Материал для запоминания «Весна» (детям от 5 лет)
Дни заметно стали длиннее, а ночи короче. Солнце с каждым днем поднимается все выше и выше, греет все сильнее и сильнее. Не стало уже зимних холодов и суровых морозов. Снег потемнел, набух и осел, и образовались на полях черные проталины. По полям и лугам побежали, зажурчали, зазвенели, запели весенние ручейки. По ночам небольшие лужицы покрывались тонкой прозрачной корочкой льда, а днем пригревало солнышко — и лед таял.
На крышах домов выросли длинные острые сосульки, которые в полдень под лучами теплого весеннего солнца плакали горькими слезами, провожая зиму. Деревья еще стоят голые и грустные, но на ветках уже набухли и готовы вот-вот лопнуть почки. В воздухе пахнет весной. Звонко чирикают воробьи, они весело приветствуют весну. Из теплых стран в родные края прилетели грачи. Они зимуют недалеко и поэтому первыми возвращаются к род-ным гнездам с громкими и радостными криками: «гра-гра».
Поиск соответствующих понятий и составление связного предложения «Составь предложения по опорным словам» (детям 6—8 лет)
Дни, а, ночи.
Солнце, поднимается, греет.
Холодов, морозов.
Снег, проталины, набух.
Ручейки, весенние, по полям, лугам.
Сосульки, плакали, выросли, провожать, под лучами солнца, которые.
Деревья, стоять, но, почки, уже, еще, готовы лопнуть. Воздух, весна.
Воробьи, чирикать, приветствовать.
Грачи, стран, родные края.
Возвращаются, первыми, гнезда, крики «гра-гра».
Лексико-грамматический строй речи
Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагательными, «Назови, какое, какая?»
Солнышко (какое?) —яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее, веселое, большое, радостное, нежное ...;
травка (какая?) — молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная ... .
Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом, «Что делает? Что делают?»
Трава (что делает?) — пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вянет, желтеет, радует ... ;
солнце, сосульки, ручей, почки, листья, птицы, деревья, сады, яблони ... .
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково» (детям от 5 лет)
Проталина — проталинка,
лужа — лужица,
ручей — ручеек,
льдина — льдинка,
гнездо — гнездышко,
почка — почечка,
лист — листочек,
трава — травка, травушка,
поле — полюшко,
солнце — солнышко,
луч — лучик,
пень — пенек,
весна — веснушка,
огород — огородик,
луг — лужок,
облако — облачко,
дерево — деревце.
Образование существительных множественного числа в родительном падеже «Один — много» (детям от 6 лет)
Месяц — месяцев,
весна — весен,
проталина — проталин,
лужа — луж,
ручей — ручьев,
льдина — льдин,
птица — птиц,
гнездо — гнезд,
почка — почек,
листья — листьев,
трава — трав,
подснежник — подснежников,
поле — полей,
сад — садов,
грядка — грядок,
луч — лучей,
сосулька — сосулек,
дерево — деревьев.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай» (детям от 6 лет)
Один ручей — два ручья — пять ручьев,
один говорливый ручей — два говорливых ручья — пять говорливых ручьев,
одна сосулька — две сосульки — пять сосулек, одна блестящая сосулька — две блестящие сосульки — пять блестящих сосулек.
Так же со словами: лужа, луч, дерево.
Образование существительных множественного числа «Закончи правильно предложение» (детям 6—8 лет)
На дереве гнездо, а на деревьях (что?) ... (гнезда). На ветке сук, а на ветках (что?) ... (сучья). На дворе дерево, а в лесу ... (деревья). У дерева ствол, а у деревьев ... (стволы).
Образование прилагательных женского, мужского, среднего рода «Скажи со словом "весенний"»
День (какой?) — весенний, погода (какая?) — весенняя, настроение (какое?) — весеннее.
Так же со словами: дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы.
МИНУТКА ОТДЫХА
Весной
У весны работы много,
Помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи,
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают все вокруг.
Из-под хвои и травинки
Выполз первый сонный жук.
На проталине цветочки
Золотые расцвели,
Налились, набухли почки,
Из гнезда летят шмели.
У весны забот немало,
Но дела идут на лад:
Изумрудным поле стало,
И сады в цвету стоят.
ТЕМА «ХЛЕБ»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети (6—8 лет) должны знать:
— кто делает хлеб, где и из чего;
— из каких зерновых культур делают муку, какую;
— кто делает муку и где;
— какие бывают виды хлеба (пшеничный, ржаной), названия разных хлебобулочных изделий (батон, булка, пирожные);
— для чего нужен хлеб;
— как должен человек относиться к хлебу.
Расширение словарного запаса детей:
названия: подсолнечник, рожь, пшеница, овес, ячмень, лен, просо, кукуруза, гречиха, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, земля, посев, уборка, элеватор, ток, мельница, мельник, мука, крупа, отруби, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, бублик, торт, пирожки, пирожные, рожок, ватрушка, пончик, пекарня, пряник, печенье, каравай, лепешка, пышка, крошки, корка, мякоть, сухарь, каша, крестьянин, хлебороб, тракторист, пахарь, землепашец, комбайнер, хлебопродукты;
признаки: свежий, мягкий, черствый, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, серый, с отрубями, диетический, подовый, вкусный, сдобный, тяжелый, золотой, налитой, тонкий, ломкий, богатая, щедрая, плодородная, воздушная, пышная;
действия: выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, вносить, подкармливать, хранить, молоть, выпекать, украшать, вымешивать, подниматься, колосится, печь, резать, есть, беречь.