- с возрастом темп духовного развития замедляется;
- духовное развитие людей протекает неравномерно; существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств;
- по мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации.
Развитие личности ребенка составляет внутреннее содержание объективно-закономерного процесса воспитания. Формирование воспитуемого должно осуществляться согласно его возможностям, одаренности, имеющемуся потенциалу.
Педагог должен знать:
- структуру личности человека: его анатомо-физиологические, психические, социальные свойства и качества;
- движущие силы и закономерности развития человека и формирования его личности;
- возрастные и индивидуальные особенности детей, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития;
- внутренние и внешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах, при разных обстоятельствах.
Педагог должен уметь:
- осуществлять психолого-педагогическую диагностику личности, педагогически целесообразно использовать методы исследования;
- определять цели, задачи, перспективы деятельности, направленной на создание условий для гармоничного развития личности;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития человека при определении содержания, форм, методов, средств организации деятельности и общения;
- анализировать характер и степень воздействия на формирование личности как каждого фактора в отдельности, так и их совокупности;
- координировать, корректировать и компенсировать в интересах развития личности формирующее влияние различных факторов (деятельности, общения, семьи, коллектива и др.), опираясь на их совокупный потенциал и возможности воспитания.
Периодизация по Выготскому – Эльконину
Период | Возрастной кризис | Ведущая деятельность | Объект познавательной деятельности | Какая сфера психики преимущественно развивается | Психологические новообразования | Социальная ситуация развития |
Младенчество 0-1 год | Рождения, 1 года | Непосредственно эмоциональное общение со взрослыми | Отношения | Личностная (мотивационно-потребностная) | Потребность в общении Акты хватания и подражания Зачатки самосознания | Освоение взаимооотношений между людьми |
Ранний возраст 1-3 года | 3-х лет | Предметно-манипулятивная | Предметы, окружающий мир | Познавательные процессы (ощущение, восприятие, моторика) | Речь Наглядно-действенное мышление Внешнее «Я сам» | Усвоение способов действия с предметами |
Дошкольный возраст 3-7 лет | 7 лет | Игровая,сюжетно-ролевая игра | Отношения | Личностная (мотивационно-потребностная) | Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности Произвольность психических процессов Воображение как предпосылка мышление | Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми |
Младший школьный возраст 7-11 лет | 11-12 лет | Учебная | Начала наук | Интеллектуально-познавательная | Произвольность всех психических процессов: этические нормы, мотивы, поведение, самооценка; внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия | Освоение знаний, развитите интеллектуально-познавательной деятельности |
Ведущая деятельность — такая деятельность ребёнка, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности; в рамках ВД формируются психологические новообразования. Она не обязательно занимает все свободное время в жизни ребенка, однако определяет его развитие на данном возрастном этапе.
Психологические новообразования – это психологические приобретения (свойства, черты, особенности), которые появляются у человека за определенный период времени, как правило, периодами являются возрастные ступени развития.
Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возраста система отношений ребёнка с окружающим миром. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребёнка и наряду с психологическими новообразованиями сознания и личности развития является структурным компонентом психологического возраста. В периоды возрастных кризисов социальная ситуация развития перестраивается и тем самым задаёт новое направление развитию ребёнка. Специфика социальной ситуации развития состоит в содержании задач, противоречий, которые необходимо разрешить ребёнку для преодоления кризисного периода и дальнейшего развития.