Модуль 1. Современное представление о человеке.
Человек как "предмет познания" – это ключ ко всей науке и о природе... В человеке резюмируется все, что мы познаём.
Пьер де Шарден:
Цель модуля:
1. Знание структуры личности, эмоционально-волевой сферы, своего характера, потребностно-мотивационной сферы, личностного роста и развития.
2. Знание видов и основных компонентов самоорганизации и самообразования.
3. Понимать влияние различных факторов на развитие личности.
Ключевые понятия модуля:самоорганизация, самообразование, самоорганизующиеся системы, человек, личность, индивид, индивидуальность, самомотивация.
Основные темы модуля:
1. Введение в дисциплину «Технологии самоорганизации и самообразования»
2. Человек в истории естественнонаучной, философской, психологической и педагогической мысли
3. Основные теории о структуре личности
4. Потенциал и ресурсы личности. Самомотивация.
Лекция 1. Введение в дисциплину «Технологии самоорганизации и самообразования» (2 часа)
Самоорганизация (СР) - процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Процессы СР могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между которыми имеют не жёсткий, а вероятностный характер. Свойства СР обнаруживают объекты самой различной природы: живая клетка, организм, биологическая популяция, биогеоценоз, человеческий коллектив и так далее. Процессы СР происходят за счёт перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов СР - их целенаправленный, но вместе с тем и естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от среды.
Различают три типа процессов СР. Первый – это самозарождение организации, то есть возникновение из некоторой совокупности целостных объектов определенного уровня новой целостной системы со своими специфическими закономерностями (например, генезис многоклеточных организмов из одноклеточных). Второй тип - процессы, благодаря которым система поддерживает определенный уровень организации при изменении внешних и внутренних условий её функционирования (здесь исследуются главным образом гомеостатические механизмы, в частности механизмы, действующие по принципу отрицательной обратной связи). Третий тип процессов СР связан с совершенствованием и саморазвитием таких систем, которые способны накапливать и использовать прошлый опыт.
Систе́ма (от др. греч.- целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
В отличие от понятий «множество», «совокупность» понятие системы подчёркивает упорядоченность, целостность, наличие закономерностей построения, функционирования и развития.
Гипотеза об упорядочении в системе за счёт её внутренней динамики высказывалась философом Р. Декартом в пятой части «Рассуждения о методе». И.Кант выдвинул гипотезу, согласно которой планеты образовались из туманности за счёт притяжения и отталкивания, внутренне присущих материи.
В трехтомной работе «Тектология», изданной в 1910-1920-х годах, А.А.Богданов называет все развивающиеся объекты природы и общества целостными образованиями, или системами, состоящими из множества элементов. Общая теория систем (теория систем) - научная и методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы. Она тесно связана с системным подходом и является конкретизацией его принципов и методов.
Первый вариант общей теории систем был выдвинут Людвигом фон Берталанфи. Его основная идея состояла в признании изоморфизма законов, управляющих функционированием системных объектов.
В 1947 году термин появился в научной публикации Уильяма Эшби «Principles of the Self-Organizing Dynamic System». В 1960-е годы термин использовался в теории систем, а в 1970-е - 1980-е стал использоваться в физике сложных систем.
Герман Хакен - основатель синергетики определил её как науку о самоорганизации. До XXI века синергетика казалась монополистом при описании самоорганизации. Однако, определение данное в рамках синергетики, благодаря междисциплинарности этой науки, расплылось по разным дисциплинам и стало нечётким.
Общесистемные закономерности:
Отграниченность от среды, интегративность - система есть абстрактная сущность, обладающая целостностью и определенная в своих границах, при этом «ценность» связей элементов внутри системы выше, чем сила или ценность связей элементов системы с элементами внешних систем или среды.
Системообразующие, системосохраняющие факторы при этом называют интегративными.
Синергичность, эмерджментность, целостность - появление у системы свойств, не присущих элементам системы; принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её компонентов. Возможности системы превосходят сумму возможностей составляющих её частей; общая производительность или функциональность системы лучше, чем у простой суммы элементов.
Иерархичность - каждый элемент системы может рассматриваться как система; сама система также может рассматриваться как элемент некоторой надсистемы (суперсистемы). Более высокий иерархический уровень оказывает воздействие на нижележащий уровень и наоборот: подчиненные члены иерархии приобретают новые свойства, отсутствовавшие у них в изолированном состоянии (влияние целого на элементы), а в результате появления этих свойств формируется новый, другой «облик целого» (влияние свойств элементов на целое).
Самоорганизующиеся системы удовлетворяют следующим требованиям: открытость (обмен энергией и информацией с внешней средой); достижения системой состояния неравновесности, то есть состояния, при котором система теряет устойчивость (параметры, при которых это становится возможным называются критическими); выход из критической ситуации в одно из новых возможных устойчивых состояний.
Самоорганизация личности – способность к интегральной регуляции природных, психических, личностных состояний, качеств, свойств, осуществляемая сознанием, волевыми и интеллектуальными механизмами, проявляющаяся в мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения.
Из каких этапов состоит самоорганизация личности? Это такие этапы, как целеполагание (определение цели саморазвития), деятельность (целенаправленная активность по саморазвитию и самосовершенствованию), самоконтроль (постоянная оценка и корректировка деятельности в соответствии с целями, планами, идеалами, принципами), самоуправление (способ организации жизни и деятельности личности, создания необходимых условий для целей саморазвития), самостимулирование (самопоощрение за достигнутые успехи или самонаказание за просчеты и неудачи), саморегулирование (это самостоятельное реагирование системы на внешние воздействия, нарушающие ее нормальное функционирование).
Структура самоорганизации личности:
А. Обучение
1. Самообразование
2. Чтение развивающей литературы
3. Фокусировка внимания
4. Расширение словарного запаса
5. Контроль речи
6. Скорочтение
Б. Здоровый образ жизни
1. Спорт
2. Питание
3. Эстетика внешности
4. Имидж успешного человека
В. Образ сильной личности.
1. Борьба с эмоциональным сопротивлением
2. Невыполнимые приказы от самого себя
3. Ликвидация старых проблем и обид
4. Умение направлять негатив в позитив
5. Ликвидация негативного окружения
6. Сила воли
7. Личная конституция
8. Создание полезного круга
9. Большая идея
10. Фундамент ценностей
11. Самопоощрение и самонаказание
Г. Организационные навыки.
1. Очистка территории
2. Распорядок дня, недели, месяца, года.
3. Упорядочивание и классификация дел
4. Финансовый контроль
5. Закрытие незаконченных дел
6. Двойная эффективность
7. Календарь достижений
8. Умение быстро принимать решения
Д. Профессионализм.
1. Самопрезентация
2. Экспертность
3. Мобильность
Самоорганизация тесно связана с таким понятием как самообразование. Проблема самообразования личности рассматривается в контексте непрерывного образования, под которым понимается интегральное образование, дающее возможность человеку приспосабливаться к жизни, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. В основе такого подхода лежит идея повышения профессионального образования, квалификации.
Для кого в современном мире необходимо самообразование? Конечно, это педагоги и врачи, которые должны постоянно обновлять свои знания и компетенции, чтобы донести их о своих учеников и пациентов. Но и для исследователей, инженеров, руководителей разного уровня – необходимым является изучение новых направлений науки и техники в своей отрасли, чтобы продуктивно работать, создавать новее материалы, технологии и т.п.
С философской точки зрения, самообразование - это процесс познания, подчиненный основным закономерностям теории познания, результатом которого выступают новые знания, интегральным, структурирующим компонентом которого является рефлексия.
Самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека; это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создает не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью.
В процессе самообразования выделяют два слагаемых: самообучение и самовоспитание. Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств [18].
В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. Основными характеристиками самообразования выступают: внутреннее познание необходимости, внутренняя свобода личности, целенаправленность, самореализация. Самообразование в современных условиях должно ориентироваться на формирование профессиональной гибкости и мобильности и такого уровня профессионального образования, который позволил бы адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию профессионального труда, а также на создание условий для успешной самореализации личности [18].
Самообразование - самостоятельное образование, приобретение систематических знаний, умений, компетенций, ценностных ориентаций в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем, это средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств.
Таким образом, в современной педагогической науке самообразование рассматривается в двух аспектах:
1. Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;
2. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
В любом из этих подходов в основе самообразования находится непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Оно также рассматривается как одно из важных средств самовоспитания.
При осуществлении самообразования и саморазвития личность проходит ряд этапов. Первый этап – этап самопознания - связан с осознанием личностных или профессиональных потребностей, постановки цели личностного самообразования, диагностикой наличного уровня развития личности. Второй этап – планирование деятельности, разработка программы самообразования, саморазвития. Человек производит отбор действий, определяет их последовательность, уточняет для себя сроки исполнения. На этом этапе личность может изучить литературу по интересующему предмету, чужой опыт по реализации программы самообразования и саморазвития. Третий этап – этап осуществления программы личностного самообразования и саморазвития. На этом этапе важное место занимает самообладание, как способность управлять собой, устойчивость личности. На четвертом этапе осуществляется анализ деятельности на основе различных психологических, личностных, профессиональных методик, а также на основе определения соответствия достигнутого поставленной задачи. Далее – формулируются новые задачи. Кроме того, сквозным в процессе самообразования является самоконтроль – способность систематически отслеживать свое состояние и поведение с целью коррекции и предотвращения нежелательных последствий.
К числу основных видов самообразования отнесены общее, специальное (профессиональное) и др. самообразование. Его основной формой выступает изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. литературы. Источниками новых знаний также выступают использование электронных ресурсов, консультации специалистов, просмотр спектаклей и кинофильмов, посещение музеев и выставок, различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др. При этом самообразование всегда имеет целью получение необходимой квалификации или повышение образовательного, в том числе и профессионального, уровня.
Самообразование – это труд, требующих усилий, дополнительного времени и внимания. Важно понимать, что результаты самообразования отдалены по времени, иногда не очевидны, особенно для окружающих. Главное, понимать важность этой работы для себя и планомерно ее осуществлять. Расширение своего кругозора в личном и профессиональном смыслах позволяет преодолевать профессиональные проблемы эффективнее и творчески.
Сущностные характеристики самообразования – это естественность, самообразование зависит от самого субъекта и носит личностный характер, добровольность, систематичность, целенаправленность, рефлексия.
Термин самообразовательная деятельность появляется в 70-х годах в США. Развитие представлений о сущности самообразовательной деятельности в истории человечества начинается с античности. Этап самообразования в античности связывают с процессом познания самого себя, с собственным самовоспитанием (Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель). В средние века развитие самообразования связано с такими учеными, как П.Абелер, М.Монтень, Т.Мор. Первоначально познай Бога, потом себя, а потом познавай природу. В «Новое время» Коменский, Ушинский, Локк, Руссо, Ломоносов, Ушинский говорят о принципах свободного воспитания, природосообразности самообразования, основывающегося на личном опыте. В Новейшее время возникают принципы компьютеризации обучения и самообразования, глобализации и мобильности, компетенции и компетентности.
Исходя из форм и источников самообразования, можно сформулировать основные методы самообразования: самообучения - самостоятельная работа над литературой (в первую очередь, над научными работами, описанием опыта, тематическими работами), любыми теоретическими источниками; самостоятельная работа с аудиовизуальными средствами (видеокурсами, аудиокурсами); самостоятельные упражнения; тренинги; самостоятельные практические задания; общение. Опираясь на специфику этапов процесса самообразования, отметим специфические методы самовоспитания для самопознания: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение. Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение. Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение [81].
Лекция 2. Человек в истории естественнонаучной, философской, психологической и педагогической мысли (2 часа)
Антропология (др.-греч. ἄνθρωπος – человек; λόγος – «слово, речь») – наука о происхождении и развитии человека.
Философская антропология - философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия.
Религиозная антропология - философское учение о сущности человека, развиваемое в русле теологии и рассматривающее природу и сущность человека в контексте религиозных учений.
Религиозная антропология - философское учение о сущности человека, развиваемое в русле теологии и рассматривающее природу и сущность человека в контексте религиозных учений.
Возникновение термина «антропология» восходит к античной философии. Древнегреческий философ Аристотель первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Аристо́тель (384 д.н.э. – 322 д.н.э) –древнегреческий философ, ученик Платона. Аристотель – основоположник психологии, создавший первую психологическую систему, принципы и главные понятия которой изложил в трактате «О душе».
Психология – одна из самых древних наук и является одной из самых значимых, поскольку представляет учение о важнейшей и сокровенной стороне его естества – психике.
Применительно к физическому строению человека термин «антропология» впервые встречается в названии книги Магнуса Хундта (1501), которая являлась по сути анатомической.
Книга Галеаццо Капелла (1533) «Антропология, или рассуждение о человеческой природе» содержала данные об индивидуальных различиях человека.
В 1594 г. вышло сочинение Отто Касмана ученика Рудольфа Гокклениуса «Антропологическая психология, или учение о человеческой душе» (ч.1) и «О строении человеческого тела в методическом описании» (ч.2). Отто Касман впервые разделил антропологию на психологию и соматологию.
Воззрения Канта на человека и его природу отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 год).
Человек - это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание.
Человек - это высшая ценность, это личность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Человек не проявляет его только тогда, когда рассматривает своё «Я» не как весь мир, а только как часть его.
От сексуального чувства (страсти) мутится разум. Но у человека на чувства и желания накладывается нравственная и культурная норма.
Марксистская концепция человека начала складываться во второй половине XIXв. в трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса, которые исходили из трудовой теории антропосоциогенеза. Проблема природы (происхождения) человека решалась на основе эволюционной теории Дарвина и представлений о естественно-историческом процессе формирования человека в складывающемся обществе. Возникновение сознания человека происходило на основе трудовой деятельности и в связи с развитием языка (Ф. Энгельс «Диалектика природы», «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»).
Психологи́ческая антрополо́гия (этнопсихология) - направление в культурной антропологии и одновременно междисциплинарная область исследований, получающая интегративное знание о людях, действующих в условиях различных культур. Интегративная наука о человеке, образованная на стыке психологии и антропологии.
И.Ф.Гербарт пытался развить основные идеи И.Канта с включением многих элементов философии Г.В.Лейбница, но не оставил большого следа в истории психологии и философии. Тем не менее, в современной науке учитывается положение Гербарта о том, что психология останется неполной, если она будет рассматривать изолированного индивида. Требование рассматривать человека не абстрактно, а в контексте социальных связей было новым для того времени, и оно не утратило своей актуальности и в наши дни
Действительным предшественником психологической антропологии в современной научной литературе называется Вильгельм Вундт, который изучал психологию народов и оставил десятитомный одноимённый труд.
Период (конец 20 – начало 50-х годов XX в.) развития психологической антропологии под названием «культура и личность» проходил под влиянием труда Рут Бенедикт «Модели культуры» (1934) и серии работ Маргарет Мид.
В основе исследования лежит концепция «моделей культуры», направленная на выявление присущего каждой культуре единства - центрального стрежня (этоса), определяющей конфигурацию всех её элементов. По Бенедикт, природа отдельного человека столь пластична, что общество «лепит» из него нечто самоподобное.
М. Мид написала 25 книг, наибольшую известность ей принесли первые работы, посвящённые описанию образа жизни жителей Океании.
С конца 50-х годов – начала 60-х годов XX века началась дискуссия о переориентации направления «культура и личность».
Американский учёный Ф. Л. К. Сюй предложил новое название данной дисциплины: психологическая антропология. Так назывался и сборник, изданный под его редакцией в 1961 году. Его предложение базировалось на анализе содержания исследований культуры и личности, где он выделил две основные сферы: соотношение индивида и общества и характеристики обществ.
Середину 1960 - середину 1980-х годов XX века учёные характеризуют как период зрелого развития психологической антропологии – фундаментальной части антропологического знания, ставшей учебной дисциплиной в университетах США и других стран.
В России исследования по этнопсихологии ведутся в Институте этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.
Как отметила в 2005 году С. Лурье, в настоящее время психологическая наука находится в глубоком кризисе. Одним из выходов из сложившегося кризиса стало обращение американских антропологов к советской психологии в лице представителей «деятельностного подхода» (Выготский, Леонтьев, Лурия и другие). Несколько десятилетий назад подобное обращение американских учёных к работам психологов, базировавшихся на марксизме, выглядело бы достаточно экзотично. Однако сегодня деятельностный подход широко известен и популярен в США, и рассматривается многими американскими психологами как перспектива развития.
Кратко остановимся на различиях, которые существуют между человеком и животным.
Для того чтобы человек стал личностью необходима его включенность в общественные отношения. Личностью человек становится в процессе его воспитания, обучения и развития.
Личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, его чувства и поведение в конкретных ситуациях
Человек (от лат.Homo sapiens) – живое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способное создавать и пользоваться орудиями труда.
Индивид – это конкретный представитель homo sapiens.
Индивидуальность – совокупность физиологических и психологических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие, единичность и неповторимость.
Различия между человеком и животным: язык, мышление, орудия труда, общественный опыт. Высшим животным (как полагают ученые) свойственно лишь практическое мышление, мышление «здесь и сейчас». Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать ее последствия. Помимо этого человек должен ежедневно принимать огромное количество решений, делать выбор между различными вариантами развития ситуации.
Животное создает орудия труда в данной конкретной ситуации. Человек создает орудия труда по заранее намеченному плану и сохраняет их.
Животные и человек усваивают личный опыт. Человек благодаря общению, речи и языку способен усваивать опыт предыдущих поколений. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не разовьются собственно человеческие высшие психические функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление и многие другие).
Можно упомянуть еще несколько различий человека и животных такие как альтруизм, семья, совесть и многие другие. Чарльз Дарвин говорил, что самое большое отличие человека и животного это его совесть. Именно совесть совмещает в себе и наличие интеллекта, и нравственные черты личности.
Лекция 3. Основные теории о структуре личности (4 часа)