Материал для запоминания «Весна» (детям от 5 лет)

Дни заметно стали длиннее, а ночи короче. Солнце с каждым днем поднимается все выше и выше, греет все сильнее и сильнее. Не стало уже зимних холодов и суровых морозов. Снег потемнел, набух и осел, и образовались на полях черные проталины. По по­лям и лугам побежали, зажурчали, зазвенели, запели весенние ру­чейки. По ночам небольшие лужицы покрывались тонкой прозрач­ной корочкой льда, а днем пригревало солнышко — и лед таял.

На крышах домов выросли длинные острые сосульки, которые в полдень под лучами теплого весеннего солнца плакали горькими слезами, провожая зиму. Деревья еще стоят голые и грустные, но на ветках уже набухли и готовы вот-вот лопнуть почки. В возду­хе пахнет весной. Звонко чирикают воробьи, они весело привет­ствуют весну. Из теплых стран в родные края прилетели грачи. Они зимуют недалеко и поэтому первыми возвращаются к род-ным гнездам с громкими и радостными криками: «гра-гра».

Поиск соответствующих понятий и составление связного предложения «Составь предложения по опорным словам» (де­тям 6—8 лет)

Дни, а, ночи.

Солнце, поднимается, греет.

Холодов, морозов.

Снег, проталины, набух.

Ручейки, весенние, по полям, лугам.

Сосульки, плакали, выросли, провожать, под лучами солнца, ко­торые.

Деревья, стоять, но, почки, уже, еще, готовы лопнуть. Воздух, весна.

Воробьи, чирикать, приветствовать.

Грачи, стран, родные края.

Возвращаются, первыми, гнезда, крики «гра-гра».

Лексико-грамматический строй речи

Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагатель­ными, «Назови, какое, какая?»

Солнышко (какое?) —яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласко­вое, блестящее, веселое, большое, радостное, нежное ...;

травка (какая?) — молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная ... .

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом, «Что делает? Что делают?»

Трава (что делает?) — пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вя­нет, желтеет, радует ... ;

солнце, сосульки, ручей, почки, листья, птицы, деревья, сады, яб­лони ... .

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом «Назови ласково» (детям от 5 лет)

Проталина — проталинка,

лужа — лужица,

ручей — ручеек,

льдина — льдинка,

гнездо — гнездышко,

почка — почечка,

лист — листочек,

трава — травка, травушка,

поле — полюшко,

солнце — солнышко,

луч — лучик,

пень — пенек,

весна — веснушка,

огород — огородик,

луг — лужок,

облако — облачко,

дерево — деревце.

Образование существительных множественного числа в ро­дительном падеже «Один — много» (детям от 6 лет)

Месяц — месяцев,

весна — весен,

проталина — проталин,

лужа — луж,

ручей — ручьев,

льдина — льдин,

птица — птиц,

гнездо — гнезд,

почка — почек,

листья — листьев,

трава — трав,

подснежник — подснежников,

поле — полей,

сад — садов,

грядка — грядок,

луч — лучей,

сосулька — сосулек,

дерево — деревьев.

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Посчитай» (детям от 6 лет)

Один ручей — два ручья — пять ручьев,

один говорливый ручей — два говорливых ручья — пять говор­ливых ручьев,

одна сосулька — две сосульки — пять сосулек, одна блестящая сосулька — две блестящие сосульки — пять блестящих сосулек.

Так же со словами: лужа, луч, дерево.

Образование существительных множественного числа «За­кончи правильно предложение» (детям 6—8 лет)

На дереве гнездо, а на деревьях (что?) ... (гнезда). На ветке сук, а на ветках (что?) ... (сучья). На дворе дерево, а в лесу ... (деревья). У дерева ствол, а у деревьев ... (стволы).

Образование прилагательных женского, мужского, среднего рода «Скажи со словом "весенний"»

День (какой?) — весенний, погода (какая?) — весенняя, настроение (какое?) — весеннее.

Так же со словами: дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы.

МИНУТКА ОТДЫХА

Весной

У весны работы много,

Помогают ей лучи:

Дружно гонят по дорогам

Говорливые ручьи,

Топят снег, ломают льдинки,

Согревают все вокруг.

Из-под хвои и травинки

Выполз первый сонный жук.

На проталине цветочки

Золотые расцвели,

Налились, набухли почки,

Из гнезда летят шмели.

У весны забот немало,

Но дела идут на лад:

Изумрудным поле стало,

И сады в цвету стоят.

ТЕМА «ХЛЕБ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети (6—8 лет) должны знать:

— кто делает хлеб, где и из чего;

— из каких зерновых культур делают муку, какую;

— кто делает муку и где;

— какие бывают виды хлеба (пшеничный, ржаной), названия разных хлебобулочных изделий (батон, булка, пирожные);

— для чего нужен хлеб;

— как должен человек относиться к хлебу.
Расширение словарного запаса детей:

названия: подсолнечник, рожь, пшеница, овес, ячмень, лен, просо, кукуруза, гречиха, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, земля, посев, уборка, элеватор, ток, мельница, мельник, мука, крупа, отруби, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, бублик, торт, пирожки, пирожные, рожок, ватрушка, пончик, пекарня, пряник, пе­ченье, каравай, лепешка, пышка, крошки, корка, мякоть, сухарь, каша, крестьянин, хлебороб, тракторист, пахарь, землепашец, комбайнер, хлебопродукты;

признаки: свежий, мягкий, черствый, душистый, ароматный, хру­стящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, серый, с отрубями, ди­етический, подовый, вкусный, сдобный, тяжелый, золотой, налитой, тонкий, ломкий, богатая, щедрая, плодородная, воздушная, пышная;

действия: выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, моло­тить, боронить, вносить, подкармливать, хранить, молоть, выпекать, украшать, вымешивать, подниматься, колосится, печь, резать, есть, беречь.

Наши рекомендации