Развивающей предметно-пространственной среды
Для жизнеобеспечения и развития воспитанников, ведется систематическая работа по созданию предметно-пространственной среды.
Земельный участок детского сада делится на зону застройки, зону игровой деятельности, хозяйственную. Зона застройки включает основное двухэтажное здание, которое размещено в центре участка. Для каждой возрастной группы имеется участок для игр и прогулок, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям. Участки озеленены, отведены места для сада, огорода, цветника; на территории ДОУ имеется уголок леса, фитоогород «Зеленая аптека». На территории дошкольного учреждения создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Нами детально обследована территория ДОУ и выделены наиболее интересные объекты, составлена карта – схема тропинки с нанесением всех объектов, оформлен паспорт тропы. Разработана серия экскурсий в природу по сезонам для детей старшего дошкольного возраста.
Зона игровой территории включает 10 прогулочных участков, одну оборудованную спортивную площадку. Игровые площадки в основном имеют песочницы, стационарное оборудование. В хозяйственной зоне располагается здание склада.
Здание детского сада типовое, благоустроенное, общей площадью 1993,7 кв.м. соответствует санитарным нормам.
В детском саду имеются 10 групповых помещений, кабинет заведующего, методический кабинет, кабинет педагога - психолога, физкультурный зал, музыкальный зал, театральная комната, мини-музей краеведения, комната психологической разгрузки, пищеблок, прачечная, медицинский кабинет, бухгалтерия, служебные помещения.
Все кабинеты оформлены. При создании предметно-пространственной среды педагоги учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей. Оборудованы групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны. Группы постепенно пополняются современным игровым оборудованием, современными информационными пособиями. Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации. В ДОУ не только уютно, красиво, удобно и комфортно детям, созданная среда открывает нашим воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов.
Организованная в ДОУ развивающая предметно-пространственная среда инициирует познавательную и творческую активность детей, предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности,безопасна и комфорта, соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.
При построении предметно-пространственной среды педагогами учитываются следующие принципы:
- Принцип уважения к потребностям, нуждам воспитанника;
- Принцип статичности – динамичности развивающей среды;
- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
- Принцип детской активности, самостоятельности, творчества;
- Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
- Принцип открытости-закрытости среды;
- Принцип учета половых и возрастных различий воспитанников.
Детский сад, являясь муниципальным учреждением, находится на бюджетном финансировании. Источником финансирования являются субсидии на выполнение муниципального задания и средства от приносящей доход деятельности (родительская плата). Недостаточность бюджетных средств определяет многие «болевые точки» учреждения: состояние коммуникаций и здания, старение технологического и спортивного оборудования на участках и спортивной площадке. Это вынуждает руководителя искать дополнительные источники финансирования. Основным источником дополнительного дохода является доход от оказания платных образовательных услуг. Ограниченные возможности городского бюджета и растущий уровень инфляции делают актуальным вопрос экономии денежных средств. Рациональное использование бюджетных средств достигается благодаря постоянному контролю за расходом тепло-, энерго- и водоресурсов, стоимостью питания, выполнением муниципального задания. Расход тепла, воды и электроэнергии соответствует норме. Стоимость питания не превышает контрольной цифры.
В течение анализируемых лет в дошкольном учреждении проведена частичная санитарная обрезка деревьев; ремонт кухни: побелка и покраска стен и потолков. Осуществлен ремонт в групповых комнатах, в методическом кабинете, в кабинете заведующего, в кабинете музыкальных руководителей, заместителя заведующего по АХЧ. Отремонтированы лестничные пролеты, частично заменены оконные блоки в группах и театральной комнате.
Требуется ремонт асфальтового покрытия, замена кровли, строительство 7 веранд, замена кафеля в постирочной и пищеблоке, покраска забора, частичная замена оборудования на пищеблоке.
Материальная база по возможности постоянно обогащается и обновляется. Все базисные компоненты предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
Для обеспечения образовательного процесса в детском саду имеется мебель, твердый и мягкий инвентарь, ТСО, методический материал и дидактические пособия, игры и игрушки. Высокая конкуренция на рынке образовательных услуг заставляет организовывать деятельность дошкольного учреждения в режиме развития, что требует обновления оборудования образовательного процесса и совершенствования пространственной среды. Особенностью предметно-пространственной среды детского сада можно считать информационность, эстетичность, современность.
Однако требуется новое игровое оборудование для участков, спортивное оборудование на физкультурную площадку.
Таким образом, возникает противоречие между потребностью в планомерном и целенаправленном развитии материально-технической обеспечения и отсутствием постоянных источников дополнительного финансирования.
Выделенное противоречие порождает проблему дальнейшего развития материально-технической обеспечения дошкольного учреждения.
Пути решения проблемы. Материально-техническая база дошкольного учреждения способна развиваться на основе активного привлечения внебюджетных средств через сотрудничество с родителями, предприятиями и фирмами района.
Информатизация образовательного процесса
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современное образовательное учреждение. Повышение компьютерной грамотности педагогов, детей, использование в образовательном процессе современных информационных технологий даст принципиально новые возможности качества образования.
Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом. Информационные технологии в процессе обучения являются средствами управления познавательной деятельностью дошкольника и представляют педагогу необходимую текстовую и наглядную информацию, дополняющей содержание образования.
Анализ за период 2014 - 2016 г.г. показал, что на начальном этапе информатизации ДОУ были решены следующие задачи:
* педагоги ознакомлены с инновационными программами и технологиями;
* улучшена материально-техническая база учреждения;
* накоплены электронные дидактические материалы по образовательным областям;
* средства ИКТ применяются для проведения педагогических советов, методических семинаров, НОД, родительских собраний, методических объединений.
Администрация детского сада приобретает технику по мере её востребованности участниками образовательного процесса, для этого используются не только бюджетные средства, но и средства спонсоров.
Создан сайт детского сада, цель которого: предоставление родителям (законным представителям) воспитанников полной аудиовизуальной информации о деятельности ДОУ, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) жизнью детского сада, их дистанционное консультирование, обмен опытом семейного воспитания, практическое использование представленных на сайте материалов в домашних играх с детьми.
На образовательных порталах опубликованы методические разработки педагогов по различным тематикам. Периодически педагоги и воспитанники ДОУ принимают участие в интернет конкурсах и в интернет викторинах. Имеются победители Всероссийских и республиканских интернет конкурсов.
В настоящий момент коллектив ДОУ ставит перед собой цель: создание и развитие в детском саду единой образовательной информационной сферы обеспечивающей:
* повышение качества образовательного процесса;
* сохранение, развитие и эффективное использование педагогического потенциала;
* создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий.
Задачи:
1. формирование информационно-коммуникационной компетентности участников образовательного процесса;
2. обновление содержания образования на основе внедрения компьютерных и
информационных технологий;
3. предоставление всем субъектам образовательных отношений доступа к глобальным информационным ресурсам;
4. совершенствование материально-технической базы детского сада по внедрению информационно-коммуникационных технологий.
Программа развития детского сада направлена:
* на модернизацию информационно-технологической базы – закупка вычислительной техники, увеличивающая имеющийся ресурс, а также цифровых образовательных ресурсов и программного обеспечения, которые позволяют создать информационную среду обучения и эффективно реализовать образовательные услуги на более качественном уровне;
* на повышение квалификации и профессиональную подготовку педагогических и административных кадров.
Для достижения поставленных целей и задач, в качестве основных видов деятельности детским садом были определены следующие: апробация и внедрение методик организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, методик получения информации, методического сопровождения образовательного процесса, а также методики психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Анализируя состояние информатизации в ДОУ, можно выделить следующие противоречия:
* между стремительным развитием информационных технологий и материально-техническим обеспечением учреждения;
* между существующей информационно-коммуникационной образовательной средой и эффективностью использования ее потенциала с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса;
* между широким полем возможностей использования ИКТ для организации образовательного, управленческого процессов и уровнем информационной культуры педагогических кадров, эффективностью использования современных технологий.
Проблема. Считаем, что сегодня образовательные проекты, как и рабочее место воспитателя в детском саду, должны быть подкреплены наличием компьютерной техники и мультимедийными возможностями. Все исследователи данного вопроса говорят, что в современном мире с каждым годом возрастает значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач.
Пути решения проблемы. Благодаря данным возможностям, будут осуществляться новые технологии в развитии не только интеллектуальных, но и художественно-творческих способностей воспитанников. Современные компьютерные технологии позволят выразить себя шире, раскрыть свои возможности в рамках образовательных программ. Кроме того необходимо введение в штатное расписание программиста.