Из истории русских личных имен.
Личные имена представляют значительную часть лексики русского языка. Их состав изменялся и изменяется на протяжении всего исторического развития и становления русского народа. Некоторые собственные имена появлялись и закреплялись в языке, другие постепенно исчезали. Создавались и совершенно новые именные образования. Но, чтобы приступить к исследованию конкретных личных имен, необходимо прежде всего рассмотреть историю имянаречения русского этноса в целом.
О дохристианском, наиболее древнем периоде русской антропонимии можно судить лишь по более поздним памятникам письменности XI-XIV вв., а также на основе некоторых византийских источников и энтографических сведений прошлого. Это объясняется тем, что письменная культура получила широкое распространение на территории Древней Руси только с XI в. (хотя появление славянской азбуки относят к середине IX в.).
В древнерусских памятниках зафиксировано большое количество имен, образованных от апеллятивных, т.е. нарицательных, слов и их сочетаний. А.М.Селищев приводит в своей влассификации имен «по значению основы» такие, как Грязной, Бессон, Камень, Медведь, Сокол, Береза и др[1].
Причины появления таких имен различны. Древние славяне верили в магическую силу имени и считали, что оно влияло на жизнь человека. Предопределяя новорожденному имя Волк, родители надеялись, что их ребенок будет сильным и здоровым. С целью защиты детей от злых духов и сглаза давались имена с отрицательным значением: Злоба, Некрас, Мал, Глух, Худой. Называли также по порядку рождения в семье: Первуня, Вторка, Третьяк.
Кроме простых имен типа Заяц, были сложные, состоящие из двух слов: Владимир, Всеволод, Ярослав, Станимира. Эти имена, как правило, носили князья и их приближенные.
Многообразно представлены суффиксальные имена: Жидило, Путята, Четвертуня, Поздняк (производные имена от однословных и сложных).
К славянским антропонимам примыкали также имена скандинавского происхождения, например: Рюрик, Олег, Игорь, Глеб, Рогволод, Ольга, Рогнеда. Как пишет Б.О. Унбегаун, они привнесены на Русь викингами-завоевателями еще в период язычества[2].
Женских имен было гораздо меньше, чем мужских. До нас дошли такие, как Завида, Полюда, Красава, Верхуслава.
Характеризуя данный период развития антропонимики, Л.В. Успенский приводит следующие строки из азбуковника XVI в: «… словене прежде крещения их даяху имена детем своим сице: Богдан, Первой, Второй, Любим и она таковы. Добра же суть и та»[3].
После христианизации Руси в 988 г. под влиянием церкви получили распространение византийские имена, ставшие канонизированными, т.е. закрепленными традициями мировой религии. По происхождению это были имена древнегреческие (Алексей, Василий, Николай, Екатерина), латинские (Игнатий, Константин, Сергей, Матрена), древнееврейские (Иоанн, Михаил, Даниил, Анна, Мария) и другие.
Христианские имена заносились в церковные книги-месяцесловы, или святцы. В них «на каждый день каждого месяца были записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах на день рождения ребенка»[4].
Нужно отметить, что трудные для восприятия и произношения христианские имена были «славянизированы», т.е. изменяли свой графический и фонетический облик, морфологические признаки: Елена-Алена, Иосиф-Осип, Георгий-Егор. Сейчас это абсолютно самостоятельные имена.
С конца X – начала XI вв. древнерусские имена начинают вытесняться христианскими. Это время упорной борьбы православия с язычеством. Календарные имена упоминались в официальных документах, а в быту продолжали употребляться исконные. Так сложился обычай наречения одного лица двумя именами: церковным и так называемым мирским. Летописи отразили этот процесс: «Се аз князь великий Гаврил, нареченный Всеволод» (1035г.); «имя ему крестьное Яков, а мирьскы Творимир» (XII в.); «нарекоша имя во святем крещении Полагья, а княже Сбыслава» (1179г.)[5].
Указанная традиция сначала наблюдалась, главным образом, среди князей и духовных лиц, но в XIV-XVI вв. перешла на более низкие по социальному положению слои населения.
Постепенно древнерусские имена теряют свое основное значение и переходят в разряд прозвищ: «Иван Микитин сын, а прозвище Меншик» (1568г.); «Федька по прозвищу Бажен сын Лазарев».
К XVII в., по словам А.В. Суперанской, запрет на древнерусские имена «распространился на все слои общества, и в официальном употреблении остаются одни лишь календарные имена»[6]. Но в быту сохранялись уменьшительные формы языческих имен: Местята, Нежило, Добрыня.
XVIII-XIX вв. - это период господства имен из святцев (за единичным исключением). «Мирские имена сошли со сцены, оставив о себе память как в ранее созданных фамильных прозваниях патронимического происхождения, так и в возникавших на протяжении всего XVIII и XIX вв. фамилиях горожан и крестьян»[7].
Для христианских имен существовала четкая дифференциация в употреблении. В дворянской семье придерживались форм имен Петр, Иван, Василий, в крестьянской среде они представляли собой суффиксальные образования: Петрушка, Ивашка, Васяк и т.д.
В XX в. произошли коренные изменения в русской антропонимике. Революции 1905, 1917 гг. вызвали глубокие преобразования не только в политической, экономической, социальной сферах, но и в сознании народа. Обязательный ранее обряд крещения был отменен. Следовательно, православная церковь, отделенная от государства, потеряла свои полномочия в выборе и формировании русской именной системы.
М.В. Горбаневский пишет, что «новые имена пришли к нам на бурной волне революционных изменений, они создавались в противовес старым каноническим, ими пытались разрешить ограниченность именника, в них старались отразить события и явления новой жизни»[8].
О каких новшествах в ономастике говорит Горбаневский? В 20-30 гг. прошлого столетия получили широкое распространение иностранные личные имена, заимствованные через печать и литературу (Артур, Эдуард, Жанна, Эльвира), образовались новые имена из нарицательных слов (Авангард, Гений, Труд, Идея, Индустрия), возвращались древнерусские и славянские имена, ранее запрещенные церковью (Бронислав, Рюрик, Светозар, Злата, Светлана). Также появились собственно новые имена по названию революционных месяцев: Ноябрина, Октябрина, Майя. Создавалось большое количество имен-неологизмов «идеологического содержания»: Владилен (Владимир Ильич Ленин), Ким (Коммунистический интернационал молодежи), Вилора (В.И.Ленин - организатор рабочих), Нинель (обратное прочтение фамилии Ленин). Но уже к 40-ым годам употребление новых имен заметно снизилось, а до настоящего времени сохранились лишь некоторые из них.
Современный состав русского именника включает самые разные личные имена. Границы его подвижны. Наряду с распространенными греко – византийскими, а также некоторыми славянскими и древнерусскими именами, в его структуру проникают новые заимствования.
Таким образом, рассмотрев тенденции выбора личных имен того или иного времени, мы убедились, что этот выбор определялся влиянием всевозможных явлений действительности и событий в истории русского народа. Так, например, после полета Юрия Гагарина в космос, многих мальчиков, появившихся на свет в 1961 году, назвали в его честь. Это подтверждает и статистический справочник имен собственных, прилагаемый к книге Л.М.Щетинина[9], в котором отмечено, что за 1961-1965 гг. частотность имени Юрий возросла на 1,5% по сравнению с предыдущим десятилетием.