Лекция 2. Понятие самоорганизации, особенности и проявление. Интегральность самоорганизации. Саморегуляция, самоуправление
Однажды Бог собрал своих старших ангелов и спросил их: "Куда мне спрятать великий потенциал человека, чтобы он не сразу нашел его, а потрудился?".
Ему предлагали разные места, где можно было бы схоронить этот дар: на луну, на самую вершину горы, в глубины мирового океана, в центр земли. Но куда бы не помещали этот таинственный дар, таинственный потенциал, Бог видел, что человек его вскоре находил.
Он уже было совсем загрустил, но тут самый младший ангел предложил: "А давайте спрячем великий потенциал в самом человеке, это единственное место, куда человек никогда или очень редко заглядывает".
Так и поступили, поместил Бог великую силу в сердце человека и наблюдает, как тот ищет ее где угодно, но только не в себе.
Проблема терминологии является актуальной и до настоящего времени. Различные авторы по-разному трактуют и соотносят понятия «самоорганизация», «саморегуляция».
Анализ существующих точек зрения (Бурденюк Т.М., Клецина И.С., Никифоров Г.С., Цагарелли Ю.А. и др.) показал, что принципиальных различий между данными понятиями не имеется и, следовательно, в большинстве случаев их можно рассматривать как синонимы.
Самоорганизация представляет собой «процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия».
Другими словами, самоорганизация выступает неким показателем зрелости человека в совокупности природных и социально-приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли, интеллекта, мотивах поведения и реализуемой деятельности [38, 6].
Самоорганизация как сложное явление характерно всем системам. Управляемый изнутри процесс изменения структуры отношений отдельных элементов системы или их групп, сопровождающийся качественными изменениями самих элементов, называется самоорганизацией системы [45, с.10-12].
Самоорганизация может рассматриваться как процесс и как явление. Сущность ее как процесса состоит в формировании совокупности действий, ведущих к созданию устойчивых реакций в системе. Сущность самоорганизации как явления состоит в объединении элементов для реализации программы или цели и действующих на основании внутренних правил и процедур.
Выделяют техническую, биологическую и социальную самоорганизацию [65; 66.].
Техническая самоорганизация (как процесс) основана на определённой смене алгоритма действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды. Как явление техническая самоорганизация - это набор альтернативных интеллектуальных адаптивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность вне зависимости от условий функционирования. Среди них различают самонастраивающиеся, самообучающиеся и самоорганизующиеся системы.
Биологическая самоорганизация основана на генетической программе сохранения вида (как процесс), призванной обеспечить соматическое (телесное) построение объекта (как явление).
Социальная самоорганизация (как процесс) основана на общественной социальной программе гармонизации общественных отношений, включающей меняющиеся во времени приоритеты установок, интересов, ценностных ориентации, мотивов и целей относительно постоянных во времени законов организации. Основные виды деятельности, способствующие проявлению самоорганизации человека или организации, - это инициативность, мужественность, настойчивость, решительность, самоанализ, саморегуляция, самообладание, сдержанность, самодисциплина, терпение, умение предвидеть, самостоятельность, энергичность.
В отечественной психолого-педагогической литературе сущность и содержание понятия «самоорганизация» рассматривается в рамках различных научно-методологических подходов: личностного, деятельностного, аксиологического, синергетического и др.
Многие психологи (В.С.Мухина, В.А.Сластенин, А.Г.Ковалев, Д.А.Белухин, В.И.Слободчиков, Г.К.Селевко и др.) понимают личность как самоорганизующуюся систему. Для нее характерны такие качества, как открытость, хаотичность и неравновесность развития, нелинейность мышления, свобода выбора, интегративность, целенаправленность в развитии, способность накапливать и использовать собственный опыт. Самоорганизацию можно рассматривать как природное качество личности, которое формируется в процессе ее жизнедеятельности и подвергается постоянному развитию и совершенствованию.
Ученые, придерживающиеся личностного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов, рассматривают самоорганизацию как личностное образование [1.]. В связи с этим приоритетным для них является тщательное изучение личностных качеств и свойств, среди которых личностная самоорганизация является одним из основных в общем перечне психологических качеств человека. Это понятие напрямую связано с такими явлениями, как самодвижение, самоструктурирование, самодетерминация природных, естественных систем и процессов [51]. По мнению исследователя Н.А.Афанасьевой, это управляемый изнутри процесс изменения структуры отношений отдельных элементов системы или их групп, сопровождающийся качественными изменениями самих элементов [6, с. 60].
В учебнике «Основы вузовской педагогики» (под ред. Н.В.Кузьминой) автор одного из разделов А.Г.Сорокова подчеркивает, что «самоорганизация – это не только использование правил научной организации труда, но и определенные умения, направленные на оптимизацию учебного труда с учетом личностных качеств учащихся» [32, с. 157]. В трудах сторонников личностно-деятельностного подхода (В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.Я.Ядов и др.) самоорганизация рассматривается через призму таких компонентов, как действия, операции, функции, умения, навыки. В контексте данной проблемы они делают ставку на изучение логической последовательности процесса самоорганизации, указывают на целостность и системообразующую связь между компонентами этой логической структуры, обеспечивающей успешность самостоятельной деятельности. При этом они рассматривают деятельность как образование, подлежащее организации и самоорганизации [36], [55]. Л.В. Фалеева определяет самоорганизацию как деятельность и способности личности, связанные с умением организовать себя, проявляющиеся в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга [71]. В.И. Андреев полагает, что «способность к самоорганизации проявляется в четком планировании своей жизни, своих дел как на день, неделю, месяц, год, так и на перспективу. Это способность рационально использовать свои силы и свое время» [5, с. 72]. Такого же мнения придерживается исследователь А.Ю. Киселева, которая под личностной самоорганизацией понимает умение организовать себя, свое время, свои действия. «Другими словами, – пишет она, – самоорганизация – это умение организовать ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении, также это процесс изменения жизненных стереотипов, отработка необходимых умений для действий, сами действия и их контроль». К элементам самоорганизации относятся время, планирование, дисциплина и самоконтроль[28.]. В этом смысле самоорганизация напрямую связана с активностью самой личности.
Ю.А. Цагарелли разделяет самоорганизацию на два вида: личностную и деятельностную. По мнению исследователя, «самоорганизация личности – это процесс сознательного и целенаправленного конструирования своей личности исходя из имеющихся эталонных представлений и результатов самооценки. Процессы самоорганизации личности удовлетворяют потребности в четком понимании цели развития личности. Процесс самоорганизации деятельности обеспечивает определение магистральных путей достижения этой цели» [75].
Самоорганизация будущих специалистов в процессе обучения в вузе - форма получения знаний, умений и навыков путем самообразования и целенаправленного поиска и внедрения форм и методов, активизирующих их умственно-мыслительную и научно-поисковую деятельность, стимулирующих самостоятельное творческое решение поставленных научно-исследовательских проблем.
Профессиональное самосовершенствование представляет процесс развития не только личностно-значимых качеств, но и профессиональных, поэтому для личности самоорганизация обретает социально-значимую роль.
Личностная самоорганизация студента в учебной деятельности представляет собой упорядоченную совокупность целей и мотивов саморазвития, навыков самоконтроля и саморегуляции психических состояний, способностей к самоанализу и адекватной самооценке, преимущественно самостоятельно и целенаправленно сформированную и развиваемую в процессе обучения в вузе.
В 20-е годы ХХ века появились первые работы по самоорганизации учебной деятельности (Журавский А.Ф., Келлер Б.А., Ребельский И.В. и др.) в виде методических указаний по самоорганизации учебного труда. В конце ХХ века появились учебники, пособия, посвященные данному вопросу. Это связано с всплеском интереса к познавательной деятельности, в рамках которой и рассматривался вопрос самоорганизации. Засорина Л.Н. и Петунов В. Д. самоорганизацию учебной деятельности рассматривают как компонент в структуре личности студента.
Анализ работ исследователей по данному вопросу, позволяет сделать вывод: на успешность обучения наиболее существенное влияние оказывает степень интегрированности таких компонентов самоорганизации как целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевые усилия.
Лекция 3. Целеполагание и планирование деятельности.