Культурное строительство в 20-30-е годы в СССР.
Политика советского руководства в области культуры официально была названа «культурной революцией». За короткий срок планировалось ликвидировать неграмотность; создать систему народного образования; сформировать кадры новой интеллигенции; превратить литературу, искусство, гуманитарные науки в инструмент идеологического воздействия на массы; использовать научные достижения для социалистического строительства.
Набирающая силу тоталитарное государство не было заинтересовано в коренном перевороте в сознании трудящихся, повышении их культурного уровня. Системе, которая формировалась, нужны были исполнители, а не люди, способные играть активную роль в историческом процессе. Вместе реализация сталинского «большого скачка» требовала определенного образовательного и культурного уровня участников этого процесса. Этим предопределяется неоднозначный и противоречивый характер культурных преобразований в 20-30-е годы. Характерными признаками духовной жизни общества в это время стали, с одной стороны, новаторство и поиск, ломка стереотипов, привлечения широких народных масс к ценностям и продуцирования культуры, а с другой - форсированными темпами нарастали унификация, централизация, тотальная идеологизация, общее снижение уровня культуры.
Для развития духовной жизни общества принципиальное значение имела ликвидация неграмотности. В 1920 г. была создана Чрезвычайная комиссия по борьбе с неграмотностью, а в мае 1921 г. Совнарком УССР принял постановление «О борьбе с неграмотностью», согласно которой все население республики в возрасте от 8 до 50 лет мало учиться читать и писать. В 1923 г. возникло добровольное общество «Долой неграмотность!", Которое создавало пункты ликвидации неграмотности (ликбезы). их сеть быстро разрасталась. Если в 1923 г. в республике функционировало 574 пункты ликвидации неграмотности с контингентом 17,1 тыс. учащихся, то в 1930 г. - уже 30 тыс. пунктов и 1640 тыс. учащихся. Вследствие этого в 1927 г. в Украине грамотными были 70% взрослого населения в городах и 50% в селах. Всего за два десятилетия советской власти в СССР ликвидировали неграмотность почти 10 млн. человек. В 1939 г. количество грамотных в республике выросла почти до 85%.
К середине 30-х годов, после серии экспериментов 20-х годов, закончилось формирование советской системы народного образования. Были введены обязательные государственные программы обучения, учебники, жесткий распорядок учебного процесса. Школу стали делить на начальную, среднее специальное и высшее. Быстрыми темпами росло количество учащихся: в 1932/33 учебном году в школах республики обучалось более 4,5 млн. человек - почти вдвое больше, чем в 1928/29 учебном году.
В конце 30-х годов система обязательного семилетнего образования в городах Украины в целом сформировалась, были созданы предпосылки для осуществления общего среднего образования в городах и завершения семилетней и расширения среднего образования на селе.
Наряду с этими значительными успехами в системе народного образования вызревали проблемы, ведь форсированная индустриализация деформировала не только развитие сельского хозяйства, но и школ. Именно потребности индустрии обусловили чрезмерное увлечение производственным обучением учащихся, что существенно снижало уровень общетеоретической подготовки, обусловило свертывания предметов гуманитарного цикла. В 1930 г. школа стала на путь так называемой политехнизации, а в действительности - ремесленничества. На усиление этих негативных тенденций указывал Нарком просвещения Украины Н. Скрипник на Всесоюзной партийной совещании (1930): «У нас много предложений о сужении общеобразовательных дисциплин: на практике во многих случаях все общеобразовательные дисциплины сводят на нет. Здесь т. Бубнов зачитал программы наших школ ФЗУ, 3% приходится на общеобразовательные политические дисциплины. Это что такое? Это неразрешенный перегиб. Что выносит молодой рабочий с такой школы? Знание производства, общетеоретическое знание производства, та или приобретает он, хоть немного, знаний об обществе ..? "
Скрипник Николай Алексеевич (1872-1933) - государственный и общественный деятель. Родился в с. Ясиноватая Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в семье служащего. Учился в Изюмской реальной школе и Петербургском технологическом институте. С 1901 г. занимался революционной деятельностью, за что неоднократно преследовался, осуждался к заключению и ссылке. Активный участник установления советской власти в Украине. Один из организаторов создания КП (б) У, член ее ЦК (1918). С апреля 1920 г. - нарком Рабоче-крестьянской инспекции УССР, с июля 1921 г. - нарком внутренних дел УССР. У1922-1927 pp. - Нарком юстиции и генеральный прокурор УССР, в 192 7-1933 pp. - Нарком просвещения УССР. С февраля 1933 г. - заместитель председателя СНК УССР и председатель Госплана УССР. С 1925 г. - член Политбюро ЦК КП (б) У. В 1925-1929 и 1931-1933 pp. - Член ЦБК СССР, в 1927 - 1929 pp. - Председатель Совета Национальностей СССР. В июне 1933 г. на пленуме ЦК КП (б) У обвинен в «националистических извращениях» и ошибках теоретического и практического характера, что подтолкнуло его к самоубийству.
Такое положение в образовании объясняется не только срочными потребностями индустрии в большом количестве квалифицированной рабочей силы, суть проблемы гораздо глубже. В 20-30-е годы крепнущая тоталитарная система формировала модель нового человека - «человека-винтика», т.е. исполнителя планов руководства. В этом процессе самое образовании была отведена роль одного из основных инструментов нивелирования человеческого сознания. Цель достигалась путем вытеснения из учебных заведений гуманитарных предметов, на которых базируются мораль, идеалы, взгляды на жизнь, они начали формироваться не на основе глубокого знания достижений общественной мысли и достижений мировой цивилизации, а на основе официально провозглашаемых и активно пропагандируемых программ и лозунгов.
Возрастающими темпами происходило и формирование новой интеллигенции. Основную роль в этом процессе играли высшие и средние специальные учебные заведения, число которых быстро росло. Если в 1914/15 учебном году в Украине насчитывалось 88 средних специальных учебных заведений (12,5 тыс. учеников), то в 1940/41 учебном году их стало 693, а количество учащихся увеличилось до 196,3 тыс. человек. Вследствие этих действий на 1 января 1941 года в народном хозяйстве СССР было занято уже 294,5 тыс. специалистов со средним специальным образованием. Подобные тенденции были характерны и для высшей школы республики. В 1920 г. в Украине ликвидирован университеты, а на их базе образованы институты народного образования и другие вузы, количество которых неуклонно росла. Если до революции в Украине действовало 19 высших учебных заведений, то в 1927/28 учебном году - 39 (29,1 тыс. студентов), а в 1938/39 учебном году - уже 129 (124,4 тыс. студентов). Однако количественные показатели не были подкреплены качественными.
Процесс формирования новой интеллигенции сопровождался репрессиями интеллектуальной, творчески активной части украинского народа. Беспощадно истребляя самых ярких и непокорных интеллектуалов, запугав и приручившы остальное старой интеллигенции, неустанно продуцируя низкокачественную, но свою интеллигенцию, режим создавал условия для тотального контроля за развитием не только общественного мнения, но и общественной жизни в целом.