Изучение славянских двухкомпонентных имен в семантическом аспекте
Этимологическому анализу славянских и древнерусских имен посвящено немало работ. Впервые в истории русской антропонимии эти имена были сгруппированы по значению основы М.Я.Морошкиным в «Славянском именослове» (1867). Автор в предисловии к словарю выделяет имена по различным признакам, например, по внешним свойствам (Рус), по обстоятельствам и времени рождения ребенка (Найден, Утро) и т.д.[26]
В настоящее время наиболее известны классификации древнерусских личных имен А.М.Селищева[27] и А.Н.Мирославской[28]. Они носят семантический характер и взаимно дополняют друг друга.
Однако проблема систематизации славянских двухкомпонентных имен с точки зрения этимологии остается открытой. Это связано прежде всего с тем, что многие из данных антропонимов имеют очень древнее происхождение, что затрудняет попытки их точного толкования. К тому же в состав имен-композита входят два корневых элемента, поэтому общее значение таких имен должно определяться их «суммой».
А.В.Суперанская пишет, что при анализе двуосновных славянских имен мы можем лишь установить их состав и попытаться узнать значение тех слов, которые сейчас вышли из употребления или изменились. Приведем примеры таких компонентов:
Вади- от глагола вадить – «манить, привлекать»;
Деси- от десити – «находить, постигать»;
Жир- «богатство, приобретенное, нажитое»;
Леп- от лепый – «хороший, красивый, прекрасный, благовидный»;
Рати- от ратити – «бороться, воевать»;
Яр- от ярый – «горячий, крепкий, сильный, быстрый».
Польский ученый Боромир Боровчак в статье «Двучленные славянские имена»[29] приводит тематическую классификацию имен по их лексическим составляющим:
· жизнь (-быт, -жир) – Властибыт, Жирослав, Домажир;
· положительные ценности ( добро-, любо-, мило-, радо-) – Доброгост, Любомир, Радомир, Милострый;
· отрицательные ценности (не-) – Никлот, Немир, Нерад;
· смысл познания (мысли-, -мысл, -вид) – Мыслибор, Гостевид, Болемысл;
· общественное устройство (держи-, гради-, влади-) – Держикрай, Градислав, Владимир;
· гостеприимсво (-гост) – Любогост, Доброгост, Радогост;
· военная организация (-полк, вой-) – Святополк, Воислав;
· борьба (бори-, рати-) – Боригнев, Ратибор;
· достоинство воина (свято-, яро-, пако-) – Святомир, Ярослав, Пакослав;
· честь, слава (чти-, -слав) – Чтибор, Томислав, Болеслав;
· семья (брато-, -стрый, сестро-) – Братомил, Желитрый, Сестромил;
· собственность (семи-) – Семемысл, Семавит;
· вера (бог-, -бог) – Богуслав, Хвалибог, Молибог, Богухвал.
Таким образом, мы видим, что одно и то же имя может входить в разные тематические группы (например, имя Доброгост).
На основе собранного фактического материала и систематизации имен Б.Боровчака мы разработали собственную классификацию по значению компонентов. В связи с тем, что большинство женских двучленных имен восходит к соответствующим мужским, мы составили классификацию на примере последних. В ней представлены не только имена-композита с праславянской структурой, но и более поздние двуосновные образования:
· слава – Белослав, Болеслав, Быслав, Всеслав, Вышеслав, Вячеслав, Градислав, Жидислав, Сбыслав, Любислав, Переяслав, Сеслав, Часлав и т.д. (-слав – самый частотный компонент);
· мир – Благомир, Всемир, Галимир, Звездомир, Казимир, Мирослав, Путемир, Тихомир, Хвалимир, Цветимир, Яромир и т.д.;
· положительные ценности – Благовест, Благолюб, Всемил, Добровест, Драголюб, Людмил, Милодраг, Милонег, Радослав и т.д.;
· борьба, защита – Беримир, Берислав, Борислав, Братимир, Бронислав, Воемир, Ратимир, Ратибор, Стратимир и т. д.;
· вера – Богдан, Боголеп, Боголюб, Богомил, Богомир, Богомол, Богослав, Богослов, Богухвал, Божидар, Мстибог;
· свет – Лучезар, Светислав, Светомир, Светолик, Славозар, Солнцедар, Солнцезар, Цветизар;
· достоинства воина - Боеслав, Брячислав, Воислав, Гремислав Губислав, Мечислав, Ратислав, Святослав, Ярослав;
· золото, серебро - Златимир, Златозар, Златомир, Златосвет, Златослав, Златоцвет, Среброзар;
· общественное устройство – Владимир, Властимир, Всеволод, Градимир, Держикрай, Селимир, Строимир, Творимир;
· способ познания – Видослав, Гостомысл, Лиховид, Сновид, Судимир, Судислав;
· жизнь – Домажир, Домослав, Жирослав, Житомир, Столет, Ростислав;
· военная организация – Воислав, Ратислав, Ярополк, Святополк;
· семья – Братослав, Родислав, Татомир, Чедомир;
· место происхождения – Белогор, Белозер, Святогор, Черномор;
· гостеприимство – Гостислав, Гостомысл, Доброгость;
· «прозвищные» – Белогруд, Белозор, Белоног, Вездегляд, Верховод, Инозем, Кривоног, Самород, Суховар, Суховерх, Суховей.
Отдельно от семантической классификации А.Н.Милославская выделяет две группы некалендарных имен:
1) имена, даваемые при рождении,
2) имена, которые человек получал, уже выйдя из младенческого возраста (для более четкого выделения среди окружающих)[30].
А.В.Суслова и А.В.Суперанская[31] называют такие имена внутрисемейными и внесемейными. Внутрисемейные имена выбирались в кругу семьи и указывали на родственные отношения, чувства родителей к ребенку; среди них много пожелательных имен (Мстислав – пусть будет славен местью над врагами). Внесемейные, или социальные, давались человеку в обществе в зависимости от черт его характера, внешнего вида, занимаемого положения в социуме (Домажир – домовитый хозяин, наживающий богатство). Существовали также охранительные имена, которые должны были защищать новорожденного от враждебных духов, сглаза (Лиховид, Лихослав – от лих - «злоба, зависть, злорадство»).
В отношении двухкомпонентных славянских имен такое деление будет условным, так как один и тот же антропоним может относиться и к внутрисемейным, и к социальным. Например, Доброслав может указывать на отношение родителей к факту появления нового члена семьи (пожелание ребенку) и определять черты характера человека.
Выводы ко II главе.
Мы привели классификацию славянских двухкомпонентных имен польского ученого С. Роспонда по тематическим группам. На основе данной систематизации и собранного фактического материала мы составили собственную классификацию имен по значению их компонентов. В результате получилось 16 лексико-семантических групп имен. Среди них наиболее распространенными являются антропонимы со значением «слава» (Сбыслав) и со значением «мир» (Добромир).
Глава III