Лекция 5. Способы и ошибки самоорганизации
Никто не застрахован от стресса, но способность жить и работать так, словно ничего страшного не происходило – и есть качество стрессоустойчивости. Необходимо настолько адаптироваться к стрессовым ситуациям, что бы проявить в них свою гибкость. Казалось бы, противоречие – устойчивость против гибкости. Но устойчивость здесь – способность выстоять. Гибкость – после деформации быстро восстановиться и вернуться в прежнюю форму. Суть одна, разные способы, с индивидуальным отпечатком для каждого.
Развить в себе такое полезное свойство возможно множеством способов. В статье «Способы и ошибки самоорганизации» Н.А. Кещян [29] приводит наиболее распространенные и научно обоснованные способы. Автор отмечает, что в таком тонком деле как человеческая психика непременно нужен индивидуальный подход с учетом всех особенностей той или иной ситуации с последующей реакцией на нее:
«1. Всем знакома такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Если исходить от обратного, то стрессу наиболее подвержены люди с наличием болезней, отсутствием сна и общими перегрузками. Физическое состояние неминуемо влияет на психическое, и если начать исправлять свое физическое – начиная здоровьем и заканчивая внешним видом – исправляться будет и психическое здоровье.
2. Особые дыхательные упражнения во время эмоционального стресса позволяют расслабиться и сохранить контакт с реальностью, то есть, оставаться адекватным. Правильное дыхание – глубокий вдох и медленный выдох. Дыхание улучшается у тех, кто интенсивно занимается вокалом, следовательно можно позаимствовать их дыхательные упражнения.
3. Умение расслабляться позволяет не накапливать стресс. Хорошим способом релаксации является медитация, которая снимает не только мышечное напряжение, но и гармонизирует работу организма в целом.
4. Изменение восприятия – взгляд на ситуацию «сверху». В самом деле, если взглянуть на происходящее не на то, что происходит конкретно с вами, а на ситуацию, которую вы как будто наблюдаете в кино – вы так же сможете сохранить контакт с реальностью и способность рассуждать трезво, не позволяя эмоциям сделать вас опрометчивым.
Продуктивное решение любой проблемы – будь то материальная или психическая – приходит с опытом, и опыт здесь – главный ресурс, на который стоит опереться в поисках выхода из стрессовой ситуации. Причем опыт может быть не только ваш, но и заимствованный. Но накопление любого опыта требует времени. Времени на становление себя и времени на работу. Зачастую, многие руководители не умеют распоряжаться своим временем. А ведь что бы успевать всё, делать больше дел за меньшее время, а так же получать удовольствие от жизни необходимо всего два качества – организованность и дисциплина.
Дабы организовать свое время наиболее эффективным образом, необходимо избегать типичных ошибок в организации личного труда.
1. Перенос дел на завтрашний день. Главные причины такому ошибочному поведению – нерешительность, неуверенность. В такой ситуации поможет. Во-первых, письменно сформулировать свои мысли, что позволит отчетливо увидеть проблему, а так же расписать вероятные цели и способы её решения.
2. Невыполнение работы до конца. Такое обыкновенно происходит от стремления человека взять на себя несколько дел сразу, которые, обыкновенно, не доведены до своего логического завершения. Нерешенные проблемы вызывают стресс и ложатся тяжким грузом на психику. Поэтому куда полезнее ограничиться решением какой-либо одной проблемы. Да и законченное дело дает чувство душевной свободы и вдохновение на продолжение работы. Если же проблема трудна и многогранна, полезным будет четко определить главную цель, к чему нужно стремиться. Цель эту желательно записать и расположить на видном месте, дабы не сбиться с курса.
3. Желание все сделать самому. Из-за этого затягивается решение тех проблем, которые требует компетентности и участия самого руководителя. Но задача руководителя состоит вовсе не в том, что бы делать всю работу – зачем же ему тогда подчиненные? А в том, что бы организовывать, направлять и контролировать работу своих подчиненных.
4. Неумение разграничить обязанности между подчиненными. Для разрешения этой проблемы для каждого служащего должна быть своя должностная инструкция, определяющая права, обязанности и ответственность.
5. В случае неудачи, желание переложить вину на подчиненных. Нет толка смотреть в прошлое, когда уже ничего нельзя исправить. Задача руководителя – не искать виноватых, а установить причину неудачи и извлечение из ситуации полезного опыта.
Развить навыки организованности и дисциплины помогут следующие правила:
1. Точное определение своей цели.
2. Составление плана достижения цели.
3. Сосредоточение на главном в стратегии достижения цели. Например, запись дел в порядке убывания важности.
4. Превращение своих занятий из «надо» в «хочется», отчего продуктивность деятельности значительно повысится.
5. Установление твердых сроков.
6. Располагая основаниями для принятия решений – решайте.
7. Научится отказываться от выполнения второстепенных дел в угоду главным.
8. Весьма полезно вести записную книжку, дабы не тратить время и силы на то. Что бы вспомнить что-то важное. Так же записи помогут в решении непосредственно проблем и экономии времени – записав относящиеся к проблеме данные, вы сможете увидеть разнообразные варианты решения.
9. Всегда уточняйте все до последнего, ничто не должно остаться непонятым и невыясненным.
10. Любое дело можно сделать лучше.
11. Не позволяйте себе стать зависимым от мелочей, например от нехватки канцелярских принадлежностей.
12. Приступайте к делу сразу же.
13. Используйте время полностью. Например, время поездки можно совместить с временем обдумывания предстоящих задач.
14. Следите за организмом – меняйте занятие. Например, если вы несколько часов работали сидя, то переключитесь на работу, которую можно сделать стоя или в движении.
15. Подводите итоги сделанному.
Итак, управление собой – самая важная, самая основная часть любого управления – как в государственном управлении, в предпринимательской деятельности, так и в личной жизни. Эта проблема актуальна абсолютно для всех. Советов, приведенных в данной статье недостаточно для руководителя дабы стать «недосягаемой величиной». Но следует понимать, что качества хорошего руководителя – не единственные, что в нём есть как в личности. Эти качества – те, которые он обращает в пользу для себя, использует в прямом смысле этого слова. Ибо конечная цель любой деятельности – это польза».
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Составьте матрицу расстановки приоритетов по результатам недели (заполняя её каждый день) и сделайте вывод о ваших приоритетах.
2. Проведите записи по делам, которые вы совершаете рабочей недели и рассчитайте потери времени.
1 шаг: Подробно запишите все дела, которые Вы выполняете с первой минуты пробуждения до сна в течение каждого дня недели: начало и окончание выполнения дела, вид работы, дополнительная информация (информация о совмещении двух дел, например, «Пишу ответ задачи и говорю по телефону»).
Проверьте, чтобы между записями не было временных интервалов, вносите записи сразу после завершения дела.
Заносите записи в таблицу вида:
День 1 | Дела | Л | Д | О | П |
…. | |||||
День 2 | |||||
… | |||||
День 7 | |||||
… | |||||
Сумма |
2 шаг: Проведите анализ каждой записи, отметив, к какому виду деятельности она относится. Поставьте галочку в одном из столбцов напротив: Л - личные контакты; Д - работа с документами; О - подготовка и организация работы; П - потери времени. «Галка» может стоять только в одном из столбцов.
3 шаг: Произведите расчет затрат времени на каждый вид деятельности в течение недели. С этой целью суммируйте все затраты времени (в минутах), по каждому столбцу (Л; Д; О; П). Проверьте правильность подсчетов затраченного времени по формуле Л + Д + О + П = 10080 минут/неделю. Внесите числа в соответствующие поля ниже.
Сделайте выводы. Довольны ли Вы потерями времени и если недовольны, подумайте, что можно сделать, чтобы изменить положение дел.
3. Проведите методику «Ловушки времени» для выявления основных помех в выполнении разных видов деятельности
Инструкция:
Вам предлагается перечень утверждений, характеризующих помехи в выполнении разных видов деятельности. Если Вы согласны с утверждением – ставьте «+» в столбце №3 (характеристика выражена максимально). Если Вы не согласны с утверждением – ставьте «+» в столбце №1 (характеристика не выражена). Если Вы сомневаетесь и однозначно ответить не можете – ставьте «+» в столбце №2 (характеристика то проявляется, то не проявляется, или не было повода для проявления).
1. Построить «Индивидуальный профиль управления временем», соединив проставленные «+» между собой.
2. Выделить самую «злостную» ловушку времени и составить план конкретных действий по ее устранению в виде списка. Представить не менее 5 пунктов плана (см. образец).
3. По всем другим ловушкам времени сформулировать кратко цели по их устранению.
№ п/п | Потенциальный «вор» Вашего времени | Цели | |||
1. | У Вас нет ни целей, ни приоритетов | ||||
2. | Вы не составляете для себя никаких планов на день/неделю, месяц | ||||
3. | Вы пытаетесь сделать слишком много и сразу | ||||
4. | Вы тратите слишком много времени на ожидание или подготовку | ||||
5. | Вы часто сталкиваетесь с отсутствием какого-либо стимула и с безразличием к выполняемой Вами работе | ||||
6. | Вам стоит огромного труда сказать «нет» | ||||
7. | Вы часто не можете довести дело до конца | ||||
8. | Вы плохой слушатель, много пролетает мимо ваших ушей | ||||
9. | Вы всегда хотите все знать | ||||
10. | Вам присуще излишнее стремление к совершенству | ||||
11. | Вам слишком часто приходится работать с кипами бумаг и корреспонденцией | ||||
12. | У Вас плохо организован архив документов | ||||
13. | Вы не можете или не хотите передавать свои обязанности окружающим | ||||
14. | Вы не получаете достаточной информации | ||||
15. | Вам приходится слишком часто сидеть на бесполезных, длительных и плохо подготовленных переговорах | ||||
16. | Вы часто принимаете участие в сплетнях и разговорах с коллегами (сокурсниками, друзьями) | ||||
17. | Вы (или же окружающие) часто неправильно рассчитываете время, необходимое для выполнения Ваших задач и обязанностей | ||||
18. | Вы хотите сразу все успеть и во всем принять участие | ||||
19. | Вы тратите свое драгоценное время на «войну» с техникой, в которой Вы ничего не понимаете. Вам не хватает необходимых знаний оргтехники | ||||
20. | Вы еще ни разу не принимали участия в семинарах по управлению собственным временем |
4. Определите, пользуясь техникой «Матрица Эйзенхауэра», характеристики принятия решения в предложенной ситуации:
1. А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
«Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся, и с такою непритворной веселостию, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему.
- Что, ваше благородие? - сказал он мне. -Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось... А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват, - продолжал он, - но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?
Вопрос мошенника и его дерзость показались мне так забавны, что я не мог не усмехнуться.
- Чему ты усмехаешься? - спросил он меня нахмурясь. - Или ты не веришь, что я великий государь? Отвечай прямо.
Я смутился: признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. Назвать его в глаза обманщиком - было подвергнуть себя погибели; и то, на что был я готов под виселицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования, теперь казалось мне бесполезной хвастливостию. Я колебался. Пугачев мрачно ждал моего ответа. Наконец (и еще ныне с самодовольствием поминаю эту минуту) чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою. Я отвечал Пугачеву: «Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую».
- Кто же я таков, по твоему разумению?
- Бог тебя знает; но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку.
Пугачев взглянул на меня быстро. «Так ты не веришь, - сказал он, -чтоб я был государь Петр Федорович? Ну, добро. А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Думай про меня что хочешь, а от меня не отставай. Какое тебе дело до иного-прочего? Кто ни поп, тот батька. Послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в князья. Как ты думаешь?»
- Нет, - отвечал я с твердостию. - Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург.
Пугачев задумался. «А коли отпущу, - сказал он, - так обещаешься ли по крайней мере против меня не служить?»
- Как могу тебе в этом обещаться? - отвечал я. -Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя - пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня -спасибо; казнишь - бог тебе судья; а я сказал тебе правду.
Моя искренность поразила Пугачева. «Так и быть, - сказал он, ударя меня по плечу. - Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь. Завтра приходи со мною проститься, а теперь ступай себе спать, и меня уж дрема клонит».
5. Выберите один правильный ответ:
Подход к изучению самоорганизации, изучающий и разрабатывающий приемы, повышающие эффективность организации человеком собственной деятельности, характеризует подход:
а) деятельностный г) технический
б) личностный д) кибернетический
в) интегрированный е) нет правильного ответа.
6. Установите соответствие между видами самоорганизации и их характеристиками:
1.«Силовая» самоорганизация
2. Регулируемая самоорганизация
3. Открытая самоорганизации
А) развитие регулярной и систематической положительной обратной связи позволяет участникам (элементам) осознать свои позиции….
Б) все отношения между элементами являются положительными, все элементы поддерживают друг друга….
В) развитие и последующая нейтрализация антагонизма переменных системы, ограниченного некоторым конечным пределом, и затем достижение бесконфликтного поведения элементов и системы в целом.
Модуль 4. Технологии самообразования.
Цель модуля:
1. Знание сущности, значимости, методы и формы самообразования.
2. Умение работать с литературой в различных формах; осуществлять информационный поиск с использованием различных средств.
3. Владение приемами самообразовательной деятельности.
Ключевые понятия модуля:самообразование, саморазвитие, самообучение, самовоспитание.
Основные темы модуля:
1. Самообразование как система умственного и мировоззренческого саморазвития
2. Структура самообразования
3. Технологии и методы самообучения
4. Технологии и методы самовоспитания
Лекция 1. Самообразование как система умственного и мировоззренческого саморазвития (2 часа)
Овладение технологиями самообразовательной деятельности следует рассматривать как социальный феномен, имеющий значение не только для студента и общества, но и для развития самой теории обучения в новой образовательной среде, в которой самостоятельная деятельность занимает важное место.
Образование в XXI веке отличается количеством и качеством новейших образовательных и информационных технологий. Обычные уроки, лекции и семинары часто микшируются с интерактивными занятиями и аудиовизуальными тестами, игровыми симуляторами, обучающими компьютерными программами и играми. Все эти технологии повышают интерес молодежи к процессу образования, тем самым растет мотивация учения. В современных вузах меняется сам смысл понятия «обучающийся», в Российской Федерации и за рубежом традиционный тип студента - молодой человек не старше 25 лет, обучающийся стационарно, - уходит в прошлое. В США 43,5% всех студентов старше 25 лет и 45% только частично заняты учебой. Нынешние выпускники отдают себе отчет в том, что получение вузовского диплома не является гарантией безоблачного существования до самой пенсии. Важен не столько формальный диплом, сколько гибкость получаемых навыков - таких, как навыки организации времени, решения проблем, адаптивности.
Целью современного высшего образования является развитие самостоятельности, целеустремленности и ответственности у будущих профессионалов; укрепление их способности адаптироваться к преобразованиям, происходящих в экономике. Сам феномен самообразования порожден кризисом мировой образовательной системы. Оно-то и прокладывает путь к выходу из этого тупика. Самообразование важно понимать как целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я. Ученые доказали, что для поддержания высокой профессиональной компетентности специалисту надо ежедневно прочитывать 1-2 газеты, 1-2 журнала, 100-150 страниц научного текста, 100-150 страниц текста для саморазвития. Э.Тоффлер указывает, что человеку информационного общества понадобятся навыки и умения в трех ключевых сферах: умении учиться, умении общаться и умении выбирать. Перефразируя Ж.-П.Сартра, смысл человеческой жизни – в реализации собственного проекта, как бы ни сопротивлялась реальность подобному самоутверждению.
На идее, что человек должен учиться всегда, построены нравственные законы в Библии, Коране. Психологически эффективность самообразования объясняется очень просто – полученные самостоятельно знания и навыки человек ценит куда больше, чем те, которые преподнесли ему на «блюдечке», и именно их он в первую очередь применяет и реализует в своей жизни. Вместе с тем, самообразование – средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств.
Американский ученый Чарльз Хей трактует процесс самообразования как источник жизненной силы и придерживается идеи, что следует контролировать свое самообучение и принимать самообразование как жизненный приоритет. Малком Ноулз (США) описывает самообразование как процесс, в котором индивиды, с помощью или без помощи других, берут на себя инициативу выявления своих образовательных потребностей, определения образовательных целей, обеспечения человеческими и материальными ресурсами, источниками для обучения, выбора и внедрения соответствующих образовательных стратегий и оценивания результатов.
По мнению Г.Олпорт, самообразование человека – это субъективно значимый осознаваемый процесс раскрытия личностью своих возможностей и способностей в деятельности и отношениях.
В отечественной литературе различные аспекты самообразования, самообучения и самостоятельной работы учащихся отражены в работах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, М.Н. Скаткина и др. Г.М. Коджаспирова под самообучением понимает «процесс непосредственного получения человеком знаний посредством собственных устремлений и самим выбранных средств». При этом самостоятельную работу многие авторы трактуют как самостоятельную деятельность, являющуюся планомерной подготовкой к самообучению и самообразованию в будущем.
По мнению Н.В. Фомашиной, самообразовательная деятельность - это систематическая, специально организованная, самодеятельная, контролируемая и оцениваемая самим субъектом познавательная деятельность, направленная на достижение личностных и общественно значимых образовательных целей и профессионального самоопределения студентов вузов. А.К. Громцева считает, что самообразование - это целенаправленная, управляемая самим учащимся познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования
П.И. Пидкасистый отмечает, что самообразование - это непрерывный процесс роста и развития знаний и совершенствования методов познания на основе сформированной у человека потребности в знаниях
По мнению В.В. Байлука, самообразование - это сознательная, самоуправляемая репродуктивно-познавательная деятельность человека, направленная на воспроизводство (освоение) знаниевого опыта общества с целью удовлетворения личностно и профессионально значимых потребностей. В этом определении термин «сознательная» означает «свободная», так как указанная деятельность осуществляется на основе свободного выбора ее субъекта
Н.Б. Крылова рассматривает самообразование как процесс самоорганизации, самостроительства личности, который тесно связан с общечеловеческой культурой и с задачами расширения своего жизненного опыта По мнению И.С. Якиманской, самообразование - активное, последовательное и в целом необратимое качественное изменение статуса личности на основе рефлексивной деятельности человека.
Таким образом, самообразование можно определить как процесс и результат, направленный на самореализацию, личностное самоопределение, профессиональное становление, поскольку способствует совершенствованию профессиональной, интеллектуальной, творческой, волевой, эмоциональной, трудовой и мотивационной сфер человека, а также развитие базовых качеств человека – трудолюбия, ответственности, целеустремленности, настойчивости, организованности, силы воли и др.
Нельзя путать два близких, порой, сложно различимых, но разных понятия – «самообразование» и «самообучение». Самообучение подразумевает накапливание, работу над собой по освоению некого знания. Самообразование же ставит целью не просто получить это знание, но и научиться им пользоваться. Иначе говоря, нужно «не только знать, но и уметь». Более того, определять самообразование, как процесс, проходящий без помощи других лиц, не совсем верно, поскольку существует и точка зрения, при которой самообразовательная деятельность студента внешне управляется педагогом и одновременно самоуправляется студентом.
Но вернёмся к понятиям «самообучение» и «самообразование». «Большой толковый словарь» определяет «самообучение» как самостоятельное обучение чему-либо, например - рисованию. А «самообразование» определяется как приобретение знаний путём самостоятельных занятий без помощи преподавателя. Самообразование, к примеру, может быть политическое, экономическое. Слово «обучение» можно понять благодаря слову «учить», которое произошло от «укъ» - учение, того же корня, что лит. jaukìnti «приучать», арм. usanim «учусь, приучаюсь». То есть это то, что дает навык, привыкание.
Слово «образование» можно понять через слово «образ», производное от «образити» - изобразить, нарисовать, которое в свою очередь было образовано от разити «резать». В соседних языках слово «образ» также имеет похожее значение: болг. образ «лицо, щека», польск. оbrаz «изображение, картина; образ; икона». Получается, что при самообразовании человек не просто овладевает новыми знаниями и умениями, как это происходит при самообучении, но и создает из себя «новый образ», т.е. человек меняется внутренне.
Итак, мы пришли к выводу: самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний. Самообразование - это путь развития как интеллекта, так и человека в целом. Самообразование - свободное движение личности в культуре, неформальное общение с ней - а значит, это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере. Самообразование - это неформальное бытие человека в знании.
Начиная с древних времён, цивилизации развивались и усложнялись. И, для понимания мира, человек всё больше должен был изучать его сам, идя от узнавания к копированию (тактика подражания) и далее к эвристическим и творческим действиям. Необходимость в самообразовании постоянна, но она усиливается при:
1) смене формата обучающихся (сословном, классовом, астральном, ментальном) и неспособности системы образования приспособиться к новым реалиям;
2) последствиях цивилизационных противостояний (например, Восток-Запад);
3) резком проявлении поколенческих разрывов;
4) устаревании учебных материальных баз учебных заведений;
5) возникновении острой конкуренции для преподавателей со стороны возможностей виртуальной реальности.
Отметим, что видные деятели мировой истории занимались самообразованием. Примеров тому великое множество. Г.Галилей, будучи медиком, стал выдающимся астрономом, математиком, физиком, заложил фундамент классической механики, изобрёл телескоп. И.П.Кулибин (XVIII в.) – механик-самоучка. Изобрёл множество машин и аппаратов. Мастер в часовом деле, показал возможность построения одноарочных мостовых конструкций. Большинство идей реализовано лишь после его смерти.
Яркий пример самообразования преподала Екатерина II, которая имела крайне скудное домашнее воспитание. В детстве ее в основном обучали светским манерам, французскому языку и лютеранскому катехизису. Приехав в Россию, Екатерина Алексеевна с большим прилежанием начала обучаться русскому языку. Современники свидетельствовали, что устная речь императрицы была вполне удовлетворительна, и она знала много русских пословиц и оборотов. В царствование набожной Елизаветы Петровны Екатерина Алексеевна отчетливо осознала силу духовенства и его влияние при дворе. Впоследствии она провозглашала сплоченность народа вокруг идеи православия главной национальной особенностью России. Правилом ее поведения стало строгое соблюдение церковной обрядности, уважение религиозных обычаев народа; она гордилась, что самостоятельно изучила порядок церковной службы. Екатерина II проявила недюжинный ум, осмотрительность, понимание людей, способность нравиться им, умение находить единомышленников и внушать им доверие. Она была лишена чувства мстительности, никогда без особой надобности не отрекалась от людей, ставших ее друзьями. Однажды завязавшиеся отношения обычно становились прочными и длительными.
Сохранилось несколько списков книг, которые выписывались для нее из Академии наук. В них перечисляются словари, разговорники, описания отдельных областей, городов, учреждений (ААН, ф. 3, on. 1, кн. 93, л. 118-177; кн. 94, л. 235-240; ГПБ, ф. 871, № 929). В 1750-е гг. Екатерина, очевидно, уже имела возможность пользоваться богатой библиотекой И.И.Шувалова. Среди упоминаемых Екатериной книг встречаются развлекательные романы; она была знакома также с «Историей Жиль Блаза ..» А.-Р.Лесажа, «Дон-Кихотом» М.Сервантеса, «Комическим романом» П.Скаррона, «Гаргантюа» Ф.Рабле. Большое впечатление на нее произведя письма М. де Севинье - интимная хроника французского двора эпохи Людовика XIV.
Самостоятельное изучение серьезных книг определялось мыслями о будущем царствовании. Екатерина прочла по-русски «Деяния церковные н гражданские» Цезаря Барония; в оригинале она читала европейские мемуары предшествовавшей эпохи (напр., «Жизнеописания» П.Брантома), исторические сочинения - «Общую историю Германии» Ж.Барре, «Историю короля Генриха Великого» Ардуина де Перефикса, общеобразовательную «Всеобщую историю путешествий» А.-Ф.Прево; во французских переводах - «Сравнительные жизнеописания» Плутарха и «Анналы» Тацита. Путеводителем по вопросам государственного управления служил также «Философский словарь» П.Бейля, который Екатерина тщательно штудировала. Из новейших авторов она остановилась на находившихся в зените славы Вольтере и Ш.-Л.Монтескье: Вольтер как литератор, а Монтескье как мыслитель сопровождали ее всю жизнь, их сочинении она знала очень основательно. Например, «Орлеанскую девственницу» Екатерина прочла одной из первых в Петербурге, получив ее от Станислава-Августа Понятовского (будущего польского короля), а сочинения Монтескье по ее просьбе специально выписывали из Франции. Позднее она неоднократно подчеркивала, что произведения Вольтера были для нее не только любимым чтением, но и мерилом литературного вкуса; сочинение «О духе законов» Монтескье она положила в основу своего «Наказа». Ее внимание привлекла «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» Дидро-Д’Аламбера, первые тома которой она конспектировала. Екатерина II неоднократно положительно отзывалась о И.П.Кулибине, М.В.Ломоносове и других самобытных российских гениев, много сделала для развития образования и науки в России.
Продолжая разговор о деятелях, с помощью самообразования достигших известности, нельзя не упомянуть М.Фарадея – учёного с мировым именем, закончившего лишь начальную школу. Занявшись самообразованием в области химии, он увлёкся магнитными и электрическими явлениями. Поставил множество физических и химических экспериментов, написал большое количество научных трудов. Далее, Э.Хаббл – по образованию юрист, но известность получил как великий астрофизик. Э.Резерфорд, юрист, ставший физиком, первооткрывателем современной модели атома. К.Э.Циолковский – феноменальный российский изобретатель-самоучка, от рождения плохо слышащий. Не получив образования, он смог, опередив время, стать основателем теории ракетного полёта, космонавтики, проводил (в «домашних условиях») исследования в областях динамики воздушных судов, аэронавтики и т.д. Н.В.Тимофеев-Ресовский – учёный без диплома, не обучавшийся в вузе, однако впоследствии смог защитить докторскую степень. Стоял у истоков генетики, биологии, радиобиологии. Разработал одну из первых моделей гена. Р.Декарт, П.Лаплас, И.Ньютон, Г.Лейбниц, А.-М.Ампер, М.Ломоносов, Дм.Менделеев, Н.Зельдович, А.Чижевский. Список можно перечислять долго, но объединяет их одно – любовь к самообразованию, благодаря которому они внесли свой вклад в историю человечества.
Рассмотрим более детально феномен самообразования с позиции исторической педагогики. Обратимся к идеям Я.А.Коменского, который был основоположником педагогики нового времени. Он отмечал, что «альфой и омегой нашей дидактики да будет изыскание и открытие способа, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше учились». А.Дистервег высшим началом педагогического процесса считал самодеятельность учащихся. П.Ф.Каптерев подчеркивал, что самодеятельность важна, прежде всего, потому, что она отвечает сущности педагогического процесса – творческому саморазвитию.
В качестве понятий «самообразование» и «самообучение» вошли в научный обиход в 30 – 60-е годы ХIХ столетия. Освободительная борьба, которая развернулась в России в первой половине XIX века, стимулировала рост общественного интереса к самообразованию, при этом наиболее обострился интерес к изучению философских и социально-политических вопросов. А.И.Герцен представлял основной целью образования не передачу наибольшего объема знаний, а воспитание пытливости ума, любознательности и умения работать самостоятельно.
Н.Г.Чернышевский в своем романе «Что делать?» представил на суд российских читателей одну из первых технологий самообразования и самоорганизации. Герой романа Рахметов говорил: «По каждому предмету капитальных сочинений очень немного. Прочитаю всего прежде Гоголя. В тысячах других повестей я не найду ничего, кроме испорченного Гоголя, - зачем я стану их читать? Так и в науках. Если я прочел Адама Смита, Мальтуса, Рикардо и Милля, я знаю альфу и омегу этого направления, и мне не нужно читать ни одного из сотен политико-экономов, как бы ни были они знамениты; я по пяти строкам с пяти страниц вижу, что не найду у них ни одной свежей мысли, им принадлежащей, всё заимствования и искажения. Каждая прочтенная мною книга такова, что избавляет меня от надобности читать сотни книг». Чтобы укрепить самодисциплину и физическую силу, он стал усердно заниматься гимнастикою; на несколько часов в день становился чернорабочим по работам, требующим силы: возил воду, таскал дрова, рубил дрова, пилил лес, тесал камни, копал землю, ковал железо. Через год после начала этих занятий он отправился в свое странствование: был пахарем, плотником, перевозчиком; раз даже прошел бурлаком всю Волгу. Тогда ему было двадцать лет. К сожалению, молодежь XXI века не знакома с данным произведением, тогда как в СССР оно было включено в основную учебную программу по литературе и давало отличный пример самообразовательной и самоорганизующейся деятельности.
Ситуация существенно обострилась в последние 100-150 лет, когда после стремительного роста науки мир уже перестал быть «тривиальным» для человеческого разума, и в это же время образование стало более доступным для более широкого круга людей. Прослеживая эволюцию понятия «самообразование», можно выделить два этапа его развития: исследование проблемы самообразования в контексте общих проблем обучения и воспитания (до XIX в.); выделение самообразования в самостоятельный вид человеческой деятельности и в специальный объект исследования (с XIX в.). Различные аспекты проблемы самообразования в контексте собственных фундаментальных и прикладных исследований рассматривали известные ученые: педагоги - Ю.К.Бабанский, B.C.Ильин, П.Ф.Каптерев, М.Н.Скаткин, Г.И.Щукина и другие; психологи - Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков, В.Д.Шадриков и другие. Была создана целостная картина педагогической теории самообразования, составляющими которой стали следующие концепции и идеи по:
- формированию готовност