Раздел 2.3 фонетика. графика. орфоэпия
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для
самостоятельной работы студентов 1 курса
по дисциплине «Русский язык»
2017г.
Составлено в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) / специальностей 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки), 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин, 15.01.20 Слесарь по контрольно- измерительным приборам и автоматике
Составитель: Стригина Галина Владимировна, преподаватель русского языка и литературы |
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………………………………….3
- Разделы курса русского языка
2.1 Тематика учебно-исследовательских работ…………………………………………..6
2.2 Лексика…………………………………………………………………………………6
2.3 Фонетика, графика, орфоэпия…………………………………………………………7
2.4 Орфография……………………………………………………………………………..8
2.5 Словообразование……………………………………………………………………...9
2.6 Морфология ( именные части речи)…………………………………………………..9
2.7 Служебные части речи………………………………………………………………..14
2.8 Синтаксис……………………………………………………………………………...15
- Список литературы………………………………………………………………………...19
- Справочные материалы……………………………………………………………………21
- Тестовые задания…………………………………………………………………………..26
Пояснительная записка
Уровень культуры современного человека во многом зависит от степени владения родным языком и речью, от умения общаться в определенной речевой ситуации, уважать партнера. С учетом требований к подготовке специалистов разного профиля работа по усвоению дисциплины «Русский язык» предусматривает дифференциацию заданий, решающих также вопросы формирования профессиональной речи студентов. Проблема профессиональной речевой ориентации студентов может быть частично решена путем организации преподавателем выполнения упражнений по закреплению языковой нормы. Одной из форм такой работы является индивидуальная самостоятельная работа студентов в рабочей тетради.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Русский язык» представляет собой учебное пособие для студентов специальностей 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки), 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин, 15.01.20 Слесарь по контрольно- измерительным приборам и автоматике
Его основная цель – путем практических упражнений формировать языковую личность, владеющую системой норм современного русского литературного языка, повышать уровень коммуникативной компетенции будущего специалиста.
Работа студентов самостоятельная, в виде домашнего задания. Выполнение письменных практических упражнений позволит преподавателю осуществлять индивидуальный контроль, а также анализировать общий уровень знаний, умений и навыков студентов по определенным разделам дисциплины.
Упражнения составлены по следующим разделам курса:
Фонетика. Орфоэпия – вариативность произношения гласных и согласных звуков в заимствованных словах; усвоение акцентологической нормы и вариантов ударения; работа с орфоэпическим словарем.
Лексика. Фразеология – отбор профессиональной лексики на основе анализа учебной литературы по дисциплинам СПО, работа с лексическим и толковыми словарями.
Словообразование – словообразовательный анализ и подбор новых профессиональных слов, образованных с помощью современных словообразовательных элементов.
Морфология – упражнения с трудными случаями образования грамматических форм частей речи.
Синтаксис – синтаксический разбор предложений, анализ и подбор синтаксических синонимов, имеющих стилистическую окраску и профессиональную направленность.
Стилистика – анализ публицистических, научных, официально-деловых текстов, содержащих профессиональную лексику; составление текстов разного типа с освещением будущей профессии.
Нормы русского правописания – упражнения по орфографии и пунктуации.
Завершают пособие «Справочные материалы». Справочные материалы представляют собой краткие теоретические справки по наиболее трудным случаям языковой нормы и ее вариантам, даются по всем разделам пособия. Система упражнений разработана в соответствии с требованиями ГОС СПО, примерной программой, утвержденной Управлением СПО Минобразования России в 2015 году, рабочей программой 2015 года.
Целью рабочей тетради является обеспечение самостоятельной индивидуальной работы студента в течение учебного года. Работая с настоящим пособием, студент уточняет для себя формулировки основных лингвистических понятий. Студент может проверить на практике знание теоретического минимума.
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ:
Норма времени на выполнение самостоятельной работы –1час
Требования к оформлению и предоставлению самостоятельной работы преподавателю:выполняется на отдельном листке по русскому языку и вкладывается в файл папки.
Форма контроля самостоятельной работы:проверка выполненного задания на следующем уроке.
Задания выполняются студентами в течение года самостоятельно дома.
По результатам выполнения заданий студентом преподаватель выставляет оценки.
УСПЕХОВ В ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ И ТЕСТОВ!
Раздел 2.1 Подготовка учебно-исследовательской работы
Тематика:
• Русский язык среди других языков мира.
• Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.
• Языковой портрет современника.
• Молодежный сленг и жаргон.
• Язык и культура.
• Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи.
• Вопросы экологии русского языка.
• Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
• СМИ и культура речи.
• Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
• Русское письмо и его эволюция.
• Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
• Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
• Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
• В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
• Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
• Исторические изменения в структуре слова.
• Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы).
• Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов).
• Слова-омонимы в морфологии русского языка.
• Синтаксическая роль инфинитива.
• Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.
• Синонимика простых предложений.
• Синонимика сложных предложений.
• Использование сложных предложений в речи.
• Способы введения чужой речи в текст.
• Русская пунктуация и ее назначение.
• Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.
Раздел 2.2 ЛЕКСИКА
Задание 1.Пользуясь толковым словарем русского языка, укажите лексическое значение слов.
Безответный, безответственный; дипломат, дипломант; континент, контингент; невежа, невежда; представить, предоставить; факт, фактор; этикет, этикетка; эскадра, эскадрилья; эффектный, эффективный; экономный, экономичный.
Задание 2.Определите вид омонимов (лексические омонимы, омоформы, омофоны, омографы).
Электрический ток – глухариный ток; почитать книгу – почитать старших; край поля – распаханные поля; нефтяная компания – избирательная кампания; темно-зеленые ели – ели из одного котелка; книжные полки – полки выстроились на плацу; лечу самолетом – лечу внушением; злой рок – согнуть в бараний рог; кислая мина – противотанковая мина; черный ворон – стая ворон.
Задание 3.К данным словам подберите синонимы и составьте с ними словосочетания или предложения.
Говорить, хотеть. Труд, храбрый, холод, большой, блестеть, бросать, враг, бояться.
Задание 4.Подберите антонимы к употребленным в словосочетаниях прилагательным.
Активный человек; быстрое движение; зимний день; торопливая походка; конкретное существование; разнообразные занятия; замысловатая фраза; широкий канал; толстая книга; мужественный поступок.
Задание 5.Составьте предложения, используя в них данные словосочетания в их прямом значении и переносном – в роли фразеологизмов.
Образец: куры не клюют – Этот корм наши куры не клюют. Он всем старался показать, что у него денег – куры не клюют.
Опустить руки; сесть в лужу; плыть по течению; открыть глаза; показать нос; поставить в тупик; попасться на удочку; открывать новую страницу; пускать пыль в глаза; водой не разольешь (не разлить).
Раздел 2.4 ОРФОГРАФИЯ
Задание 1.Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1.Наступление разв..валось по всему фронту. 2. Волосы разв..вались на ветру. 3. Раск..ли железо, прежде чем его ковать. 4. Раск..ли поленья и подбрось их в огонь. 5. Скр..пите разрозненные листы. 6. Не скр..пите перьями. 7. Осл..пительный свет молнии озарил небо. 8. Глаза сл..пались от усталости. 9. Усевшись у костра, ребята зап..вали в..селые песни. 10. Лекарство зап..вают водой. 11. Лесоруб закл..нил топор. 12. Зря не кл..няти судьбу. 13. Нельзя об..жать слабых. 14. Попробуйте об..жать эту территорию. 15. Не так легко ст..чать сапоги. 16. Нужно было сч..иать зазубрину на ноже.
Задание 2.Спишите, вставляя пропущенные гласные е или и. Сформулируйте правила, которыми вы пользуетесь при написании этих слов.
Пр..сесть на скамейку; пр..вращаться в робота; пр..творить дверь; пр..клонить колени; пр..творить решения в жизнь; пр..ходящий момент; пр..дать свои мечты; пр..мник идей; пр..клонить колени; пр..отвратительный характер; пр..бить к потолку; пр..ехать на ярмарку.
Задание 3.Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Выб..раю подарок; выр..щенный урожай; заг..рать на берегу реки; заг..релась бумага; зам..реть от восторга; зап..рать на замок; к..снуться вопроса; летний з..гар; медленно сг..рать; неприк..сновенный запас; обсудить пол..жение; осторожное к..сание; отп..реть замок; предл..гаемые варианты; предл..жить дружбу; прл..гаются документы; пробирались в зар..слях;
рука к..салась перил; соб..рать на площади; ст..рать белье; ст..реть с доски; уб..раю комнату; ум..рать от болезни.
Задание 4.Спишите, вставляя пропущенные гласные.
Деш..вые товары; ж..сткий диван; жареная печ..нка; жж..ный сахар; крепкая беч..вка; неизвестный подж..г дом; неясный ш..рох; он уже приш..л; подж..г сарая; ровная ч..рточка; тонкая ж..рдочка; тяжелый ож..г; ч..тко произносить слова; ш..лковая ш..рстка; щ..лканье соловья;
Задание 5.Выпишите в левый столбик слова, в которых пропущена буква з, а в правый – слова, в которых пропущена буква с.
..жить со свету; бе..дарный артист; бе..лошадные крестьяне; бе..сильная ярость; бе..тарифный провоз; во..соединить людей; и..пуганный взрывом; и..хоженные тропы; неи..черпаемые богатства; ни ..ги не видно; пылкое во..звание;
ра..фасовать продукты; чре..вычайный съезд.
Задание 6.Перепишите слова, подбирая к каждому из них такое однокоренное слово, в котором за корнем следует гласный.
Образец:устный – уста.
Вкусный, властный, горестный, доблестный, интересный, корыстный, косный, костный, местный, ненавистный, ненастный, опасный, послать, постлать, прелестный, свиснуть, свистнуть, словесный, солнце, ужасный, участвовать, хлестнуть, хрустнуть, чествовать, чудесный, явственный, яростный.
Задание 7.Объясните правописание прописных букв в именах собственных.
1.До сих пор сохраняет свое значение Далев словарь. 2. В университете проводятся Ломоносовские чтения. 3. Переломным моментом в Северной войне была Полтавская битва. 4. Восьмого марта отмечается Международный женский день. 5. Полеты с Земли на Луну теперь уже не кажутся фантастическими. 6. В Ясной Поляне организован музей Л.Н. Толстого. 7. Рядом с Петиным ружьем лежала Лизина кукла. 8. Пьеса «Власть тьмы» написана Л.Н. Толстым. 9. Туристы прошли по Военно-Грузинской дороге. 10. В Российской международной академии туризма для студентов организованы зарубежные стажировки.
Задание 8 Перепишите слова, вставляя, где нужно Ь или Ъ.
Спряч…, вскач…, реч…, обознач…те, назнич…, свеж…, залеж…, с…еш…те, излеч…, рубеж…, приготов…те, невтерпеж…, камыш…, достич…, тягуч…, душ…, насладиш…ся, тиш…, повер…те, могуч…, изображаеш…, печ…, товарищ…, расслаб…ся, крыши дач…, похож…, испе…, волнуеш…ся, проч….
РАЗДЕЛ 2.5 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Задание 1.В данных словах выделите корни и укажите чередования гласных и согласных.
Образец:замыкать – замкнуть (ы – ( ), ловить – ловлю (в- вл).
Кормить – кормление, лицо – лик, сон – сна, купить – купил, дивиться – удивление, увлечь – увлекать, друг – друзья – дружба, простить – прощение, свобода – освобождение, поместить – помещик, предлагать – предложение, опровергнуть – опровержение, опись – опишу, обособить – обособление, день – дня, беру – брать.
Задание 2.Укажите производящую основу каждого из данных слов.
Образец:артистка – артист, обязательный – обяза-ть.
Соученик, нарушитель, овсянка, лиственница, музыкальность, разглядеть, багажник, беглость, пильщик, двигатель, требовательный, соломенный, безыдейный.
Задание 3.Определите, каким способом (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением) образованы слова.
Антиобщественный, бумажник, верность, влить, водокачка, вузовец, высь, глинистый, дочитывать, законодатель, закричать, МГУ, общественный, паровоз, подосиновик, подстаканник, пылесос, самокритика, сберкасса, темь, ТЮЗ.
Задание 4.Заполните таблицу: распределите слова в зависимости от способа словообразования.
Морфологический способ | Неморфологический способ | ||
Лексико-семантический | Лексико-синтаксический | Морфолого-синтаксический | |
Благодаря (за помощь) – благодаря (помощи), вышеуказанный, край (крайний) – край (краевой), коса (косить) – коса (косичка), легкораненый, малограмотность, мороженое, нижеподписавшийся, неизвестный, раненый, соломинка, столовая, тотчас, труднопроходимый, умалишенный, честолюбие,
Задание 5.Сделайте морфемный и словообразовательный анализ слов.
Автобусный, автомашина, изобретатель, кто-нибудь, милостыня, миллиметр, министерство.
РАЗДЕЛ 2.6 МОРФОЛОГИЯ
Имя существительное
Задание 1.Прочитайте предложение и укажите, какие части речи в них использованы.
Образец:Но, увы, сквозь эту пыль, залеплявшую оба глаза, не было видно ничего, кроме блеска ослепительных молний.
Имя существительное | пыль, глаза, блеска, молний |
Имя прилагательное | ослепительных |
Имя числительное | оба |
Местоимение | эту, ничего |
Глагол | залеплявшую (причастие), было |
Наречие | видно (в роли сказуемого) |
Предлог | сквозь, кроме |
Союз | но |
Частица | не |
Междометие | увы |
1.Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним (Л.Н.. Толстой). 2. Газет он не получал, ни с кем в переписке не состоял и потому сведений о процессе, в котором фигурировал Петенька, ниоткуда иметь не мог (М.Е. Салтыков-Щедрин). 3. Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею (Н.А. Некрасов).
Задание 2.Распределите по родам данные ниже несклоняемые существительные. Объясните, на основании каких признаков те или иные существительные относятся к мужскому, женскому, среднему или общему роду.
Адажио, азу, амплуа, атташе, Батуми, бра, Брно, буржуа, драпри, жалюзи, зебу, Капри, кафе, кепи, Кижи, Коваленко, колибри, кольраби, коммюнике, конферансье, конфетти, кули, Купала, леди, марабу, Миссисипи, Онтарио, Ориноко, па, пони, портье, протеже, рагу, регби, рондо, трио, фламинго, Франсуа, Франсуаза, фрау, хинди, Чили, эсперанто.
Задание 3.Перепишите существительные, распределяя их на три группы: 1) имеющие только форму единственного числа; 2) имеющие форму только множественного числа; 3) имеющие обе числовые формы.
Образец:
Только ед.ч. | Только мн.ч. | Ед. и мн. ч. |
стол – столы | керосин | румяна |
зверь - звери | молодежь | Холмогоры |
Ивняк, краска, субтропики, Чебоксары, кусачки, аппаратура, аспирин, чернила, сани, выжимки, пробел, рецензия, белье, зверье, мошкара, смола, тальк, сушняк, дичь, зелье, храбрость, воронье, жмурки, возня, полотно, садовник, ртуть, колготки, стропила, хлопья, ученик.
Задание 4.Прочитайте текст. Найдите в нем существительные и разберите их по плану: 1) начальная форма (им.п. ед.ч.); 2) постоянные признаки: собственное/ нарицательное, одушевленное/неодушевленное, род, склонение; 3) постоянные признаки: падеж, число.
Образец:Левинсон глубоко верил в то, что движет людьми не только чувство самосохранения, но и другой не менее важный инстинкт.
Левинсон – нач.ф. Левинсон, собств., одуш., м.р., 2-е скл., им.п., ед.ч.
людьми– нач.ф. человек, нариц., одуш., м.р., 2-е скл., тв.п., мн.ч.
чувство – нач.ф. чувство, нариц., неодуш., ср.р., 2-е скл., им.п., ед.ч.
самосохранения– нач.ф. самосохранение, нариц., неодуш., ср.р., 2-е скл., род.п., ед.ч.
инстинкт –нач.ф. инстинкт, нариц., неодуш., м.р., 2-е скл., им.п., ед.ч.
В течение нескольких секунд пастушонок и Метелица смотрели прямо в глаза друг другу: Метелица с деланным равнодушием, пастушонок – со страхом, сочувствием и жалостью. Потом парнишка перевел взгляд на начальника эскадрона, задержался на нем, на мгновенье точно одервенев, потом – на мужика, державшего его за руку и выжидательно наклонившегося к нему, - вздохнул глубоко и тяжко и отрицательно покачал головой… Толпа, притихшая настолько, что слышно было, как возится теленок в клети у церковного старосты, чуть колыхнулась и снова замерла.( По А.Фадееву)
Задание 5.Вместо многоточия вставьте нужные окончания.
Соловушк…, ладушк…, муравьишк…, человечишк…, домишк…, братишк…, шинелишк…, парнишк…, золотишк…, чадушк…, травушк…, детиншк…, хвастунишк…, хлебушк…, краюшк…, сараюшк…, батюшк…, горюшк…, долюшк…, полюшк…, хозяюшк…, холодищ…, темнотищ…, ножищ…, грязищ…, дружищ…, топорищ…, жарищ…, собачищ…, домищ…, парнищ…, заборищ…, скучищ…, мозолищ…, ручищ… .
Имя прилагательное
Задание 6.Определите разряд прилагательных по значению, выделите суффиксы.
Алые паруса, ароматный запах, белорусский напев, близкий человек, вороной конь, голосистый соловей, душевный человек, зеленый луг, здоровый ребенок, лесной край, мамин платок, Наташины глаза, отцово ружье, павлиньи перья, проездной билет, сентябрьские узоры, стеклянная витрина, умный ответ, умственная работа, яркие впечатления, яровые посевы.
Задание 7.В предложениях найдите прилагательные и разберите их по плану: !) начальная форма ( им.п. ед.ч., м.р.); 2) постоянные признаки: качественное, относительное, притяжательное; 3) непостоянные признаки:а) у качественных: степень сравнения, краткая/полная форма; б) род, число, падеж.
Образец:Все громче птичьи голоса, которые слышны в березовой роще.
громче – нач.ф. громкий, качеств., сравн.ст.
слышны – нач. ф., слышный, качеств., кр.ф., мн.ч.
птичьи– нач.ф. – птичий, притяж,, мн.ч., им.п.
березовой – нач.ф. березовый, относит., ж.р., ед.ч., предл.п.
1. Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно (А.С. Пушкин). 2. Паншин был действительно очень ловок, не хуже отца (И.С. Тургенев). 3. Далек мой путь, тяжел мой путь, страшна судьба моя (Н.А. Некрасов). 4. Далеко видна желтая полоса песчаного берега (М. Горький).
Задание 8.От основ данных слов образуйте прилагательные с суффиксами –ев, -ив, -лив, -чив.
Вдуматься, доверять, дождь, жалость, забота, ключ, милость, непоседа, прожора, строй, уживаться, услуга, уступать.
Задание 9.Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
Мех…вой, кольц…вой, свинц…вый, кумач…вый, камыш…вый, вин…ватый, ноздр…ватый, молодц…ватый, глянц…витый, плод…витый, старуш…чий, рыж…ватый, дел…витый, кукуш…чий, век…вой, угр…ватый, род..витый.
Задание 10.От данных существительных образуйте прилагательные с суффиксом –чат- (-ат).
Бревно, веснушка, взрыв, доска, колено, ресница, ступень, узор, черепица.
Задание 11.От данных существительных образуйте прилагательные с суффиксами –н-, -ан-/-ян-, -ин-, -енн-/-онн-.
Болезнь, бритва, весна, воробей, голубь, гусь, дерево, единство, жатва, журавль, имя, клятва, комиссия, листва, лошадь, масло, мгновение, мужество, обед, окно, оппозиция, осел, пламя, производство, реакция, родство, семя, сессия, сокол, соловей, соль, стекло, традиция, утка, утро, хозяйство, шерсть, ястреб.
Имя числительное
Задание 12.Напишите числительные словами, поставив в нужном падеже.
С 369 пассажирами; на 2498 кв.км; родился в 1970 году; перевезено 1256 тонн груза; недоставало 999 рублей; сложить с 1448 2552; от 9764 отнять 1451; на 854 страницах; к 11234 прибавить 765; более 140067; 2000-й год; в 2001-м году; 145-летие; 2500-летие.
Задание 13.Перепишите, обозначая числа словами. Разберите числительные по плану: 1) начальная форма (им.п.); 2) постоянные признаки: простое/составное; разряд по значению (количественное, неопределенно-количественное, порядковое, собирательное, дробное); 3) непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
Образец:двое саней и три подводы везли уже по второму разу пятьсот семьдесят килограммов песка.
двое – нач.ф. двое; собир., им.п.
три – нач.ф. три; простое, колич., им.п.
второму – нач.ф. второй; простое, порядк., собир., дат.п., ед.ч., м.р.
пятьсот – нач.ф. пятьсот; сложное, колич., им.п.
семьдесят – нач.ф. семьдесят; сложное, колич., им.п.
1. В состязаниях по метанию молота спортсмен в первой же попытке послал снаряд на 81 метр 80 сантиметров. 2. 3 августа 1980 года состоялось торжественное закрытие Московской Олимпиады. 3. Четверо друзей встретились после долгой разлуки. 4. 2/3 присутствующих составляли приезжие. 5. Мороз достигал 28 градусов.
Местоимение
Задание 14.Найдите в предложениях местоимения и разберите их по плану: 1) начальная форма (им.п., ед.ч.); 2) постоянные признаки: разряд по значению, лицо (у личных местоимений); 3) непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
Образец:Я вообразил себе, что вместе со всеми моими товарищами попал в сказочный лес.
я – нач.ф. я; личн., 1-е л.; им.п. ед.ч.
себе – нач.ф. себя; возвр., дат п.
всеми – нач.ф. весь; опред., тв.п., мн.ч.
моими – нач.ф. мой; притяж., тв.п., мн.ч.
1. В некотором смысле эпопея есть только особенная форма драмы (В.Г. Белинский). 2. Собака, вероятно, никогда никому не принадлежала, и теперь она была ничья и не имела никакого названья (Л.Н. Толстой). 3. Все мы – и я, и ты, и дядя… это мы всех тревожим! (М.Горький). 4. Рано утром Буратино пересчитал деньги: золотых монет было столько, сколько пальцев на руке, - пять ( А.Н. Толстой).
Глагол
Задание 15.Найдите в предложениях глаголы и разберите их по плану: 1) неопределенная форма; 2) постоянные признаки: вид, спряжение, переходный/непереходный, наклонение; 3) непостоянные признаки: число, время, лицо, род.
Образец:Я хотел бы выяснить, как делается стекло.
хотел бы – неопр.ф. хотеть; несов.вид, разноспряг., неперех., условн. накл, ед.ч., м.р.
выяснить – неопр.ф. выяснить; сов.вид, II спр., перех.
делается – неопр.ф. делаться; несов.вид, I спр., неперех., изъявит.накл.,; ед.ч., наст.вр., 3-е лицо.
1. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны! (И.С. Тургенев). 2. С вечера все спится, на дворе темно, лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно. (А.А. Фет). 3. «Ты бы не читал, а спал», - заботливо советовал он. (М. Горький).
Задание 16.распределите глаголы на три группы: 1) несовершенного вида; 2) совершенного вида; 3) двувидовые.
Собирать, ринуться, преследовать, пообещать, сдать, использовать, собрать, подписать, подражать, организовать, перекричать, звать, механизировать, вертеть, опротиветь, наскучит, состязаться, реорганизовать, грянуть, состоять, отгрузить, гарантировать, понадобиться.
Задание 17.Распределите глаголы на две группы: 1) I спряжения; 2) II спряжения. Около каждого глагола укажите форму –го лица множественного числа настоящего (будущего простого) времени. Расставьте ударения.
Образец:
I спряжение II спряжение
колоть – кОлют коптить - коптЯт
Брезжить, видеть, написать, светиться, приставить, молоть, хотеть, стукнуть, ходить строить, воротить, жалеть, стелить, судить, сеять, жалить, платить, носить, поискать, сыпать, слышать, дремать, сыскать, пожинать, обидеть, навеять, обезуметь, угаснуть.
Задание 18.Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Что было, то вид…м, что будет, то увид…м. 2. Где стро…шь, тут и ро…шь. 3. Не по словам суд… делам. 4. Работа и корм…т и уч…т. 5. Конь вырв…тся – догон…шь, а слова сказанного не ворот…шь. 6. Бездонной кадки водою не напон…шь. 7. Пожале…шь лычка – не увяж…шь и ремешком. 8. Пустая мельница и без ветра мел…т. 9. Правда глаза кол…т. 10 Потерянного времени не ворот…шь. 11. Одной рукой и узла не завяж…шь. 12. Пашню паш..т – руками не маш…т. 13. Ноги нос…т, а руки корм…т.
Задание 19.От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени. Расставьте ударения.
1. Бить, дуть, жать, класть, красть, крыть, мыть, мять, пасть, ржать, шить.
2. Быть, взять, вить, внять, врать, гнать, дать, драть, жить, звать, лить, пить, плыть, рвать, слать, снять, спать.
3. Дожить, донять, задать, замереть, занять, запереть, нажить, нанять, начать, отнять, отпить, подать, поднять, понять, прибыть, придать, принять, продать, прожить, проклясть, пролить, убыть, умереть.
Причастие
Задание 20.От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени с суффиксом –енн-.
Возмутить, вооружить, завершить, заглушить, испечь, лишить, нагрузить, облегчить, обобщить, поразить, прекратить, прельстить, сберечь, сжечь, сократить, увлечь.
Задание 21.Исправьте речевые ошибки, запишите правильные варианты предложений
1) Выпускники, сумеющие написать тест без ошибок, получат высший балл.
2) Вопреки ожиданий и установившихся правил, было решено отменить дополнительные каникулы.
3) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
4) Кем-то обиденный мальчик горько плакал.
Деепричастие
Задание 22.От данных глаголов образуйте деепричастия.
Читать, опаздывать, держать, водить, смотреть, запереть.
Задание 23Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Отдохнув немного,
1) у него не было желания идти дальше. 3) им не хотелось отправляться дальше.
2) ему не удавалось заставить себя идти дальше 4)ребята отправились дальше
Наречие
Задание 24Укажите словосочетание, в котором наречие обозначает причину
1) сказал сгоряча, 2) идет направо, 3) несётся вскачь, 4) сделал назло
Задание 25Укажите предложение, в котором слово весело является категорией состояния
1) Ей было весело. 3) Он весело посмотрел на неё.
2) Её лицо было весело. 4) Мы весело провели время.
Раздел 2.8 СИНТАКСИС
Задание 1. Укажите тип связи слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание).
Интересная книга; написать изложение; встречаться изредка; уехать на юг; уединенное место; каждый ученик; войдя в комнату; советы родителей; писать быстрее; писать карандашом; любовь к родине; предложить сесть; заниматься по плану; проснуться рано; последние известия; подплыть к берегу; готовый услужить; достойный похвалы; стремление к знаниям; желание учиться; вытереть насухо; говорить по-английски.
Задание 2. Рассмотрите предложения. Определите подлежащее и занесите его в таблицу соответственно его морфологическому выражению.
1. На спинке стула у него в комнате висело холстинное полотенце, в углу стоял кувшин холодной колодезной воды (М.А.Шолохов). 2. Что-то заворочалось в потемках и испустило глубокий вздох (А.П.Чехов). 3. Половина неба затянулась красным дымом (К.Г.Паустовский). 4. Меня взялся приобщать к подледному лову мой друг Саша Косицын (В.А.Солоухин). 5. И что-то тут случилось невидимое. Что-то незаметное, скрытое вдруг распахнулось (В.Вересаев). 6. Стаи белых птиц метались перед ней, как хлопья одуванчика (К.Г.Паустовский). 7. За два дня до собрания гремяченской партячейки к Нагульнову на квартиру пришли шесть колхозниц (М.А.Шолохов). 8. Мы трое пошли вечером на ялтинскую пристань (В.Г.Паустовский). 9. Я продолжал переписываться с отцом (В.Гиляровский). 10. В курене у знакомого Якову Лукичу казака сидело человек 20 хуторян (М.А.Шолохов). 11. На столике горели две восковые свечи (К.Г.Паустовский). 12. Ее [голову] красиво окружает венчик седых кудрей (М.Горький).
«Способы выражения подлежащего»
Способ | Примеры из упражнения |
Имя существительное в им.п. | |
Имя существительное из прилагательного | |
Имя существительное из причастия | |
Имя числительное | |
Местоимение | |
Инфинитив | |
Наречие | |
Словосочетание | |
Другое |
Задание 3. В следующих предложениях найдите главные члены и определите, чем они выражены. Между подлежащим и сказуемым в необходимых случаях поставьте тире. Обоснуйте его постановку.
1. Притаившись, я соображал, пороть значит расшивать платье, отданное в краску, а сечь и бить одно и то же, видимо (М.Горький). 2. Смотреть на все это невыносимо тяжело (М.Горький). 3. Ночь была полна глубокой тишины, и темнота ее казалась бархатной и теплой (А.И.Куприн). 4. Я стал не тем, кем был тогда (С.Есенин). 5. Быть поэтом значит петь раздолье… (С.А.Есенин). 6. То было веселое и беспокойное племя маленьких черноморцев (К.Г.Паустовский). 7. Электросварка дело, требующее тонкого знания (Б.Полевой.). 8. Вано решил идти вперед, хотя и знал, где находится крепость (К.Г.Паустовский). 9. Стоять на месте невозможно (К.Г.Паустовский). 10. Дом наш тоже большой пароход. Папин врачебный кабинет капитанский мостик (Л.Кассиль). 11.Иванов, наверное, второкурсник (Д.Э.Розенталь).
Задание 4Спишите, расставьте знаки препинания. Выделите однородные члены и укажите вид союза между ними.
1. Мне чудятся то шумные пиры то ратный стан то схватки боевые.
2. Он очень талантлив но негодяй.
3. Горького же в то время не было не только в Петербурге но и в России.
4. Никто лучше Вьюна не умеет вовремя подкрасться и цапнуть или забраться в чулан или украсть курицу.
5. Небо заволокло не то тучами не то туманом.
6. Лошадь шла хотя с трудом но покорно.
7. Стоял говор и звук ножниц и шелест бумаги и звук перьев.
8. Разве было что-нибудь красивое поэтическое или поучительное или просто интересное в его отношениях к Анне Сергеевне?
Задание 5Спишите текст, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены и обобщающие слова, если такие имеются:
Распоряжения его всегда были быстры точны отчетливы. Вовка брал всем и силой и смелостью и ловкостью и мозгами и душевной широтой. Он мастер был на все руки слесарь столяр плотник и даже механик. Ни справа ни слева ни на воде на берегу никого не было.
Задание 6Запишите и объясните пунктуацию.
И река,(1) дымившаяся внизу,(2) и седой бесконечный лес по сторонам,(3) и лохматые псы,(4) хрипло лающие из-за скрипучих ворот,(5)-(6) всё показалось очень знакомым,(7) как будто пришедшим из старых страшных сказок.
Сделайте фонетический, морфемный и словообразовательный разбор слова «лающие»
Задание 7Спишите, расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные обстоятельства.
- Улыбаясь потирая руки и подмигивая глазом Иван Карлыч на цыпочках и не оглянувшись подошел к двери ведущей в спальную и осторожно боясь скрипнуть отворил её.
- Он не упал а проявив ловкость удержался ухватившись за ветку и полез выше а забравшись на вершину громко закричал.
- Несколько раз он клал ложку и кашлял желая начать говорить но взглянувши пристально на отца опять принимался за еду уже казавшуюся ему безвкусной.
- Надоели твои рассказы слушая которые я испытываю неловкость.
- Почти всю дорогу он ехал сидя и лишь последний час провел лежа на полке почти опустевшего вагона.
- После работы он засучив рукава мыл руки а вот работал он спустя рукава.
- Сдернув с плеча полотенце оглянувшись он поискал куда бы его приткнуть и не найдя лучшего места кинул на висевшие на стене ветвистые олени рога потом же не попадая в рукава натянул китель.
Задание 8Спишите, расставьте знаки препинания. Подчеркните вводные слова и вставные конструкции.
- На платформе как назло не оказалось ни одного мальчишки.
- Лучистое солнце казалось скользило по верхушкам деревьев.
- К счастью погода была тихая и пруд словно заснул.
- Ты уже вероятно получил оттиск рассказа «Лес шумит».
- Жара и усталость взяли однако ж своё.
- Она кажется довольной и счастливой.
- Тиррей взял со стола нитку должно быть оставленную Франком.
- Популярность была моим так сказать сумасшествием.
- Длинной вереницей один за другим потянулись вагоны и казалось конца им не было.
Задание 9Спишите, расставьте знаки препинания. определите смысловые отношения между частями данных ССП.
1. Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. 2. Пройдет время и мы уйдем навеки. 3. Люди сильно проголодались и лошади тоже