Декларация прав человека: новый взгляд на лиц
С отклонениями в развитии
Как ни парадоксально это звучит, но Вторая мировая война прямо и косвенно способствовала значительному прогрессу специального образования, улучшению положения инвалидов и лиц с отклонением в развитии в обществе, изменению их социального статуса. Пережив ужасы войны, концлагерей и геноцида, цивилизованный мир по-новому стал смотреть на различия между людьми, на их индивидуальность и самобытность. Жизнь, Свобода, Достоинство, Права человека были признаны главными ценностями.
Государства объединили усилия в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества, учредив Организацию Объединенных Наций. Всеобщая Декларация прав человека ООН [52] закрепила новое миропонимание:
• все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах;
• каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;
• все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации.
Известный социолог К. Манхейм за два года до принятия Декларации писал: «поскольку демократический порядок основывается на демократическом согласии, принцип социальной справедливости является не только этическим принципом, но и одним из условий функционирования самой демократической системы... Стремление к большей справедливости имеет то преимущество, что оно вполне осуществимо с помощью существующих средств реформирования общества: налогообложения, контроля за инвестициями, государственного механизма управления и расширения социальных служб; оно не нуждается в революционном вмешательстве, которое неизбежно порождает диктатуру. Изменения, происходящие в результате реформ, обладают по сравнению с революционными изменениями тем преимуществом, что могут рассчитывать на помощь бывших ведущих демократических групп. Если новая система начинает с разрушения прежних ведущих групп общества, то она опрокидывает также все традиционные ценности европейской культуры» [48, с. 37 - 38].
Гуманистические начала в отношении к лицам с отклонениями в развитии европейская культура, несмотря на ужасы Второй мировой войны, сохранила. Женевские конвенции (1945-49), осудившие и запретившие «повсеместно и в любое время убийства, пытки, нанесения увечий и телесные наказания», стали важной предпосылкой для принятия общеевропейского соглашения «О защите прав человека» (1950). В Европе усиливаются интеграционные процессы: в 1957 г. западные страны договариваются о создании ЕЭС и, начиная с этого момента, все чаще обнаруживают единство взглядов на проблемы развития науки, культуры и образования. Единым становится и понимание западноевропейцами прав инвалидов и лиц с отклонениями в развитии, что отражает принятая в 1961 г. Европейская социальная хартия. Статья 15 закрепляет «право физически и умственно нетрудоспособных лиц на профессиональную подготовку, восстановление трудоспособности и социальную реабилитацию». О дальнейшей эволюции общественного сознания свидетельствует Декларация социального прогресса и развития, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1969), заявившая о необходимости «защиты прав и обеспечения благосостояния инвалидов, а также обеспечения защиты людей, страдающих физическими и умственными недостатками» [52, 65].
В этом новом социокультурном контексте 50 - 70-х годов на волне экономического подъема, либерально-демократических преобразований огромное внимание уделяется проблемам образования детей с нарушениями в развитии.
В эти годы в западноевропейских странах совершенствуются механизмы комплектования специальных образовательных учреждений, выявления, учета и диагностики детей с нарушениями в развитии. Существенно меняется и уточняется классификация, выявляются новые категории детей, нуждающихся в специальном образовании. Теперь к ним относят уже не только детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, но и детей с трудностями в обучении, эмоциональными расстройствами, девиантным поведением, социальной и культурной депривацией. Соответственно, совершенствуется горизонтальная структура специального образования: число типов специальных школ возрастает от 3 до 8 - 20 в отдельных европейских странах. Показателем модернизации системы является процент детей, охваченных специальным образованием. В описываемый период в европейских странах этот показатель достигает в отдельных странах 7 - 15 % школьной популяции [99].
Система специального образования совершенствуется и по вертикали: расширяются возрастные рамки оказания психолого-педагогической помощи, создаются дошкольные и постшкольные учреждения. Наряду с этим начинают активно функционировать институт социальных работников, социальные службы помощи и консультирования родителей детей с нарушениями в развитии. Множится число разнообразных благотворительных, профессиональных, родительских обществ, союзов и ассоциаций.
Общими тенденциями развития национальных систем специального образования в Европе в указанный период можно считать совершенствование законодательных основ специального образования; дифференциацию типов школ и видов специального обучения.
Для иллюстрации приведем данные по трем развитым западноевропейским странам: Великобритании, Нидерландам и Швеции.
Специальное образование в Великобритании
(население около 56 млн человек)
1913 г. Закон «О дальнейших улучшениях в деле попечения о слабоумных и других умственно дефективных лицах и о некоторых поправках к Законам о душевнобольных» (устанавливается четыре категории умственной отсталости: идиотия, имбецильность, слабоумие, моральная дефективность).
1914г. Законодательно вводится дифференциация учреждений для умственно отсталых детей: детские сады; специальные классы при обычных школах; специальные школы; приюты для глубоко умственно отсталых.
1918г. Закон (Акт Фишера) продлил срок обязательного обучения до 14 лет и оформил разделение начальной школы на две ступени: младшую (7 - 11) и старшую (11 - 14). Начинает реализовываться Указ об обучении детей с физическими недостатками, эпилепсией.
1925 г. Издан циркуляр, призывающий соблюдать Закон об обязательном обучении умственно отсталых.
1926-1928 гг. Узаконены интеллектуальные тесты для 11 -летних выпускников младшей ступени начальной школы.
1944 г. Закон об образовании (Акт Батлера) расширил полномочия местных органов в охвате детей «с любыми формами нарушений ума или тела». Министерство просвещения принимает постановление «О дефективных учащихся и об управлении специальными школами». Выделено 11 категорий: слепые, слабовидящие, глухие, слабослышащие, ослабленные, диабетики, эпилептики, деза-даптанты, дети с физическими недостатками, афазики, дети с трудностями в обучении. Специальным образованием охвачено около 2% от школьной популяции. Акт предусматривал возможность обучения детей со слабо выраженными нарушениями в общеобразовательной школе.
1970 г. Акт об образовании включил в систему спецобразования детей с глубокими интеллектуальными нарушениями, упразднив категорию «необучаемых».
В указанный период в Великобритании организована дифференцированная система специального образования, включающая 11 типов специальных школ и 11 типов специального обучения. К концу 70-х гг. специальным образованием охвачено около 2% школьной популяции, 92% этих детей обучаются в государственных учреждениях, 8% - в частных. Специальное образование регулируется соответствующими законами и нормативными актами [62].
Специальное образование в Нидерландах
(население около 14,5 млн человек)
1920 Специальное образование начинает регулироваться законодательно, принимаются Положения об образовании умственно отсталых, глухих, слабослышащих, слепых детей.
1931 Учреждаются школы для детей с физическими недостатками, для трудновоспитуемых.
1928-1948 гг. Число учащихся в специальных школах возрастает с 8 000 до 24 000 детей.
1949 г. Учреждаются школы санаторного типа (для больных туберкулезом) школы при научных центрах (институтах педологии); вводится раздельное обучение слепых и слабовидящих; из вспомогательной школы выводятся дети с «выраженными трудностями в обучении», для них создается особый тип обучения.
1950 г. Открыто 5 школ для детей с трудностями в обучении (500 учащихся).
1960 г. Действует 50 школ для детей с трудностями в обучении 4500 учащихся).
1967 г. При спецшколах открываются дошкольные отделения для детей 3 - 4 и 6 - 7 лет. Законодательно устанавливается обязательное обучение подростков с отклонениями в развитии (12- 13 лет). Система специального образования включает 20 типов обучения. Спецшколы начинают комплектоваться только через специализированные диагностические комиссии.
1968 г. Число охваченных специальным образованием возрастает до 70 тыс. учащихся (по сравнению с 24 тыс. учащихся в 1948 г.).
1970 г. В стране действует 162 школы для детей с трудностями в обучении (16000 учащихся).
1975 г. В стране действует 236 школ для детей с трудностями в обучении (25000 учащихся).
70-е годы Разрастание системы специального образования: место, функции и объем специального обучения
становятся предметом политических дискуссий.
1977 г. Правительство признает необходимость организации специального образования в условиях общеобразовательной школы.
В указанный период в Нидерландах организована дифференцированная система специального образования, включающая 20 типов специальных школ и 20 типов специального обучения. К концу 70-х годов специальным образованием охвачено 7% школьной популяции, из них не более 30% посещают государственные школы, а остальные - частные. Специальное образование регулируется соответствующими законами и нормативными актами [54, 62].
Специальное образование в Швеции
(население около 9 млн человек)
1900 г. Из государственного учебного плана исключен действовавший ранее сокращенный «минимальный план для детей с недостаточной способностью приобретать знания в полном объеме». Обращается внимание на проблему «неодаренных» детей; в стране создаются вспомогательные классы.
1920г. В школе глухих упраздняются С-классы и запрещается язык жестов.
1922 г. Открываются «слуховые» классы для тугоухих.
1930 г. В городе Упсала открываются классы «обсервации» (наблюдения) для учеников с нарушением поведения, «чтобы оградить регулярную школу от учеников, которые нарушали порядок».
1932 г. Совет инспекторов школ устанавливает, что «для учащихся, которые не будучи слабоумными, тем не менее вследствие задержки психического развития не могут усваивать обычную школьную программу, должно быть организовано подходящее для них обучение в так называемых вспомогательных классах».
1938г. Школы глухих становятся государственными.
1942 г. Постановление об открытии вспомогательных классов (до этого умственно отсталые преимущественно помещались в «работные дома» с пожизненным проживанием и обеспечением, считалось, что общество должно быть защищено от умственно отсталых).
1944 г. Закон об обязательном образовании распространен на «обучаемых» умственно отсталых, т.е. тех, кто способен научиться читать и писать.
1946 г. Министерство образования начинает контролировать вспомогательные школы: вводится стандартный учебный план.
Государственный учебный план распространяется на классы для умственно отсталых, слабослышащих, детей с нарушениями двигательной активности. Вспомогательные классы выделились в специальную школу.
1962 г. Закон дает право детям с физическими нарушениями посещать школу.
1962г. Школы разделяются на основную и специальную. Разрешено осуществлять специальное образование как в специальных классах, так и путем отдельного специального обучения. При спецшколах создается медицинская служба для помощи детям с нарушением речи, трудностями в чтении, письме, социальными и эмоциональными нарушениями. Целью специального образования провозглашается уменьшение различий между нормально развивающимися и детьми с отклонениями в развитии. Поставленная цель должна достигаться следующими средствами:
• нормализацией (включением ребенка-инвалида в школьную среду, минимально отличающуюся от обычной);
• компенсацией (систематическим обучением в клинике и классе).
1968 г. Закон о помощи умственно отсталым уравнивает в правах детей с глубокими нарушениями интеллекта и провозглашает их обучаемыми.
1969 г. Учебный план (Lgr. 69) рекомендует «усилить внимание к ученику», подчеркивает связь между обычным и специальным образованием. «Основной принцип обучения учеников с трудностями заключается в том, чтобы они, по возможности, учились в обычных классах. Потребность в индивидуальной помощи удовлетворяется дополнительным и поддерживающим обучением, скоординированным с деятельностью класса, в котором ученик учится большую часть времени» [62, с. 76].
В указанный период в Швеции организована дифференцированная государственная бесплатная система специального образования, включающая 6 типов специальных школ, 12 типов специального обучения. К началу 70-х годов около 23% учащихся получают один из видов специального обучения (тогда как в других странах Северной и Центральной Европы охват специальным образованием составляет 8 - 10%). Специальное образование регулируется соответствующими законами и нормативными актами [62].
Сопоставительный анализ приведенных фактов показывает, что при определенных различиях в принципах отбора и классификации детей с отклонениями в развитии, широте охвата специальным образованием, механизмах финансирования, содержании и методах обучения, и Великобритания, и Нидерланды, и Швеция в рассматриваемый период создают законодательную базу специального образования и дифференцированную систему специального обучения для различных категорий аномальных детей.
Вторая мировая война не только изменила мир, но и существенно повлияла на представления западноевропейцев о ценности свободы и прав человека, о равенстве и неравенстве людей. В контексте нового понимания прав человека в Западной Европе была осознана необходимость обучения не только детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, но и всех категорий детей с отклонениями в умственном и физическом развитии.
Тенденции дифференциации системы специального образования, охват ею все большего числа категорий Аномальных детей, усиление внимания и заботы государства об образовании лиц с отклонениями в развитии, прослеженные на примере Великобритании, Нидерландов и Швеции, характерны для всех стран Западной Европы.
Условной нижней границей четвертого периода эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии можно считать принятие Организацией Объединенных Наций деклараций «О правах умственно отсталых» (1971) и «О правах инвалидов»(1975). Названные международные законы юридически упразднили существовавшее на протяжении нескольких тысячелетий в умах человечества деление общества на «полноценное большинство» и «неполноценное меньшинство», был сделан еще один крупный шаг в эволюции сознания людей.
На этом рубеже возникают первые прецеденты закрытия спецшкол и перевода их учащихся в общеобразовательные учреждения; повсеместное открытие классов для глубоко умственно отсталых детей, считавшихся ранее необучаемыми. Эти прецеденты можно считать первыми предвестниками грядущих изменений в образовательных национальных системах, которые вновь детерминированы сменой отношения общества и государства к детям с отклонениями в развитии, новым пониманием их прав и соответственно новым пониманием обязанностей общества и государства по отношению к ним, что заставит многие страны кардинально пересмотреть свою политику в области специального образования, начав путь «от изоляции к интеграции». Так начнется следующий период эволюции отношения европейцев, но уже не к «лицам с отклонениями в развитии», а к людям с проблемами.