Тема 1. Теоретические основы организации взаимодействия педагога
С родителями школьников
Сущность понятий «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие», «образовательное сообщество», «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное партнерство», цель и задачи взаимодействия субъектов образовательного сообщества, принципы взаимодействия, эффективное взаимодействие.
Основы оптимального педагогического взаимодействия: создание доброжелательной атмосферы для диалога, установление визуального контакта, приемы поддержания контакта, подготовка к выходу из ситуации общения. Факторы, затрудняющие диалог. Значение вербальных средств в процессе построения воспитательных взаимодействий.
Тема 2. Нормативно-правовые основы организации взаимодействия педагога с родителями обучающихся
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ.
Профессиональный стандарт педагога (приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования, Документы о правах ребенка, о правах человека, Семейный кодекс, Конституция РФ.
Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (Приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001 г. №90/30-16). Письмо Министерства образования РФ от 22.07.2002 г. №30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях».
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина в сфере общего образования.
Требования ФГОС ООО к содержанию и формам взаимодействия с семьями обучающихся.ФГОС как совокупность обязательных требований к образованию, формы получения образования, принцип личностно развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и коррекции нарушений их развития; особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Тема 3. Основные направления взаимодействия педагога с родителями обучающихся на разных ступенях обучения
Основные направления взаимодействия педагога с родителями обучающихся:
1. Изучение семей обучающихся
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей: повышение педагогической и правовой культуры родителей, пропаганда здорового образа жизни в семье и др.
3. Организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.
4. Проведение открытых мероприятий для родителей.
5. Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом.
Тема 4. Принципы и методы взаимодействия педагога с родителями обучающихся
Основные принципы взаимодействия педагога с родителями школьников: принципы соглашения, сопряжения, сопричастности, содеятельности.
Методы взаимодействия педагога с родителями обучающихся.
Тема 5. Диагностика эффективности взаимодействия педагога с родителями обучающихся
Диагностический инструментарий для оценки эффективности взаимодействия педагога с родителями обучающихся
Анкетирование родителей.
Комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения.
Тема 6. Формы взаимодействия педагога с родителями обучающихся.
Классификация форм взаимодействия с родителямиобучающихся.
Индивидуальные и групповые формы взаимодействия с родителями обучающихся.
Традиционные формы взаимодействия с родителями обучающихся.
Инновационные формы взаимодействия с родителями обучающихся.
Методика подготовки и проведения родительского собрания.
Практикум по разработке и защите проекта мероприятия с родителями
(по выбору студентов)
Образовательные технологии
Преподавание дисциплины предусматривает использование технологии дистанционного обучения, элементыпроблемного и проектного обучения, балльно-рейтинговой технологии оценки знаний студентов, проведение групповой дискуссии и деловой игры.
Лекции, в том числе проблемного характера с использованием диалога или дискуссии. Практические занятия, которые предусматривают применение интерактивных форм и методов (проведение практических занятий в форме мероприятий, деловых игр, «круглого стола», встреч с родителями; выполнение исследовательских заданий; разработка конспектов мероприятий; подготовка докладов, сообщений по изучаемым темам), обеспечивающих активное.