Формы организации группового общения

I. Если вы хотите организовать педсовет или любую другую форму методической работы нетрадиционно, то прежде всего задумайтесь и установите разницу между формой организации общения педагогов в дискуссии и беседе за «круглым столом» и т.д.

· Дебаты — обмен мнениями двух сторон с четкой организацией выслушивания каждой из них.

· Дискуссия — обсуждение какого-либо спорного вопроса, выявление истины и принятие правильного решения всеми желающими высказать собственную точку зрения.

· Диспут — публичный спор на научную и общественно значимую тему.

· Прения — обсуждение с итоговой оценкой выступления, доклада, сообщения.

· Беседа «за круглым столом» — обмен информацией и мнениями по какому-либо вопросу.

II. Если вы готовите проведение семинара по какой-либо проблематике, то заранее обдумайте темы или круг вопросов, которые будут обсуждаться на этом семинаре. Решите, кто какой вопрос будет обсуждать.

В ходе проведения, после информационного блока семинара, обязательно проведение обсуждения, чтобы решить вопрос о соответствии данных теоретических положений существующей практике в вашем дошкольном учреждении.

III. Если вы задумали дебаты, например, по вопросу «Группы кратковременного пребывания: настоящее и будущее» или др., разделитесь на две группы: сторонников и противников этой формы организации дошкольного образования. Выберите лидера в каждой группе. Подумайте, какие структуры и организации могут представлять участники дебатов.
В соответствии с этим придумайте роли и распределите их. Выберите председателя.

В проведении дебатов руководствуйтесь следующим алгоритмом:

1. Вступительное слово председателя, ознакомление присутствующих с выдвигаемым тезисом, утверждение регламента, представление участников.
2. Проведение голосования для выявления мнения по тезису.
3. Предоставление слова председателем лидеру 1-й стороны.
4. Выступление лидера 1-й стороны в поддержку тезиса.
5. Предоставление слова председателем лидеру 2-й стороны.
6. Выступление лидера 2-й стороны против тезиса.
7. Поочередное предоставление слова председателем желающим высказаться в поддержку того или иного мнения.
8. Поочередное выступление желающих высказаться.
9. Суммирование аргументов лидером 1-й стороны.
10. Суммирование аргументов лидером 2-й стороны.
11. Проведение открытого или тайного голосования для выяснения общественного мнения по вопросу.
12. Подведение итогов голосования. Оглашение результатов голосования председателем.
13. Принятие решения по результатам голосования.

(По схеме Е.B. Смирновой.)

IV. Подумайте, чем будет отличаться «круглый стол» по той же проблеме? Организуйте «круглый стол» на одну из актуальных тем дошкольного воспитания. Выберите ведущего. Включите дискуссионные моменты, если по ходу возникнет спорный вопрос. Подведите итоги заседания.

V. Если вы задумали провести дискуссию на одну из актуальных тем дошкольного воспитания, то найдите ведущего, который будет руководить дискуссией. Он предоставляет слово желающим, задает свои вопросы, ограничивает участников беседы.

Помните, что ведущий — не арбитр! Его задача — втянуть в активный обмен мнениями всех участников.

Вопросы для самопроверки

1. Какая подготовительная работа должна быть проведена перед педсоветом?

2. Как должен оформляться протокол педсовета?

3. Какие из перечисленных методов активизации педагогов при проведении педсовета вы используете в своей работе? Почему?

Лекция № 7
Контроль, регулирование и коррекция качества дошкольного образования

План

1. Контрольная функция — неотъемлемая часть управленческой деятельности руководителя.
2. Качество и эффективность контроля.
3. Нормативные документы об организации контроля.
4. Как оценивать результативность труда.
5. Оперативный контроль.
6. Тематический контроль.
7. Итоговый контроль.

Литература

1. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М.: Сфера, 2005.

2. Бондаренко А., Поздняк Л., Шкатула В. Заведующий детским дошкольным учреждением. М.: Просвещение, 1984.

3. Дошкольное образовательное учреждение в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов / Под ред. Р.Б. Стеркиной. М.: ACT, 1998.

4. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М.: Академия, 1999.

5. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2001.

6. Управление развитием инновационных процессов в школе / Под ред. Т.Н. Шамовой, П.И. Третьякова. М.: Прометей, 1995.

7. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995.

Наши рекомендации