Опыт 1. Обнаружение пуриновых оснований

Реакция основана на образовании серебряной соли пуринового основания.

К 1-2 мл гидролизата нуклеопротеидов добавьте несколько капель 3% раствора гидроксида аммония до слабощелочной реакции и 1 мл аммиачного раствора азотнокислого серебра. При нагревании содержимого пробирки выпадает бурый осадок.

Опыт 1. Обнаружение пуриновых оснований - student2.ru

Опыт 2. Обнаружение пентоз (реакция Молиша)

Реакция основана на дегидратации пентоз и образовании фурфурола при действии концентрированной серной кислоты. Образовавшийся фурфурол в присутствии серной кислоты дает с тимолом продукт конденсации красного цвета.

К 1-2 мл гидролизата нуклеопротеидов добавьте 0,5-1 мл 1% спиртового раствора тимола. Содержимое пробирки перемешайте, по стенке пробирки наслоите равный объем концентрированной серной кислоты. Появляется красное окрашивание.

Опыт 1. Обнаружение пуриновых оснований - student2.ru

Опыт 3. Обнаружение фосфорной кислоты

К 1-2 мл гидролизата нуклеопротеидов добавьте равный объем молибденового реактива (раствор молибдата аммония в азотной кислоте) и содержимое пробирки прокипятите. Жидкость окрашивается в лимонно-желтый цвет. При охлаждении образуется кристаллический осадок фосфорномолибденовокислого аммония.

H3PO4 + 12(NH4)2MoO4 + 21HNO3→(NH4)3PO4·12MoO3↓ + 21NH4NO3 + 12H2O

Контроль усвоения темы занятия

Образец билета выходного контроля

1. Напишите реакцию дефосфорилирования АТФ до АМФ.

2. Напишите строение участка цепи ДНК с последовательностью оснований ТГ.

Вопросы и упражнения для аудиторной работы

1. Напишите строение дезокситимидина. В какой таутомерной форме входит в его состав нуклеиновое основание?

2. Напишите строение аденозина. Какую конфигурацию имеет аномерный атом углерода в углеводном остатке? Укажите N-гликозидную связь. В какой среде эта связь подвергается гидролизу?

3. Приведите строение комплементарной пары Гуанин-Цитозин. Обозначьте водородные связи.

4. Напишите структурные формулы нуклеотидов:

а) 5'-гуаниловой кислоты (гуанозин-5'-фосфата);

б) 3'-дезоксицитидиловой кислоты (дезоксицитидин-3'-фосфата);

Выделите сложноэфирную связь в структуре формул.

5. Приведите структуру циклического нуклеотида тимидин-3',5'-циклофосфата. Какие продукты получаются при гидролизе этого соединения?

6. При кислотном гидролизе нуклеотида получены аденин, фосфорная кислота и рибоза в соотношении 1:2:1. Напишите строение нуклеотида, обозначьте сложноэфирную и N-гликозидную связи.

7. Напишите строение участка цепи РНК с последовательностью оснований ЦАУ.

8. Напишите строение второй цепи ДНК, соответствующей последовательности оснований ГА в первой.

Подведение итогов занятия

7.6 Задание на дом: Омыляемые липиды.

Место проведения самоподготовки: читальный зал и др.

Литература:[1], [2], [4].

Занятие №15

Омыляемые липиды

1. Актуальность темы. Липиды выполняют в живых организмах ряд важных функций. Они являются основными структурными компонентами клеточных мембран, играют защитную роль, служат формой, в виде которой запасается и транспортируется энергетическое «топливо». Отмечается связь между нарушением метаболизма липидов и сердечно-сосудистыми заболеваниями.

2. Учебные цели.Сформировать знания о строении и химических свойствах омыляемых липидов.

3. Материалы для самоподготовки к усвоению данной темы.

Вопросы для самоподготовки

1. Липиды: определение, классификация.

2. Структурные компоненты липидов: высшие жирные кислоты, спирты. Природные высшие жирные кислоты: пальмитиновая, стеариновая, олеиновая, линолевая, линоленовая, арахидоновая. Биологическая роль ненасыщенных жирных кислот.

3. Простые липиды: воски, триацилглицерины (жиры и масла), церамиды.

4. Свойства омыляемых липидов и их структурных компонентов (реакции гидролиза, присоединения, окисления).

5. Сложные липиды. Фосфолипиды: глицерофосфолипиды – фосфатиды (фосфатидилсерины, фосфатидилколамины, фосфатидилхолины).

6. Сфинголипиды: сфингомиелины, гликолипиды (цереброзиды, ганглиозиды).

4. Вид занятия:практическое занятие.

5. Продолжительность занятия:2 академических часа.

6. Оснащение рабочего места:

6.1Посуда и приборы:

Штатив с пробирками, пипетки, спиртовка, спички, держатель для пробирок, стеклянная палочка. на группу

6.2. Объекты исследования:

Подсолнечное масло, раствор мыла. на группу

6.3. Реактивы:

Сухой порошок KHSO4 или H3BO3, 2н раствор Н2SO4. на группу

Содержание занятия



Наши рекомендации