Анализ психолого-педагогических условий
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с воспитанниками, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности воспитанников в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора воспитанниками материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита воспитанников от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
На протяжении всего периода реализации программы 2014 – 2016 года обеспечивалось развитие личности, мотивации и способностей воспитанников в различных видах деятельности и охватывались следующие структурные единицы, которые в связи с введение ФГОС представляют определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
· социально-коммуникативное развитие;
· познавательное развитие;
· речевое развитие;
· художественно-эстетическое развитие;
· физическое развитие.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности воспитанников: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Оздоровительная работа осуществлялась по следующим направлениям:
1. Соблюдение режима дня.
2. Учет гигиенических требований.
3. Утренняя гимнастика.
4. Воздушно-оздоровительная гимнастика.
5. Отработка двигательного режима в группах и на прогулке.
6. Закаливающие мероприятия.
7. Витаминизация блюд.
Развитие двигательной активности в ДОУ протекает в форме приобщения воспитанников к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. С этой целью организована разнообразная деятельность с дошкольниками:
- праздники Здоровья;
- спортивные мероприятия;
- экскурсии с детьми подготовительных к школе групп в физкультурный зал МОУ СОШ №117;
- организуются недели зимних игр и забав.
- организуются викторины ОБЖ и др.
В целях совершенствования работы по охране жизни и укреплению здоровья воспитанников проведена система наблюдений и проверки эффективности физкультурно-оздоровительной работы.
С целью просветительской работы персонала согласно годовому плану проводятся консультации, практикумы, практические занятия.
Распределение детей по группам здоровья
Всего детей по группам | Д –I | Д –II | Д –III | ||||||||||
Ранний возраст | - | - | - | ||||||||||
Младшие группы | |||||||||||||
Средние группы | |||||||||||||
Старшие группы | |||||||||||||
Подготовительные к школе группы | - | ||||||||||||
Итого: | |||||||||||||
Анализ заболеваемости и посещаемости детьми ДОУ
Показатели | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | ||||||||
все го | ран воз | дош возр. | все го | ран воз | дош возр. | все го | ран воз | дош возр | все го | ран воз | дош возр. | |
Среднесписочный состав | ||||||||||||
Число пропусков по болезни | ||||||||||||
Число пропусков на одного ребенка | 7,2 | 6,5 | 7,3 | 6,7 | 11,3 | 3,1 | 6, 8 | 7,5 | ||||
Средняя продолжительность одного заболевания | 12,7 | |||||||||||
Количество случаев заболевания | ||||||||||||
Количество случаев на 1 ребенка | 1,4 | 1,2 | 1,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,9 | 1,2 | 0,7 | 0,5 | 1,1 | 0,3 |
Количество часто и длительно болеющих детей | ||||||||||||
Индекс здоровья | 16% | 14% | 13% | 11% |
Количество пропусков
Год 2011 2012 2013 2014 2015
Индекс здоровья
Число детей, ни разу не болевших в году
(30 чел.)
________________________________ Х 100
списочный состав (245 чел.)
2011 год – 16%
2012 год – 16%
2013 год – 14%
2014 год –13%
2015 год –12%
Таблица 1. Физическое состояние и здоровье детей
Группы здоровья | Количество детей | Процент от общего количества |
I | 32% | |
II | 67% | |
III | 1% |
Отклонение здоровья воспитанников 68%(% от общего количества детей).
Таблица 2. Процент детей, имеющих хронические заболевания
Часто болеющие дети | Заболевание органов зрения | Заболевания органов опорно-двигательного аппарата | Дети-аллергики |
30% | 3% | 10% | 6% |
Иные
Наименование заболеваний | Количество детей с хроническими заболеваниями | % из детей страдающих хроническими заболеваниями |
Хронический ДЖВП | 1% |
Сравнительный анализ показывает, что положительная динамика укрепления здоровья воспитанников существует, но она недостаточна, для того чтобы говорить об эффективной системе здоровьесбережения, позволяющей спрогнозировать и предупредить детскую заболеваемость.
Физкультурно-оздоровительная работа ведется в системе, но требует продолжения работы:
- по развитию здоровьесберегающих технологий в деятельности учреждения;
- по взаимодействию с социумом в вопросах поддержания и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.
Проблема.
1. Неуклонный рост числа воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА, сокращение двигательной активности и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении).
2. При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольное образовательное учреждение необходимо обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.
3. Неоднородный контингент родителей, имеющий различные цели и ценности наличие в учреждении родителей (законных представителей) воспитанников с потребительским отношением к процессу образования, воспитания и развития их детей, с пассивным отношением к участию в интерактивных мероприятиях.
Пути решения проблемы.
1. Необходимо внедрение в практику ДОУ медицинских платных услуг по ЛФК и массажу.
2. Создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для инклюзивного образования детей, для удовлетворения потребностей детей – инвалидов, их социализации в среде здоровых сверстников.
3. Внедрение новых форм взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в вопросах ведения здорового образа жизни и активной жизненной позиции, поддержка семей, в которых живут дети-инвалиды.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Осуществляя работу по данному направлению, коллективом накоплен и распространен на республиканском уровне опыт работы по трудовому воспитанию. С декабря 2013 года на базе ДОУ организована стажерская площадка для слушателей ГАОУ ДПО ИРО РБ.
Однако очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности способной стать в будущем профессионалом своего дела на основе формирования представлений о том, что труд - это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе.
Проблема. Большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о профессиях взрослых, низкий словарный запас по этой теме.
Пути решения проблемы. Профориентация дошкольников посредством ознакомления с трудом взрослых, формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление им возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Создание условий способствующих осуществлению ориентации детей на трудовую подготовку, на выбор востребованных профессий.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
• сенсорное развитие;
• развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
• формирование элементарных математических представлений;
• расширение кругозора детей.
Работа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста ведется систематически и планомерно на основе деятельностного подхода. Использование в практике занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений способствует прочному овладению знаний, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы. Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дидактические игры развивают сообразительность, наблюдательность, умение применять полученные знания в игровой ситуации.
Экологическое воспитание дошкольников – важная область воспитания и обучения, необходимость которой диктуется современными условиями. Содержание обучения речи детей раннего и дошкольного возраста, организация и основные методы работы в ДОУ определены «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая гармоничному формированию разных видов отношений к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного). Однако необходимо обновление и пополнение экологических центров в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
В своей работе по экологическому воспитанию педагоги используют различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания воспитанников, в практике активно применяются ИКТ, которые позволяют более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий.
Для развития элементарных естественно-научных представлений воспитанников в ДОУ создана развивающая предметно-пространственная среда, в группах дошкольного возраста расположены мини-лаборатории, которые оснащены необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой работы.
Многолетнее накопление в дошкольном учреждении теоретического и практического материала позволило создать модульную технологию формирования начал экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников.
Приоритетным направление дошкольного учреждения является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Осуществляя работу по данному направлению, в дошкольной организации ведется углубленная работа по знакомству дошкольников с культурой и бытом народов населяющих республику Башкортостан. Большое внимание уделяется созданию системы работы с детьми и родителями в рамках музейной среды. Экспазиционно-выставочное направление мини-музея ориентировано на тематику программного курса, является оптимальным вариантом решения изучения регионального компонента.
Исходя из целей и задач, ежегодно разрабатывается план, по которому и осуществляется деятельность мини-музея. Данной работой охвачено 87 детей (28%).
В детском саду имеются: группа по изучению татарской разговорной речи «Күбәләк». Изучает татарский язык 27 детей (9%), группа по изучению русского фольклора «Горница», списочный состав - 34 детей(11%).
В целях формирования духовно-нравственных качеств у воспитанников проведены следующие мероприятия:
¨ организованы концертные программы, посвященные Дню пожилых людей;
¨ проведены спортивно-музыкальные праздники, посвященные Дню Республики;
¨организованы музыкально-литературные гостиные, посвященные творчеству С.Т. Аксакова;
¨ вечера поэзии, посвященные творчеству М. Карима;
¨проводятся тематические развлечения, посвященные Дню Матери;
¨ организованы встречи с артистами филармонии;
¨организованы экскурсии в Национальный музей;
¨ с воспитанниками старшего дошкольного возраста проводятся викторины на тему «Наша Родина – Россия»;
¨ совместно с родителями (законными представителями) воспитанников проводится праздник «Шежере»;
¨ организованы встречи с ветеранами Великой Отечественной войны Темновой Л.В., Гульбе Т.Ф.;
¨ ежегодно инструктором по физической культуре проводится спортивно-патриотическая игра «Зарничка».
Осуществляя комплексно-тематическое планирование отражены недели «Аксаковские дни», «Башкортостан – мой край родной», «Ими гордится республика», «Во саду ли, в огороде», «В мире животных», «Мой дом, мой город», «Дружат дети всей страны», «Мы – исследователи», «В мире доброты», «Наша Родина – Россия», «Наши защитники», «Я – человек», «На масляной неделе», «Народная культура и традиции», «Женский день», «Из истории космоса», «День Победы», «Неделя семьи, любви и верности».
С целью совершенствования педагогических знаний проведены консультации, семинары, педагогические советы, деловая игра, мастер-класс.
Ежегодно осуществляется закрепление знаний педагогов детского сада по содержанию «Концепции национального образования и принципов обучения на родных языках в Республике Башкортостан».
Оформлены проекты «Воспитание у дошкольников культуры семейных традиций», «Мой родной город Уфа».
Однако развивающее обучение в новой модели образовательного пространства предлагает использование новых программ и технологий, которые предусматривают не просто усвоение нового содержания, а такую организацию познавательной деятельности детей, которая обеспечивает ребёнку новые достижения и продвижения в развитии.
Проблемы:
1. Педагоги не в совершенстве владеют современными образовательными технологиями. Нет четкого понимания, что такое «технология», особенностей содержания и осознанного их применения.
2. Назрела необходимость в повышении уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей (законных представителей) воспитанников.
Пути решения проблемы:
1. В связи с введением в образовательный процесс ФГОС новых форм работы необходимо повышать уровень квалификации педагогического персонала для более качественного планирования и организации образовательного процесса, для получения максимально возможных образовательных результатов.
2. Необходимо обновление предметно-пространственной среды, отвечающей потребностям современных детей.
3. Включение в годовой план работы на 2017-2018 учебный год задачи по экологическому воспитанию дошкольников.
4. Участие в проекте «Чистый город».
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Формирование правильной речи воспитанника является одной из основных задач дошкольного учреждения. Однако динамический анализ практической ситуации в ДОУ за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития воспитанников.
С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия со всеми участниками образовательного процесса. Цель едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития воспитанников.
Создание условий для полноценного развития речи дошкольников предусматривает:
· создание развивающей предметно-пространственной среды;
· целенаправленная работа воспитателей над речевым развитием воспитанников во всех видах детской деятельности;
· повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
· изучение состояния устной речи воспитанников;
· участие родителей (законных представителей) в речевом воспитании детей.
С целью реализации работы по данному направлению систематически проводится работа по повышению компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста; внедряются современные технологии по развитию связной речи дошкольников.
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях, в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Обучение языку, развитие речи рассматриваться не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками - фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в контексте развития общения детей друг с другом и с взрослыми (как становление коммуникативных способностей). Поэтому существенной задачей речевого воспитания является не только формирование культуры речи, но и культуры общения, коммуникативной компетентности.
Однако необходима согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей (законных представителей), которая поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Проблема. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества воспитанников с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопеда и воспитателей дошкольного учреждения.
Пути решения проблемы. Организация платных образовательных услуг по логопедии.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие.
Основная цель педагогического коллектива ДОУ:создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого воспитанника и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:
1. Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
2. Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
3. Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию воспитанников.
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
· обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
· создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно-пространственной среды);
· организация образовательного процесса (работа с воспитанниками и родителями (законными представителями);
· координация работы с другими учреждениями и организациями.
Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в нескольких направлениях:
· повышение квалификации в рамках курсовой подготовки.
· повышение квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары - практикумы, консультации, открытые занятия, смотры - конкурсы.
Одним из направлений совершенствования педагогического мастерства является: представление опыта педагогов на районных мероприятиях.
Педагоги совместно с детьми активно участвуют в Международных, Всероссийских, городских и районных конкурсах.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-пространственной среды. В каждой возрастной группе созданы условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые уголки, художественные уголки. Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры. Используются технические средства обучения. Для реализации поставленных задач в ДОУ имеются помещения для работы по художественно-эстетическому направлению: музыкальный зал, театральная комната. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-пространственная развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому воспитанию являетсяорганизация образовательного процесса.
В детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и воспитанников, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:
* организованная деятельность (ООД, экскурсии, встречи с артистами Госфилармонии и кукольного театра);
* развлечения, индивидуальная работа, игры;
* совместная деятельность педагогов и детей: показ спектаклей, встречи в музыкальных гостиных по темам «Прекрасная пора очей очарованья» (краски осени в музыке отечественных композиторов), «Остановись прекрасное мгновенье» (зима в мировой музыке); выставки рисунков и поделок и др.;
* вечер чтецов, посвященный творчеству детских поэтов;
* самостоятельная деятельность воспитанников, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
Работа с воспитанниками ведется в данных направлениях не изолированно, а в интеграции:
· музыкальное воспитание,
· художественно-речевая деятельность,
· изобразительная деятельность,
· организация работы по театрализованной деятельности.
Раннему выявлению и разностороннему развитию художественных способностей помогает платная образовательная услуга в студии «Акварелька».
Сотрудничество с семьей строим по следующему направлению: вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями (законными представителями) и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
Повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей) осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.
Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников, использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности.
Проблема. Педагогами ДОУ накоплен достаточный опыт по театрализованной деятельности дошкольников, однако в практике театрализованным играм уделяется недостаточное внимание, нет системы обучения театрализованным играм, и проводятся они эпизодически (на праздниках, развлечениях).
Пути решения проблемы. Включить в план работы коллектива на 2018-2019 учебный год задачу по развитию творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Анализ кадрового обеспечения
Детский сад укомплектован кадрами на 81%. Работу детского сада осуществляют: заведующий, старший воспитатель, заместитель заведующего по АХЧ, педагог-психолог, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, воспитатели, медицинская сестра, вспомогательный персонал.
Штатная численность работников Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 214 составляет:
* всего – 56,30;
* в т.ч. педагогические работники – 24,5;
из них:
* штатные педагогические работники (без учета внешних) – 24,5;
* совместители – 0.
Образовательный ценз педагогических работников:
* лица без ученой степени, имеющие почетные звания – 2;
* лица с высшим специальным дошкольным образованием – 7;
* лица с высшим неспециальным образованием – 3;
* лица со средним профильным образованием – 10;
* лица без профессионального образования – 2.
Из них:
имеют высшую квалификационную категорию – 7 педагогов;
имеют первую квалификационную категорию – 7 педагогов.
За годы существования ДОУ в коллективе сложилась традиция постоянного усовершенствования. Администрация учреждения дает сотрудникам четкое видение перспектив профессионального роста, предоставляет возможности повышения личной квалификации. Педагогический менеджмент обеспечивает возможность развития каждой личности, совмещения мотивационной ориентации руководителя и сотрудников, создающих условия для развития дошкольного учреждения.
Система повышения квалификации, переподготовки и роста профессионального мастерства педагогических кадров ДОУ основывается на нескольких составляющих:
* деятельность педагогов по самообразованию;
* наставничество, неформальный обмен достижениями;
* участие в районных, городских и республиканских методических мероприятиях;
* обеспечение научно-методическими материалами;
* совместное планирование, разработка, апробация инноваций;
* посещение курсов повышения квалификации;
* обучение в высших педагогических учебных заведениях.
Уровень квалификаций педагогических и иных работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Уровень квалификации педагогов постоянно повышается:
Учебный год | Образование | Категория | ||||
2014-2015 | высшее | среднее профессио-нальное | незаконченное среднее профессио-нальное | высшая | 1-я | не имеют |
45% (10) | 37% (8) | 18% (4) | 18% (4) | 23% (5) | 59% (13) | |
2015-2016 | 45% (10) | 45% (10) | 10% (2) | 32% (7) | 32% (7) | 36% (8) |
Из данных таблицы видно, что процент педагогов имеющих высшую квалификационную категорию составляет – 32% (7 человек); первую – 32% (7 человек); не имеют категории 36% (8 человек).
Динамика профессионального роста педагогических кадров повысилась на 23%, однако увеличилось количество не аттестованных педагогов за счет притока молодых специалистов.
Состав педагогов по стажу работы:
Стаж | Количество человек |
0 – 5 лет | |
5 – 10 лет | |
10 – 15 лет | |
15 – 20 лет | |
20 – 25 лет | |
более 25 лет |
Педагоги ДОУ обладают основными компетенциями в организации образовательных мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения воспитанников; организации образовательной деятельности по реализации образовательной программы дошкольного учреждения. Педагоги осуществляют взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения; методически обеспечивают образовательный процесс, владеют информационно-коммуникационными технологиями и умеют применять их в образовательном процессе.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается также деятельностью методических служб регионального, муниципального уровня и уровня образовательного учреждения и комплексным взаимодействием образовательных учреждений, обеспечивающим возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов. Педагоги занимаются самообразованием по вопросу внедрения ФГОС в образовательную деятельность, ведут портфолио профессиональной деятельности.
Повышению профессиональных компетентностей способствует участие в конкурсном движении на муниципальном, городском республиканском и всероссийском уровнях.
Ежегодно педагоги и воспитанники детского сада активно участвуют в конкурсах детского творчества, педагогического мастерства, спортивных соревнованиях.
Таким образом, педагогический коллектив отличается компетентностью, профессионализмом и творческой направленностью.
Проблема. Для успешного введения в практику инноваций и эффективной реализации поставленных задач в новых условиях от педагога требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности. В основе любой компетенции лежит знание нормативных основ.
Стандарт закладывает довольно серьёзную психологическую базу, в которой важна психологизация образовательного процесса. Новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности требуют обновление системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников дошкольного учреждения.
Пути решения данных проблем:
1. Изучение новых технологий в работе с воспитанниками посредством КПК.
2. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с программой.
3. Выделение средств на развитие информационно-коммуникационных технологий в детском саду.