Методики: техника SMART, матрица Эйзенхауэра
метод «Альпы», график Ганта. Результаты деятельности (4 часа)
Н.Е. Введенский: «Мы устаем и изнемогаем не потому, что много работаем, а потому, что плохо работаем, неорганизованно работаем, бестолково работаем».
А.К. Гастев: «Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно же научиться так работать, чтобы работа была легкой и чтобы она была постоянной жизненной школой».
А.К. Гастев «Как надо работать»:
«Если хочешь вводить научную организацию труда, стань мастером хоть одной операции, рассчитай ее и дай ускорение. Тогда ты будешь говорить фактами, а не зубрежкой. Знающий, но не умеющий – это механизм без двигателя.
Многие думают, что научную организацию труда можно вводить только при очень хорошем оборудовании. На самом деле это неверно. Научную организацию труда можно ввести на очень совершенном заводе, в котором будут машины-автоматы, но можно ввести и в любом шалаше, и в любом овраге... Даже если бы мы, например, копали землю в огороде, нам сейчас же нужно было задуматься над формой лопаты, как низко сгибать собственное тело, задумываться над тем, какой ширины должны быть гряды, чтобы их лучше, экономнее и скорее полоть...»
Как считает С.Д. Резник и др. в [52],главные потери времени мы несем из-за нашей неорганизованности, расхлябанности, неумения организовать наше время.
И многие выдающиеся люди в бизнесе, науке, творчестве сумели организовать себя именно потому, что они четко организовали свою жизнедеятельность.
Автор выделяет 7 интегральных характеристик личности и создает модель самоуправляемой личности.
Первая характеристика: способность формулировать и реализовывать жизненные цели– это оптимальная направленность и мобилизация собственных способностей и жизненных интересов, способность познать самого себя, формулировать свои жизненные цели цели, принимать решения, планировать карьеру.
Вторая характеристика: личная организованность – способность жить и работать по системе. Критериями этой характеристики являются: умения ценить и эффективно использовать время, сосредоточиться на главном, все делать по порядку, не упускать из виду мелочей, учитывать и анализировать затраты времени
Следующая характеристика: самодисциплина – личная дисциплинированность, соблюдение строгого порядка, точность и планомерность в работе. Самодисциплина означает умение управлять своим поведением, держать себя в руках, способность держать слово, собранность, ответственность, пунктуальность.
Следующая характеристика: знание техники личной работы – знание правил и приемов рационализации личной работы и умение ими пользоваться, умение организовать рабочее место, планировать свои дела, работать с информацией, говорить по телефону, пользоваться оргтехникой, знание технологий коммуникации и некоторые другие, например, ведение записной книжки.
Следующая наиважнейшая характеристика: эмоционально-волевой потенциал – это способность управлять своей волей, воспитывать оптимизм и жизнерадостность.
И здесь важны качества – воля, трудолюбие, целеустремленность, решительность, напористость, умение мотивировать себя, психологическая уравновешенность, оптимизм и жизнерадостность, уверенность в себе, увлеченность работой. К этой характеристике относят также преданность работе и коллективу, психологическую подготовку к работе и семейное благополучие.
Следующая характеристика: способность делать себя здоровым означает хорошее состояние здоровья и гигиену умственного труда, отказ от вредных привычек, режим труда и отдыха, умение расслабляться, тренированность нервной системы, физические нагрузки, закаливание, т.е. все те составляющие, которые поддерживают состояние работоспособности.
И, наконец, последняя характеристика: личный самоконтроль – способность постоянно контролировать процессы своей деятельности и ее результаты, это знание функций самоконтроля, контроль процессов, контроль времени, контроль результатов, а также контроль имиджа.
Саморазвитие невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать жизнедеятельности и приобретаемый опыт.
Цель - обязательный компонент процесса саморазвития. Необходимо ясно представлять, зачем что-то конкретное делается и где это что-то пригодиться. Следующий компонент - это задачи, они имеют более узкое и реальное значение по сравнению с целями. Их выполнение является основным шагом по направлению к достижению цели, так же они являются обязательными для качественной и высокой результативности всей деятельности человека.
Следующим шагом в саморазвитии является планирование деятельности. Функция планирования характеризуется самоорганизацией, в основе которой лежит сознательное отражение и оценка условий, а также алгоритмизация деятельности с целью ее успешного осуществления а также самопознанием, которое следует понимать как изучение человеком собственных физических и психических особенностей. Познавательный процесс должен разрешиться оформлением позитивного знания.
Функция контроля в саморазвитии осуществляется посредством самоконтроля и самооценки. Самоконтроль деятельности - это особый вид деятельности личности, побуждаемый и направляемый целями самоуправления и самосовершенствования своей работы, осуществляемый системой умственных действий, направленных на самостоятельный контроль и коррекцию хода и результатов деятельности, на анализ и предупреждение недостатков в своей работе и в ее организации. Самооценка - оценка человека самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее его развитие. Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке).
Остановимся на некоторых техниках, способствующих эффективности деятельности. Начнем с целеполагания.
Основные характеристики цели: точность определения, возможность измерить, достижимость, реалистичность, указание временных интервалов на ее исполнение.
Коротко остановимся на каждой из этих составляющих.
• Точность определения цели. Приводит к получению конкретного результата.
• Возможность измерить. Предполагается использовать цифры и другие общепринятые стандарты, позволяющие четко сопоставить то, что было до реализации цели и после нее.
• Достижимость. Возникает вопрос: как добиться данной цели? Если вы имеете небольшой опыт или низкую квалификацию, то следует об этом подумать и записаться на специальные курсы.
• Реалистичность. Помнить о том, что для достижения цели понадобится не один вечер.
• Указание временных интервалов. Точно определить, на какой срок рассчитана ваша цель
К наиболее известной технике целеполагания относят технику SMART. SMART– критерий точного определения целей в процессе целеполагания. SMART – это один из акронимов, то есть аббревиатура, которая имеет значение еще и как самостоятельное слово. В переводе с английского языка слово «smart» означает «ловкий, расторопный, находчивый, энергичный, проворный». SMART – это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов:
· конкретный (specific);
· измеримый (measurable);
· достижимый (attainable);
· значимый (relevant);
· соотносимый с конкретным сроком (time-bounded)
Таким образом, правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком.
Технология SMART максимально приближена к реалиям жизни, не требует излишних усложняющих действий. Кроме этого, известно, что народная мудрость говорит о том, что хорошо контролировать можно то, что можно «удержать в руке», «пересчитать по пальцам». SMART включает как раз 5 основных требований к постановке целей, а именно:
S – Specific (Конкретный)
Цели должны быть обозначенными в виде четких результатов. Объясняется, что именно необходимо достигнуть. Цель по SMART должна быть конкретной, что увеличивает вероятность ее достижения. Понятие «Конкретный» означает, что при постановке цели точно определен результат, который Вы хотите достичь. Сформулировать конкретную цель поможет ответ на следующие вопросы:
Какого результата я хочу достичь за счет выполнения цели и почему? Кто вовлечен в выполнение цели?
Существуют ли ограничения или дополнительные условия, которые необходимы для достижения цели?
Всегда действует правило: одна цель - один результат. Если при постановке цели выяснилось, что в результате требуется достичь нескольких результатов, то цель должна быть разделена на несколько целей.
M – Measurable (Измеримый)
Цели должны быть измеримыми в конкретных показателях. На этапе постановки цели необходимо установить конкретные критерии для измерения результата и процесса выполнения цели. Если показатель количественный, то необходимо выявить единицы измерения, если качественный, то необходимо выявить эталон отношения. Например, «увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %, относительно чистой прибыли текущего года». В постановке измеримой цели помогут ответы на вопросы:
Когда будет считаться, что цель достигнута?
Какой показатель будет говорить о том, что цель достигнута?
Какое значение у данного показателя должно быть для того, чтобы цель считалась достигнутой?