Инновационные формы обучения при разных видах занятий (в часах)
Инновационные формы обучения при разных видах занятий (в часах)
Формы/Методы | Лекции (час) | Практические/семинарские занятия (час) | СРС (час) | Всего |
Метод «круглый стол» | ||||
Мастер – классы | ||||
Составление и демонстрация презентаций | ||||
Итого учебных занятий в инновационной форме (часов) |
Занятия лекционного типа
Лекция 1.
Модуль 1Теория языка
Раздел 1
Тема 1 Языкознание как наука.
Объем в часах (ауд.4/СРС4)
Краткая аннотация к лекции. Содержание раздела. Предмет языкознания и основные разделы языкознания: общее языкознание, частное языкознание, прикладное языкознание. Связь языкознания с другими науками.
Лекция знакомит с предметом науки языкознания (лингвистики) и основными разделами языкознания: 1) с общим языкознанием и вопросами, изучаемыми в этом разделе (сущность языка, язык и мышление, язык и время, строение языка, функции языка, родство языков, возможности классификаций языков и т.д.); 2) с частным языкознанием и вопросами, исследуемыми в данном разделе (языкознание русское, английское, немецкое или удмуртское, синхроническое и диахроническое изучение языков); 3) с прикладным языкознанием (создание системы транскрипции, транслитерации, письменности для слепых, машин для перевода с одного языка на другой и т.д.). Раскрывается связь языкознания с другими науками: литературоведением, курсами русского и иностранных языков, историей, этнологией, семиотикой и т.д. Знакомство с картиной множества и разнообразия языков мира: 1) по количеству носителей, 2) по широте охвата, 3) по наличию/отсутствию письменности; 4) дается понятие языков живых и мертвых естественных и искусственных. языков международных, мировых, региональных, местных.
Лекция 2.
Раздел 1
Тема 2: Множество и разнообразие языков мира.
Объем в часах (ауд.8/СРС8)
Краткая аннотация к лекции. Содержание раздела: множество языков по количеству носителей, по широте охвата, по наличию/отсутствию письменности; языки живые и мертвые; естественные и искусственные. Понятие родства языков; языковая семья и группа. Генеалогическая классификация языков.
Лекция знакомит спонятием родства языков, языковой семьи, группы и подгруппы. Представляется материал о сходстве и различии родственных языков на примере славянских и финно-угорских языков, дается генеалогическая классификация языков: индоевропейская, финно-угорская, тюркская, кавказская и другие. Осуществляется знакомство с общественной сущностью языка: с двусторонней связью языка и общества, с делением языка на территориальные и социальные разновидности (диалекты и жаргоны). Лекция раскрывает связь между языком и культурой, языком и речью.
Лекция 3.
Раздел 2
Тема 3. (И) Сущность языка. Язык и время
Объем в часах (ауд.6/СРС6)
Содержание раздела. Коммуникативная и мыслеобразующая функция языка. Другие средства общения людей и средства общения животных. Их ограниченность сравнительно со звуковой речью. Язык как общественное явление. Двусторонняя связь языка и общества. Территориальная и социальная дифференциация языка. Язык и культура. Язык и речь. Социальная сторона речевой деятельности. Язык и мышление. Роль языка в формировании, выражении и передачи мысли. Национальная специфика языка и общечеловеческий характер познавательной деятельности.
Язык и время. Содержание раздела. Происхождение языка. Племенной язык. Язык народности. Национальный язык. Литературный язык. Связь языка с историей общества. Изменчивость языка, причины этого. Язык – своеобразная знаковая система. Знак в жизни общества. Языковой знак. Универсальность языковой знаковой системы. Понятие системы языка: единицы, уровни, отношения между единицами.
Лекция знакомит с функциями языка: коммуникативной и мыслеобразующей (когнитивной) как основными среди множества других. Языковые функции рассматриваются в сравнении с другими средствами общения людей, а также и средствами общения животных, делается вывод об ограниченности последних в сравнении со звуковой речью. Знакомство с подфункциями коммуникативной функции: эмотивной, фатической, апеллятивной, метаязыковой, поэтической. Рассматривается вопрос о связи языка и мышления, о роли языка в формировании, выражении и передачи мысли, о национальной специфике языка и общечеловеческом характере познавательной деятельности.
Данная лекция также знакомит с вопросами, объединенными соотношением "язык и время". Рассматриваются разные теории происхождения языка, происходит знакомство с теорией Ф.Энгельса, по которой происхождение языка исследуется одновременно с происхождением человека в течение очень большого отрезка времени, когда выделяются основные стадии в переходе от обезьяны к человеку: австралопитек, питекантроп, неандарталец, Homo sapiens (= homo loquens). Акцентируется внимание на роли труда, общественном характере трудовой деятельности, прямохождении, росте мозга, в появлении потребности что-то сказать друг другу в процессе превращения обезьяны в человека. Выделяются этапы развития языка: племенной язык, язык народности, национальный язык. Знакомство с главными признаками литературного языка, со связью языка с историей обществ. Особое внимание уделяется на изменчивость языка, ее причины: внешние и внутренние .
Лекция 4.
Модуль 2Строение языка
Раздел 1.
Тема 4. (И) Фонетика и фонология.
Объем в часах (ауд.8/СРС8)
Содержание раздела. Акустический аспект изучения звуков речи. Артикуляционный аспект изучения звуков речи. Речевой аппарат. Функциональный аспект изучения звуков речи. Понятие о фонеме как единице языка. Фонема и ее разновидности. Сильные и слабые позиции фонемы. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Позиционные и комбинаторные изменения звуков. Основные фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, редукция, гармония гласных. Понятие об орфоэпии. Фонетическое членение речевого потока: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук. Дифтонг. Ударение. Интонация.
Лекция представляет язык как своеобразную знаковую (семиотическую) систему, знакомит с сущностью и структурой знака вообще, ролью знаков в жизни общества: в быту, в поведении, в одежде, в пище, в литературе, искусстве и т.д. Дается представление о классификации знаков, указывается в них место языкового знака. Особо рассматривается двусторонний характер языкового знака и произвольная связь между его сторонами, на универсальность языковой знаковой системы. Кроме того, дается понятие о системности языка, которая создается 1) единицами (фонемой, морфемой, словом, предложением), уровнями (звуковой, морфемной или морфологический, словесный и синтаксической), отношениями между единицами (иерархическими, синтагматическими, парадигматическими). Знакомство с разделами языкознания: фонетикой, морфологией, лексикой, синтаксисом. Лекция также знакомит со звуковым уровнем языка: фонетикой и фонологией, акустическим аспектом изучения звуков речи, артикуляционным аспектом изучения звуков речи, речевым аппаратом. Также дается представление о функциональном аспекте изучения звуков речи, понятие о фонеме как единице языка, о сильных и слабых позициях фонемы, о взаимодействии звуков в речевом потоке: ассимиляции, диссимиляции аккомодации, редукции, гармонии гласных. Ознакомление с орфоэпией, а также с фонетическим членением речевого потока: фразой, речевым тактом, фонетическим словом, слогом, звуком. Объяснение дифтонга. Особенностей ударения, интонации.
Лекция 5.
Модуль 2Строение языка
Тема 5. (И) Грамматика. Лексика
Содержание раздела. Грамматический строй языка как предмет грамматики (морфологии и синтаксиса). Основные единицы грамматического строя языка: морфема и форма слова; предложение. Лексическое и грамматическое значение. Лексема и форма слова.
Морфема как мельчайшая значимая единица языка. Классификация морфем: коневые и аффиксальные. Классификация аффиксов: а) по их функции в слове (словообразовательные и словоизменительные); б) по положению относительного корня (префиксы, суффиксы, циркумфиксы, инфиксы, трансфиксы, интерфиксы).
Способы выражения грамматических значений: аффиксация и другие. Различная распространенность в разных языках средств выражения грамматических значений. Языки синтетического и аналитического строя. Виды связи аффиксов: фузия и агглютинация. Морфологическая классификация языков: языки флективные, агглютинативные, корневые и инкорпорирующие.
Грамматическая категория как система одно порядковых грамматических форм языка. Морфологические и синтаксические грамматические категории. Морфологические категории словоизменительного и классификационного типов. Различия языков по грамматическим категориям.
Части речи как общая грамматическая категория. Категориальные признаки частей речи: семантический, морфологический, словообразовательный и синтаксический; их различная роль в разных языках.
Предложение как основная единица синтаксиса. Предикативность. Словосочетание. Классификация словосочетаний: а) по смысловому отношению между компонентами: определительные, дополнительные и обстоятельственные; б) по грамматической связи: согласование, управление, примыкание, изафет.
Лексика. Содержание раздела. Слово как предмет лексикологии. Обобщающая функция слова. Мотивированность слова. Слова мотивированные и немотивированные. Многозначность слова. Многозначность слова и омонимия. Словарный состав языка. Стилистическое расслоение словарного состава. Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления. Слова активного запаса и пассивного запаса. Слова исконные и заимствованные. Понятие о фразеологизмах. Свободные и фразеологические сочетания. Основные пути обогащения словарного состава языка: словообразование, изменение значений слов и заимствование слов. Основные типы лингвистических словарей. Строение словарной статьи.
Лекция посвящена грамматике, а именно: грамматическому строю языка как предмету грамматики (морфологии и синтаксиса). Знакомство с основными единицами грамматического строя языка: морфемой и формой слова, предложением, а также с лексическим и грамматическим значением. Дается представление о морфеме как мельчайшей значимой единице языка, о классификации морфем (корневых и аффиксальных), классификации аффиксов: а) по их функции в слове (словообразовательные и словоизменительные); б) по положению относительного корня (префиксы, суффиксы, циркумфиксы, инфиксы, трансфиксы, интерфиксы).
Или
по изданию 1985 г:
упр. 268 (ответить на вопрос только по первому слову), 271, 275 (III часть, значения выделенных слов определите и выпишите по толковому словарю), 280 (русскую часть), 281, 284, 288, 289 (русскую часть)
Лабораторные занятия
Учебным планом не предусмотрены.
4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Порядок расположения тем лекционного курса является примерным. Курс начинается с представления множества и разнообразия языков мира и изложения общих закономерностей функционирования и развития языка, и только после этого изучаются отдельные стороны языковой структуры.
Семинарские занятия соотносятся с лекционным курсом различно: они могут дополнять прочитанные ранее лекции, могут предшествовать им, подготавливая студентов к восприятию курса. Однако опыт показывает, что только по вопросам, изложенным в начале лекции, студенты способны подготовиться к практическим занятиям, т.е. выполнить все предложенные домашние задания.
5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
Работа студентов на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки образовательной деятельности студентов. По результатам учебной деятельности студенты в соответствии с набранными баллами, по решению кафедры, могут освобождаться от проведения итоговой аттестации в форме экзамена с выставлением им соответствующей оценки.
Итоговая аттестация студентов включает в себя балльно-рейтинговую оценку как сумму баллов текущей успеваемости и баллов, полученных за экзамен.
6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
Основная литература
1. Камчатнов, А. М. Введение в языкознание [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. М. Камчатнов, Н. А. Николина. - 10-е изд., стереотип. - М. : Флинта : Наука, 2011. - 232 с. - ISBN 978-5-89349-149-4 (Флинта), ISBN 978-5-02-011720-4 (Наука). – Режим доступа: http://znanium.com/editrecommend.php?item=goextsearchrecommends&collectionstamp=1453973591&title=%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B2&collection=2203#none
2. Логинова Е. А. Нарушения письменной речи у младших школьников : учеб.-методич. пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 192 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=814358
Логинова Е. А. Общее недоразвитие речи. Алалия : учеб.-методич. пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 64 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: В режиме: http://znanium.com/bookread2.php?book=814432
Немченко, В. Н. Введение в языкознание [Текст] : учеб. для вузов /В. Н. Немченко .- Москва : Юрайт, 2013.- 688 с. : – Режим доступа: http://lib.ggpi.org/2013-04-03-14-07-20
3. Маслов, Ю. С. Введение в языкознание [Текст] : учеб. для студентов вузов, обуч. по спец. " Филология" /Ю. С. Маслов .- М., СПб. : Академия, СПбГУ, 2006.- 304 с.– Режим доступа: http://lib.ggpi.org/2013-04-03-14-07-20
Дополнительная литература
Головин П.Н. Введение в языкознание. -М., 1983.
Калабина С.И. Практикум по курсу "Введение в языкознание". - М., 1977
Каракулова М.К. Такие разные языки: Уч. пособие / ГГПИ. – Глазов, 2005
Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987.
Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф. Рупосова Л.П. Сборник задач и упр. По введению в языкознание. -М., 1991
Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебник для филологич. спец. вузов. – М.,1987; 2006.
Норман Б.Ю. Теория языка: Вводный курс: Учеб. пособие. – М.: Флинта,2004.
Реформатский А.А. Введение в языковедение: Учеб. для студ. филолог. Спец. пед. вузов / А.А. Реформатский. – М.: Аспект Пресс, 2002.
7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
(по содержанию дисциплины с краткой аннотацией ресурсов)
ГГПИ располагает доступом через сайт научной библиотеки http://lib.ggpi.org/ к
следующим подписным электронным ресурсам:
Русскоязычные ресурсы
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.com http://znanium.com/
Электронная библиотека Руконт (коллекция изданий ГГПИ) http://rucont.ru/
Межвузовская электронная библиотека (МЭБ) https://icdlib.nspu.ru/
Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина http://www.prlib.ru/
Национальная Электронная Библиотека https://НЭБ.рф
Приложение 1
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
Уровни освоения компетенции | Содержательное описание уровня | Основные признаки выделения уровня (этапы формирования компетенции, критерии оценки сформированности) | Пятибалльная шкала (академическая) оценка | % освоения (рейтинговая оценка) |
Повышенный | Творческая деятельность | Включает нижестоящий уровень.. Имеет научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки Умееет самостоятельно принимать решение, решать проблему/задачу теоретического или прикладного характера на основе изученных методов, приемов, технологий. Предложенные тесты выполняет на 90-100 %. | Отлично | 90-100 |
Базовый | Применение знаний и умений в более широких контекстах учебной и профессиональной деятельности, нежели по образцу, с большей степенью самостоятельности и инициативы | Включает нижестоящий уровень. Способность собирать, систематизировать, анализировать и грамотно использовать информацию из самостоятельно найденных теоретических источников и иллюстрировать ими теоретические положения или обосновывать. Способен формировать толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде. Предложенные тесты выполняет на 75-89 %. практику применения. | Хорошо | 75-89 |
Удовлетворительный | Репродуктивная деятельность Знает Законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Знает современные интерактивные формы и методы воспитательной работы, готов использовать их как на занятии, так и во внеурочной деятельности. | Знает Законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Знает современные интерактивные формы и методы воспитательной работы, готов использовать их как на занятии, так и во внеурочной деятельности. Имеет поверхностные знания о народах мира и об их языках, самостоятельно не всегда грамотно может использовать теоретические источники. Предложенные тесты выполняет на 50-74 %. | Удовлетворительно | 50-74 |
Недостаточный | Отсутствие признаков удовлетворительного уровня | Неудовлетворительно | менее 50 |
Тестовые задания
по дисциплине «Введение в языкознание»
А. Языки мира.
Вариант I
Найти неиндоевропейский язык среди перечисленных; назвать к какой семье он относится:
а) цыганский; д) азербайджанский;
б) армянский; е) немецкий;
в) французский; ж) литовский;
г) русский; з) латинский.
2. Найти “лишний” язык среди перечисленных и объяснить почему (указать место в генеалогической классификации выделенного языка и остальных):
а) испанский ; г) португальский;
б) румынский; д) молдавский;
в) немецкий; е) латинский.
3. Найти “лишний” язык среди перечисленных и объяснить почему (указать место в генеалогической классификации выделенного языка и остальных):
а) удмуртский; г) русский;
б) марийский; д) эстонский;
в) венгерский; е) финский.
Вариант II
1. Найти индоевропейский язык среди перечисленных; назвать к какой группе они относятся:
а) татарский; д) японский;
б) удмуртский; е) таджикский;
в) грузинский; ж) турецкий;
г) арабский; з) венгерский.
2. Найти “лишний” язык среди перечисленных и объяснить почему (указать место в генеалогической классификации выделенного языка и остальных):
а) русский; г) словацкий;
б) польский; д) венгерский;
в) чешский; е) болгарский.
3. Найти “лишний” язык среди перечисленных и объяснить почему (указать место в генеалогической классификации выделенного языка и остальных):
а) немецкий; г) французский;
б) английский; д) русский;
в) испанский; е) татарский.
Б. Артикуляция звуков.
Вариант I
1. Какой звук не произносится при напряженных голосовых связках?
а) глухой;
б) звонкий;
в) сонорный;
г) гласный.
2. От какого артикуляционного движения зависит производство гласного или согласного звука?
а) наличие / отсутствие препятствия на пути воздушной среды в ротовой полости;
б) напряжение / расслабленность голосовых связок;
в) участие / неучастие увулы (маленького языка).
3. Какой признак согласных зависит от характера препятствия на пути воздушной струи в ротовой полости?
а) способ образования;
б) место образования;
в) глухость – звонкость;
г) твердость – мягкость.
4. Какой признак гласных зависит от участия губ?
а) ряд;
б) подъем;
в) огубленность (неогубленность).
5. От работы какого органа речи зависит носовой характер звука?
а) губ;
б) языка;
в) увулы (язычка).
6. Согласные какого места образования отсутствуют в русском языке?
а) губные;
б) язычные;
в) гортанные.
7. Благодаря работе какого органа речи достигается мягкость согласного?
а) губ;
б) средней части языка;
в) увулы;
г) голосовых связок.
Вариант II
1. Какой звук произносится при расслабленных голосовых связках?
а) глухой;
б) звонкий;
в) сонорный;
г) гласный.
2. Какой признак согласных зависит от места образования препятствия на пути воздушной струи в ротовой полости?
а) способ образования;
б) место образования;
в) глухость – звонкость;
г) твердость – мягкость.
3. Какой признак согласных зависит от дополнительного подъема средней части языка к твердому нёбу?
а) способ образования;
б) место образования;
в) глухость – звонкость;
г) твердость – мягкость.
4. Какой признак гласных зависит от движения языка в ротовой полости по вертикали?
а) ряд;
б) подъем;
в) огубленность (неогубленность).
5. Какой признак гласных зависит от движения языка по горизонтали?
а) ряд;
б) подъем;
в) огубленность (неогубленность).
6. В каком из перечисленных языков нет глоточных звуков?
а) русский;
б) украинский;
в) белорусский;
г) немецкий;
д) английский.
7. Какой признак получает произносимый звук при поднятии нёбной занавески?
а) глухость;
б) звонкость;
в) мягкость;
г) назальность.
Вариант I
1. Найти дифференциальный признак гласных [и] – [э]:
а) ряд;
б) подъем;
в) лабиализация.
2. Найти общий для всех пар дифференциальный признак согласных [в]– [ф]; [з]– [с]; [г]– [к]; [д]– [т]:
а) место образования;
б) способ образования;
в) глухость / звонкость;
г) твердость / мягкость.
3. Найти общий для всех пар дифференциальный признак согласных [д]-[з]; [т]-[с]; [к]-[х]; [д’]-[з’]:
а) место образования;
б) способ образования;
в) глухость / звонкость;
г) твердость / мягкость.
4. У каких звуков дифференциальным признаком является ряд:
а) [и] – [ы];
б) [и] – [э];
в) [у] – [о];
г) [ы] – [а].
5. У каких звуков дифференциальным признаком является место образования:
а) [г] – [к];
б) [б] – [б’];
в) [д] – [г];
г) [г] – [х].
Вариант II
1. Найти общий для всех пар дифференциальный признак гласных [и] – [ы]:
а) ряд;
б) подъем;
в) лабиализация.
2. Найти общий для всех пар дифференциальный признак согласных [б] – [д]; [п] – [т]; [д] – [г]; [с] – [х]:
а) место образования;
б) способ образования;
в) глухость / звонкость;
г) твердость / мягкость.
3. Найти общий для всех пар дифференциальный признак согласных [с] – [з’]; [д] – [д’]; [л] – [л’]; [з] – [з’]; [т] – [т’]:
а) место образования;
б) способ образования;
в) глухость / звонкость;
г) твердость / мягкость.
4. У каких гласных дифференциальным признаком является подъем:
а) [и] – [ы];
б) [ы] – [а];
в) [ы] – [у];
г) [э] – [о].
5. У каких звуков дифференциальным признаком является способ образования:
а) [д] – [з];
б) [д] – [д’];
в) [д] – [г];
г) [д] – [в].
Г . Фонетические процессы.
Вариант I
1. Назвать слово, в котором происходит ассимиляция по глухости/звонкости:
а) ветви; г) крот;
б) тонна; д) второй;
в) свежий; е) смыть.
2. Назвать слово, в котором не происходит ассимиляции по глухости/звонкости:
а) в саду; г) фляжка;
б) перевозка; д) гибкий;
в) сдобрить; е) звонкий.
3. Назвать слово, в котором происходит редукция согласного:
а) сжигать; в) дома;
б) соль; г) дуб;
4. Найти слово, в котором происходит ассимиляция по мягкости:
а) звон; г) тройка;
б) здесь; д) лебеда;
в) смола; е) обращение.
5. Найти слово, в котором происходит качественная редукция гласных:
а) дымок;
б) окоп;
в) сурок;
г) сырок.
Вариант II
1. Назвать слово, в котором не происходит ассимиляции по глухости/звонкости:
а) книжка; г) свой;
б) будка; д) редко;
в) подпилить; е) всюду.
2. Назвать слово, в котором происходит ассимиляции по глухости/звонкости:
а) ссора; г) злой;
б) создать; д) доктор;
в) мрак; е) сбор.
3. Назвать слово, в котором происходит ассимиляция по мягкости:
а) ждать; г) стена;
б) ирония; д) драка;
в) книга; е) блины.
4. Найти слово, в котором происходит количественная редукция гласных:
а) икра;
б) какаду;
в) книга;
г) роща.
5. Найти слово, в котором происходит редукция согласного:
а) губка;
б) кафе;
в) гриб;
г) знамя.
Д. Фонема.
Вариант I
1. Какое слово из перечисленных «доказывает», что в слове “город” последняя фонема <д>?
а) города;
б) городской;
в) доверие;
г) горожанин.
2. В каком из перечисленных слов фонема <з> из слова “морозы” реализуется в виде варианта [с]?
а) морозный;
б) мороз;
в) изморозь;
г) сорняк.
3. В каком из перечисленных слов гласная фонема корня находится в сильной позиции? Какая это фонема?
а) земля;
б) подземный;
в) подземелье;
г) земляной.
Вариант II
1. В каком из перечисленных слов фонема <о> из слова “поле” реализуется в виде варианта [^]?
а) полевой;
б) поля;
в) с поля;
г) вода.
2. Какая первая фонема в слове «сдержать»?
а) <с> (потому что сильная позция: “сломать”);
б) <с’> (потому что сильная позция: “Семён”);
в) <з> (потому что сильная позция: “здание”);
г) <з’> (потому что сильная позция: “Зина”);
3. В виде какого варианта реализуется фонема <с> в слове “с Димой”?
а) [c];
б) [c’];
в) [з];
г) [з’].
Е. Грамматика.
Вариант I
1. Укажите, какое общее грамматическое значение свойственно группе слов “нога, рука, большая, писала, обе, выдающаяся”:
а) женский род;
б) именительный падеж;
в) единственное число.
2. Укажите, какое общее грамматическое значение свойственно группе слов “в море, на песке, в лесу, на ветках, на яблоне”:
а) единственное число;
б) Дательный падеж;
в) Предложный падеж.
3. Укажите, какое грамматическое значение отличает слова в парах “читаю – читает; живу – живёт; дышу - дышит”:
а) 1 и 2 лица;
б) 1 и 3 лица;
в) 2 и 3 лица.
4. Какой общий грамматический способ свойственен для слов в парах “ребёнок – дети; плохой – хуже; иду – шёл; брать – взять”:
а) аффиксальный;
б) супплетивный;
в) чередований;
г) повтора;
д) служебных слов.
5. Какой общий грамматический способ свойственен для слов в парах “книга – книге; рассказываю – рассказываешь; сковать – сковывать; делать – сделать”:
а) аффиксальный;
б) супплетивный;
в) чередования;
г) повтора;
д) служебных слов.
6. Какое грамматическое значение отсутствует в словоформе «ходила»?
а) прошедшего времени;
б) единственного числа;
в) 3-го лица;
г) женского рода.
Вариант II
1. Укажите, какое общее грамматическое значение свойственно группе слов “бéрега, пустынного, его, пятерых, рыжей”:
а) единственное число;
б) Родительный падеж;
в) мужской род.
2. Укажите, какое грамматическое значение отличает слова в парах “друг – друзья; ведро – вёдра; сестра - сёстры”:
а) единственное – множественное число;
б) женский – мужской род;
в) Именительный – винительный падеж.
3. Какое грамматическое значение выражается при помощи способа ударения в парах слов насыпать - насыпать; нарезать - нарезать”:
а) вид;
б) переходность;
в) время.
4. Какой общий грамматический способ свойственен для слов в парах “еле – еле; едва – едва; умный - умный”:
а) аффиксальный;
б) чередований;
в) повтора;
г) супплетивный;
д) служебных слов.
5. Какой общий грамматический способ свойственен для слов в парах “шёл – шёл бы; читаю – буду читать; светлый – более светлый; Сочи – о Сочи”:
а) аффиксальный;
б) супплетивный;
в) чередования;
г) повтора;
д) служебных слов.
6. Какое грамматическое значение отсутствует в словоформе «хотел бы»?
а) прошедшего времени;
б) единственного числа;
в) мужского рода;
г) сослагательного наклонения.
Вопросы к экзамену
по дисциплине “Введение в языкознание”
Языкознание как наука. Общее, частное и прикладное языкознание. Языкознание и другие науки. Предмет курса “Введение в языкознание”.
Множество и разнообразие языков мира.
Язык как особая знаковая (семиотическая) система.
Понятие родства языков и генеалогическая классификация языков.
Предназначение языка. Коммуникативная функция. Её частные разновидности.
Язык и мышление Когнитивная функция. Внутренняя речь. Основные типы мышления.
Вопрос о языковом развитии. Происхождение языка. Изменения на фонетическом, грамматическом и лексическом уровнях языка. Внешние и внутренние причины языковых изменений.
Общественная природа языка: взаимосвязь языка и общества Территориальная и социальная дифференциация языка. Язык и речь. Виды языкового контактирования: заимствование, билингвизм, языковые союзы.
Устройство языка: единицы языка, уровни языка, отношения между единицами. Разделы языкознания.
Звуковой уровень языка. Фонетическое членение речевого потока: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук. Ударение как объединяющее начало фонетического слова. Особенности словесного ударения в разных языках.
Акустический аспект изучения звуков речи. Акустические свойства звуков речи. Артикуляционный аспект изучения звуков речи. Речевой аппарат: устройство, функции. Механизм образования гласных и согласных.
Артикуляционная характеристика гласных и согласных русского языка. Различительные признаки гласных и согласных в разных языках.
Функциональный аспект изучения звуков речи. Понятие фонемы: функции, позиции, варианты, вариации, различительные признаки, оппозиции. Нейтрализация.
Взаимодействие звуков (фонетические явления) в речевом потоке.
Морфемный уровень языка. Разновидности морфем. Разновидности аффиксов по положению относительно корня. Разновидности аффиксов по их роли в слове. Словоизменительные и словообразовательные аффиксы. Морфемная деривация (словообразование) как один из путей пополнения словарного состава языка.
Лексическое и грамматическое значение в слове, их различия. Грамматические значения разных частей речи. Синтаксические грамматические значения.
Способы (средства) выражения грамматических значений (=грамматические способы) и языки синтетического аналитического типа.
Понятие грамматической категории. Грамматические категории в разных языках. Части речи как категория категорий. Принципы выделения частей речи. Части речи в разных языках.
Морфологическая (типологическая ) классификация языков.
Лексический уровень языка. Слово как основная единица лексического уровня. Позиционная и синтаксическая самостоятельность слов по сравнению с морфемой. Номинативная функция слова. Лексикография: разновидности словарей. Способы размещения слов в словарях. Понятие словарной статьи.
Полисемия (многозначность) слов. Значение прямое и переносное. Способы переноса слов: метафора, метонимия, синекдоха. Многозначность и омонимия. Развитие значений у слов как один из путей пополнения словарного состава языка.
Понятие мотивировки (внутренней формы) слова. Мотивирующий признак. Изобразительная и описательная мотивированность. Утрата мотивировки. Народная этимология.
Устойчивые сочетания как единица словесного уровня языка. Свободные и связанные значения слов. Разновидности фразеологизмов.
Синтаксический уровень языка. предложение как основная единица синтаксического уровня. Предикативность. Предложения в разных языках. Словосочетание как второстепенная единица синтаксического уровня. Смысловые отношения между компонентами. Грамматическая связь между членами словосочетания.
Письмо и основные этапы его развития.
Графика. Алфавит. Орфография. Принципы орфографии.
Орфоэпия. Транскрипция. Транслитерация.
Инновационные формы обучения при разных видах занятий (в часах)
Формы/Методы | Лекции (час) | Практические/семинарские занятия (час) | СРС (час) | Всего |
Метод «круглый стол» | ||||
Мастер – классы | ||||
Составление и демонстрация презентаций | ||||
Итого учебных занятий в инновационной форме (часов) |
Занятия лекционного типа
Лекция 1.
Модуль 1Теория языка
Раздел 1
Тема 1 Языкознание как наука.
Объем в часах (ауд.4/СРС4)
Краткая аннотация к лекции. Содержание раздела. Предмет языкознания и основные разделы языкознания: общее языкознание, частное языкознание, прикладное языкознание. Связь языкознания с другими науками.
Лекция знакомит с предметом науки языкознания (лингвистики) и основными разделами языкознания: 1) с общим языкознанием и вопросами, изучаемыми в этом разделе (сущность языка, язык и мышление, язык и время, строение языка, функции языка, родство языков, возможности классификаций языков и т.д.); 2) с частным языкознанием и вопросами, исследуемыми в данном разделе (языкознание русское, английское, немецкое или удмуртское, синхроническое и диахроническое изучение языков); 3) с прикладным языкознанием (создание системы транскрипции, транслитерации, письменности для слепых, машин для перевода с одного языка на другой и т.д.). Раскрывается связь языкознания с другими науками: литературоведением, курсами русского и иностранных языков, историей, этнологией, семиотикой и т.д. Знакомство с картиной множества и разнообразия языков мира: 1) по количеству носителей, 2) по широте охвата, 3) по наличию/отсутствию письменности; 4) дается понятие языков живых и мертвых естественных и искусственных. языков международных, мировых, региональных, местных.
Лекция 2.
Раздел 1
Тема 2: Множество и разнообразие языков мира.
Объем в часах (ауд.8/СРС8)
Краткая аннотация к лекции. Содержание раздела: множество языков по количеству носителей, по широте охвата, по наличию/отсутствию письменности; языки живые и мертвые; естественные и искусственные. Понятие родства языков; языковая семья и группа. Генеалогическая классификация языков.
Лекция знакомит спонятием родства языков, языковой семьи, группы и подгруппы. Представляется материал о сходстве и различии родственных языков на примере славянских и финно-угорских языков, дается генеалогическая классификация языков: индоевропейская, финно-угорская, тюркская, кавказская и другие. Осуществляется знакомство с общественной сущностью языка: с двусторонней связью языка и общества, с делением языка на территориальные и социальные разновидности (диалекты и жаргоны). Лекция раскрывает связь между языком и культурой, языком и речью.
Лекция 3.
Раздел 2
Тема 3. (И) Сущность