Целостная система внутренней информации в ДОУ

Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности в дошкольных учреждениях необходимо прежде всего определить ее содержание, объем, источники (кто сообщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления.

Формирование системы информационного обеспечения управления дошкольным учреждением по результатам включает следующие блоки информации (табл. 1—8).

1. Блок — Здоровье и здоровый образ жизни.

2. Блок — Воспитание и образование дошкольников в соответствии с государственными стандартами.

3. Блок — Готовность ребенка к обучению в школе.

4. Блок — Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

5. Блок — Работа с кадрами.

6. Блок — Взаимодействие детского сада с семьей, спонсорами, общественностью.

7. Блок — Преемственность в работе детского сада и школы.

8. Блок — Материально-техническое обеспечение, финансовое состояние ДОУ.

Таблица 1. Здоровье и здоровый образ жизни детей

№ п/п Содержание информации Когда, кто собирает, анализирует информацию Выход информации Шифр хране-ния информации
Авг. Сент. Окт. Нояб. Дек. Янв. Февр. Март Апр. Май Июнь
Показатели здоровья + ВР + ВР                   АС 31
Показатели физического развития и физической подготовки детей + ВС МС, Б Ф + ВР МС, Б Ф     + ВР МС, Б Ф         + ВР МС   ПС А 32
Результаты диспансеризации детей с пролечиванием     + ВР + МС   + ВР + МС + ВР + МС   + МС, З ПС СТК 33
Акты санитарно-гигиенического режима ДОУ + МС + З + ВР + МС + З + МС + З + З + МС + АХЧ + СК СТК 34
Акты организации рационального питания + З + МС + СТК + МС + З + МС + З + СТК + МС + З + СК СТК 35
План-график физкультурно-оздоровительных мероприятий   + СтВ Ф       + СтВ Ф       + СтВ Ф   ПС 36
Результаты выборочной диагностики детей подготовительной к школе группы   + Ф СтВ       + Ф СтВ       + Ф СтВ   ПС 37
Анализ работы по обеспечению охраны труда и безопасности детей и сотрудника + З СтВ МС       + З СтВ МС         + З СтВ МС   СТК А 38

Таблица 2. Воспитание и образование дошкольников в соответствии с государственными стандартами*



№ п/п Содержание информации Когда, кто собирает, анализирует информацию Выход информации Шифр хранения информации
Авг. Сент. Окт. Нояб. Дек. Янв. Февр. Март Апр. Май Июнь
Взаимодействие сотрудников с детьми ПС З СтВ З СтВ Пс СтВ З СтВ З Пс МО ПС ВО1
Развитие в игровой деятельности В В В В В В В В В В В А СТК ВО2
Речевое развитие ребенка В ПС Л В В СтВ В СтВ Л В В Пс Л СтВ З   ВО3
Развитие в изобразительной деятельности В В СтВ В В В В СтВ В В В В В СтВ   ВО4
Развитие в музыкальной деятельности МР   СтВ З МР   СтВ МР З   МР   ВО5
Развитие в театрализованной деятельности В МР В СтВ В МР З В В МР В   ВО6
Развитие элементарных математических представлений В СтВ В В ПС В В В З В ПС В В СтВ В В   ВО7
Развитие элементарных естественно-научных представлений В СтВ     В СтВ     В СтВ     ВО8
Развитие экологической культуры В З В В В В СтВ В В СтВ В В В В СтВ   ВО9
Развитие представлений о человеке в истории и культуре СтВ В З СтВ   В   З СтВ В     ВО10

* Составлена на основании Приказа Министерства образования РФ № 448 от 22.08.96 «Об утверждении документов по предложению аттестации и государственной аккредитации дошкольных учреждений».

Таблица 3. Готовность ребенка к обучению в школе

№ п/п Содержание информации Когда, кто собирает, анализирует информацию Выход информации Шифр хранения информации
Сент. Окт. Нояб. Дек. Янв. Февр. Март Апр. Май Июнь
Общая готовность детей к школе: – физическое развитие и здоровье детей подготовительной к школе группы; В, МС В Ф СтВ МС В Ф В СтВ   ПС РК 1
  – социальное развитие; ПС СтВ                 ПС  
  – познавательное развитие старших дошкольников; В Пс В СтВ В СтВ В СтВ Пс   Пс, РК  
  – эстетическое развитие детей МР В СтВ МР В СтВ МР В СтВ   ПС  
Социальная готовность детей к школе: – овладение элементами грамоты и математики З. СтВ В В СтВ В В СтВ В В, З СтВ   ПС  

Таблица 4. Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса



№ п/п Содержание информации Когда, кто собирает, анализирует информацию Выход информации Шифр хранения информации
Авг. Сент. Окт. Нояб. Дек. Янв. Февр. Март Апр. Май Июнь
Подбор и систематизация материалов в методическом кабинете + СтВ + СтВ + СтВ + СтВ + СтВ + СтВ + СтВ + СтВ + СтВ + СтВ + СтВ ПС К А НМО1
Система методологической работы в ДОУ   + СтВ               + СтВ   ПС А НМО2
Сведения о самообра-зовании педагогов   + СтВ               + СтВ   ПС СТК НМО3
Передовой педагогический опыт + СтВ + З + СтВ + З + СтВ + З + СтВ + З + СтВ + З + СтВ ПС НМО4
Модель организации учебно-воспитатель-ного процесса   + СтВ     + СтВ     + СтВ     + СтВ ПС А НМО3

Таблица 5. Работа с кадрами

№ п/п Содержание информации Когда, кто собирает, анализирует информацию Выход информации Шифр хранения информации
Авг. Сент. Окт. Нояб. Дек. Янв. Февр. Март Апр. Май Июнь
Сведения о кадрах (профессиональном, образовательном и возрастном уровне) + З + З       + З           АС А К-1
Функциональные обязанности сотрудников + З СтВ + З СтВ                   ПС. АС А К-2
Тарификация   + З ПК       + З ПК         + З ПК АС, ПК УО К-3
Нормативные документы по работе с кадрами (перечень) + З + З + З + З + З + З + З + З + З + З + З ПС, АС К-4
Повышение квалификации (сведения) + З СтВ + З СтБ                 + З СтВ ПС А К-5
Аттестация сотрудников (план, итоги, квалификационные характеристики)   + АК           + АК       АС ПС А К-6
Работа с молодыми специалистами (план и результат)   + З СтВ           + З СтВ   + З СтВ   АС К-7
Сведения о награждениях, поощрениях и материальном стимулировании   + ПК   + З   + З ПК           Пр К-8
Охрана труда (программа) + З             + З       ПР К-9
Общественная деятельность (сведения и отчеты)   + ПК               + ПК   АС К-10

Таблица 6. Взаимодействие детского сада с семьей, спонсорами, общественностью

№ п/п Содержание информации Когда, кто собирает, анализирует информацию Выход информации Шифр хранения информации
Авг. Сент. Окт. Нояб. Дек. Янв. Февр. Март Апр. Май Июнь  
Сведения о составе семьи (полные, неполные, многодетные) + З В + З В                   ПК В31
Сведения запросов родителей на образовательные услуги   + З               +   ПК В32
План работы с неблагополучными семьями   + ПС               + З СтВ   ПК В33
План работы родительского комитета   + З               + З   РК В34
Материал по организации родительских собраний, лекций и бесед с родителями, другие формы работы + + + + + + + + + + + ПК В35
Программа оказания спонсорской помощи ДОУ + З + З               + З   АС СТК ВЗ6
Материалы по организации дополнительных образовательных услуг + З СтВ + + + + + + + + + + ПК В37

Таблица 7. Преемственность в работе детского сада и школы

№ п/п Содержание информации Когда, кто собирает, анализирует информацию Выход информации Шифр хранения информации
Авг. Сент. Окт. Нояб. Дек. Янв. Февр. Март Апр. Май Июнь
Договор о совместной работе ДОУ и школы + З + З                   ПК П-1
План совместных мероприятий для детей, педагогов, родителей   + СтВ               + СтВ   ПС, СТК П-2
Диагностика развития детей, поступающих в школу   + ПС СтВ       + ПС СтВ       + ПС СтВ   ПС П-3
Анализ успеваемости выпускников детского сада         + СтВ ПС         + СтВ ПС   ПС П-4

Таблица 8. Материально-техническое обеспечение, финансовое состояние ДОУ

№ п/п Содержание информации Когда, кто собирает, анализирует информацию Выход информации Шифр хранения информации
Авг. Сент. Окт. Нояб. Дек. Янв. Февр. Март Апр. Май Июнь    
Смета доходов и расходов бюджетных и внебюджетных средств           + З         + З АС МТО1
Сведения о нормативном финансировании + З         + З           Ас МТО2
План развития мате-риально-технического обеспечения и оснащения ДОУ         + З             Ас МТО3

По каждому из перечисленных блоков информации составляются технологические карты для сбора, анализа информации и принятия управленческого решения.

В каждом из восьми блоков определено содержание информации, кто, когда ее собирает и где она используется.

Эта система информационного обеспечения внедряется во многих дошкольных учреждениях Москвы, Смоленска, Ульяновска, Перми и др.

Сокращения, применяемые в таблицах

А — аттестация
АК — аттестационная комиссия
АС — административное совещание
АХЧ — административно-хозяйственная часть
ВР — врач
З — заведующая
Л — логопед
МС — медицинская сестра
МУ — муниципальное управление
МР — музыкальный руководитель
МО — методическое объединение
ПК — педагогический коллектив
Пс — психолог
ПР — производственное совещание
ПС — педагогический совет
РК — родительский комитет
СтВ — старший воспитатель
СТК — совет трудового коллектива
УО — управление образованием
Ф — воспитатель по физической культуре

Наши рекомендации