Опыт 1. Обнаружение пуриновых оснований
Реакция основана на образовании серебряной соли пуринового основания.
К 1-2 мл гидролизата нуклеопротеидов добавьте несколько капель 3% раствора гидроксида аммония до слабощелочной реакции и 1 мл аммиачного раствора азотнокислого серебра. При нагревании содержимого пробирки выпадает бурый осадок.
Опыт 2. Обнаружение пентоз (реакция Молиша)
Реакция основана на дегидратации пентоз и образовании фурфурола при действии концентрированной серной кислоты. Образовавшийся фурфурол в присутствии серной кислоты дает с тимолом продукт конденсации красного цвета.
К 1-2 мл гидролизата нуклеопротеидов добавьте 0,5-1 мл 1% спиртового раствора тимола. Содержимое пробирки перемешайте, по стенке пробирки наслоите равный объем концентрированной серной кислоты. Появляется красное окрашивание.
Опыт 3. Обнаружение фосфорной кислоты
К 1-2 мл гидролизата нуклеопротеидов добавьте равный объем молибденового реактива (раствор молибдата аммония в азотной кислоте) и содержимое пробирки прокипятите. Жидкость окрашивается в лимонно-желтый цвет. При охлаждении образуется кристаллический осадок фосфорномолибденовокислого аммония.
H3PO4 + 12(NH4)2MoO4 + 21HNO3→(NH4)3PO4·12MoO3↓ + 21NH4NO3 + 12H2O
Контроль усвоения темы занятия
Образец билета выходного контроля
1. Напишите реакцию дефосфорилирования АТФ до АМФ.
2. Напишите строение участка цепи ДНК с последовательностью оснований ТГ.
Вопросы и упражнения для аудиторной работы
1. Напишите строение дезокситимидина. В какой таутомерной форме входит в его состав нуклеиновое основание?
2. Напишите строение аденозина. Какую конфигурацию имеет аномерный атом углерода в углеводном остатке? Укажите N-гликозидную связь. В какой среде эта связь подвергается гидролизу?
3. Приведите строение комплементарной пары Гуанин-Цитозин. Обозначьте водородные связи.
4. Напишите структурные формулы нуклеотидов:
а) 5'-гуаниловой кислоты (гуанозин-5'-фосфата);
б) 3'-дезоксицитидиловой кислоты (дезоксицитидин-3'-фосфата);
Выделите сложноэфирную связь в структуре формул.
5. Приведите структуру циклического нуклеотида тимидин-3',5'-циклофосфата. Какие продукты получаются при гидролизе этого соединения?
6. При кислотном гидролизе нуклеотида получены аденин, фосфорная кислота и рибоза в соотношении 1:2:1. Напишите строение нуклеотида, обозначьте сложноэфирную и N-гликозидную связи.
7. Напишите строение участка цепи РНК с последовательностью оснований ЦАУ.
8. Напишите строение второй цепи ДНК, соответствующей последовательности оснований ГА в первой.
Подведение итогов занятия
7.6 Задание на дом: Омыляемые липиды.
Место проведения самоподготовки: читальный зал и др.
Литература:[1], [2], [4].
Занятие №15
Омыляемые липиды
1. Актуальность темы. Липиды выполняют в живых организмах ряд важных функций. Они являются основными структурными компонентами клеточных мембран, играют защитную роль, служат формой, в виде которой запасается и транспортируется энергетическое «топливо». Отмечается связь между нарушением метаболизма липидов и сердечно-сосудистыми заболеваниями.
2. Учебные цели.Сформировать знания о строении и химических свойствах омыляемых липидов.
3. Материалы для самоподготовки к усвоению данной темы.
Вопросы для самоподготовки
1. Липиды: определение, классификация.
2. Структурные компоненты липидов: высшие жирные кислоты, спирты. Природные высшие жирные кислоты: пальмитиновая, стеариновая, олеиновая, линолевая, линоленовая, арахидоновая. Биологическая роль ненасыщенных жирных кислот.
3. Простые липиды: воски, триацилглицерины (жиры и масла), церамиды.
4. Свойства омыляемых липидов и их структурных компонентов (реакции гидролиза, присоединения, окисления).
5. Сложные липиды. Фосфолипиды: глицерофосфолипиды – фосфатиды (фосфатидилсерины, фосфатидилколамины, фосфатидилхолины).
6. Сфинголипиды: сфингомиелины, гликолипиды (цереброзиды, ганглиозиды).
4. Вид занятия:практическое занятие.
5. Продолжительность занятия:2 академических часа.
6. Оснащение рабочего места:
6.1Посуда и приборы:
Штатив с пробирками, пипетки, спиртовка, спички, держатель для пробирок, стеклянная палочка. | на группу |
6.2. Объекты исследования:
Подсолнечное масло, раствор мыла. | на группу |
6.3. Реактивы:
Сухой порошок KHSO4 или H3BO3, 2н раствор Н2SO4. | на группу |
Содержание занятия