Карта логопедического обследования
КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Е.А. Логиновой
Фамилия, имя __________________________________________________________
Дата рождения _________________________________________________________
Национальность ________________________________________________________
Адрес, телефон _________________________________________________________
______________________________________________________________________
Поступление
Дата поступления в группу _______________________________________________
Откуда поступил _______________________________________________________
Заключение МПК, № протокола, дата ______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпуск
Решение РМПК от ______________________________________________________
Выпускается с ___________________________________ речью ________________
В какой тип ДОУ, школы ________________________________________________
______________________________________________________________________
Сведения о семье
Мать (ФИО, дата рождения) _____________________________________________
______________________________________________________________________
Отец (ФИО, дата рождения) ______________________________________________
______________________________________________________________________
Наследственные заболевания, нарушения речи у родителей, родственников _____
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общий анамнез
Особенности протекания у матери беременности (какой по счету) и родов _________ ______________________________________________________________________
Особенности раннего психомоторного развития (на протяжении первого года жизни, после года) _____________________________________________________________
______________________________________________________________________
Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице (на протяжении первого года жизни, после года)___________________________________________ ______________________________________________________________________
Заключения специалистов о состояние нервно-психического и соматического здоровья, слуха, зрения ____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные о развитии речи
Особенности предречевого развития (гуление, лепет) __________________________ ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Особенности развития речи (понимание речи, первые слова, фразы, звукослоговая структура слов, звукопроизношение, характер устойчивого аграмматизма, использование жестов и др.) ___________________________________________________________
______________________________________________________________________Занятия с логопедом (где, когда, результат) ___________________________ ______________________________________________________________________
Психоэмоциональные особенности
(со слов родителей)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДАННЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ
(Дидактический материал к обследованию подбирается в соответствии с возрастом ребенка)
Беседа: контактность, знания о себе, составе семьи, уровень общих представлений об окружающем мире (а также - первое впечатление от речи ребенка) __________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
I. Невербальные психические функции и интеллект
Общая моторика (сила и ловкость движений, точность движений, темп, координация движений, переключение от одного движения к другому)
Естественные движения (а также осанка, походка) ______________________________
______________________________________________________________________
Выполнение заданий (ходьба, бег, прыжки, игра с мячом и др.) __________ ______________________________________________________________________
Двигательная активность ________________________________________________
Мелкая моторика
Манипуляции с предметами ______________________________________________
Изобразительные и графические способности _______________________________
______________________________________________________________________
Оптико-кинестетическая организация движений ____________________________
______________________________________________________________________
Динамическая организация движений _____________________________________
______________________________________________________________________
Наличие леворукости ___________________________________________________
Особенности моторной функции _______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слуховое внимание, память(в том числе, слухоречевая):
а) дифференциация звучащих игрушек (покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника) _____________________________________________
______________________________________________________________________
б) определение направления источника звука _________________________ ______________________________________________________________________
в) восприятие и воспроизведение ритма: _____________________________ ______________________________________________________________________
от 4 до 5 лет - из 4 элементов: -…, -..-, ..--, …- _____________________________
от 5 до 7 лет — из 5 элементов: --..-, -..--, -..., ---.. ____________________________
______________________________________________________________________
г) запоминание слов, короткого стишка ____________________________________
______________________________________________________________________
Зрительное восприятие, внимание, память:
а) восприятие предметов, картинок; выделение частей, деталей ________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) подбор картинок к данному цветовому фону:
от 4 до 5 лет - белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий
от 5 до 7 лет - кроме основных цветов - розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый ______________________________________________________________________
г) показ основных цветов ________________________________________________
______________________________________________________________________
д) определение различий в паре картинок __________________________________
______________________________________________________________________
е) запоминание картинок ________________________________________________
Зрительно-пространственный гнозис и конструктивный праксис:
а) показать:
4-7 лет — правую и левую руку, правую и левую ногу _______________________
5 - 7 лет — правый и левый глаз, правое и левое ухо_________________________
6-7 лет — правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо __________________
б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади _________________________________________________________________
в) складывание разрезанных картинок:
от 4 до 5 лет — из 2-4 частей ____________________________________________
от 5 до 7 лет — из 5-8 частей ____________________________________________
г) складывание фигур из частей ___________________________________________
д) складывание фигур из палочек _________________________________________
Восприятие времени(части суток, времена года) _________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень актуального интеллектуального развития, особенности деятельности/наглядно-образное, наглядно-действенное, логическое мышление/ (классификация: для маленьких — по наглядному признаку, для старших — свободная; исключение лишнего; «нелепые картинки»; понимание сюжета серии картинок; понимание смысла загадок, пословиц; понимание рассказа (осознание причинно-следственных отношений) и др.; работоспособность, целенаправленность, отвлекаемость, истощаемость, самоконтроль и самокоррекция, принятие помощи и др._________________________________ _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эмоционально-волевая сфера (привязанность к близким, контактность, отношение к окружающим, отношения со сверстниками (конфликтность, конформность, лидерство); дифференцированность эмоциональных реакций, их произвольная регуляция в соответствии с ситуацией; наличие страхов, состояний эмоционального напряжения; самооценка и критичность, возможность адекватно оценить свои возможности, поступки; характер игры; направленность интересов (игра, общение, материальные удовольствия), эгоистические тенденции и др.) _____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение о состоянии невербальных функций и личностных качеств ребенка: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Импрессивная речь
Понимание предложений (простых, вопросительных) ___________________________
______________________________________________________________________Понимание сложных предложений (отношений: пространственных, временных, причинно-следственных и др.) _______________________________________________
______________________________________________________________________
Понимание связного текста ______________________________________________
______________________________________________________________________
Особенности импрессивного словаря, точность понимания слов ______________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дифференциация грамматических форм словоизменения в импрессивной речи:
а) дифференциация единственного и множественного числа существительных ___
______________________________________________________________________
6) понимание предложно-падежных конструкций ____________________________
______________________________________________________________________
в) дифференциация ед. и мн. числа и рода прилагательных ___________________
г) дифференциация ед. и мн. числа глаголов ________________________________
д) дифференциация глаголов по временам, по виду __________________________
е) дифференциация глаголов прош. времени по родам ________________________
ж) дифференциация числительных ________________________________________
Дифференциация грамматических форм словообразования в импрессивной речи:
а) дифференциация ум.-ласкательных существительных _____________________
б) дифференциация глаголов с различными приставками _____________________
в) дифференциация притяжательных прилагательных ________________________
Заключение о состоянии импрессивной речи: ________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспрессивная речь
Уровень владения речью(отдельные слова, предложения, диалогическая речь, монологическая) _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объем и типы предложений (с опорой на сюжетные картинки) ___________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диалогическая речь (беседа с опорой на наглядность и без опоры) __________________
______________________________________________________________________
Связная речь:
пересказ (с опорой и без опоры на картинки) ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
рассказывание знакомой сказки (с опорой на наглядность и без опоры) ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
рассказ по серии картинок _______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевая активность, особенности высказываний (логичность, последовательность, развернутость, полнота содержания, учет деталей, грамматическое оформление; типы используемых предложений, аграмматизмы, особенности языковых средств и др.) _________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Активный словарь
Существительные:
Конкретные существительные, в соответствии с возрастной программной тематикой ___
______________________________________________________________________
Название целого и части (тело, одежда, мебель) ________________________________
______________________________________________________________________
Люди и их профессии ___________________________________________________
______________________________________________________________________
Обобщающие понятия ___________________________________________________
______________________________________________________________________
Глаголы:
Кто как передвигается (животные и птицы в движении) __________________________
______________________________________________________________________
Кто что делает (люди в движении; профессиональные действия) _________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прилагательные:
Основные цвета (с 4 лет) и оттенки (с 5 лет) __________________________________
______________________________________________________________________
Характеристики величины (большой, широкий, высокий, толстый и наоборот) ______
______________________________________________________________________
Названия формы /с 5 лет/ (круглый, треугольный и др.) ___________________________
______________________________________________________________________
Характеристики вкуса ___________________________________________________
Подбор антонимов (с 6 лет) :
друг - высокий - близко – смеяться -
день - большой - хорошо - потерять -
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности развития словаря, возможность быстро и правильно актуализировать слова, принадлежащие разным частям речи; затруднения и характер ошибок при назывании слов _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Грамматическое оформление экспрессивной речи
Количество и характер аграмматизмов (по результатам исследования диалога, рассказа)
______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словоизменение:
а) множественное число существительных в именительном падеже («один и не один»):
глаз — ухо — стул — кукла —
лист — карандаш — дерево — письмо —
окно — ведро — мост — котенок —
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) беспредложные падежные формы существительных:
у меня нет... (собаки, кубика...) _______________________________________________________
кому дадим куклу (машинку...)? ______________________________________________
ты видишь кого? что? (девочку, дом, жука...) _____________________________________
чем мы пишем (рисуем, едим...)? ______________________________________________
в) родительный падеж множественного числа существительных («один — много»):
— Много чего?
шар — дом — ключ — карандаш —
палец — дерево— окно — мяч —
кошка — стул — стол — книга—
чашка — лист — платье — апельсин —
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) предложные падежные формы существительных:
где лежит пес? (на, под, около) откуда спрыгнул кот? (с)
откуда вылез кот? (из-под) откуда взяли книгу? (из)
где висит шуба? (в) где прячется мальчик? (за)
откуда выглядывает девочка? (из-за) куда поставим тарелку? (на)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
д) согласование прилагательных с существительными в роде, числе (назвать цвет предметов):
лист — ведро — тарелка — туфли —
машина — сапоги — солнце — чайник —
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
е) согласование существительных и глаголов в числе:
Мальчик идет — мальчики идут. Дом стоит — …
Цветок растет — ... Птица летит — ...
Девочка поет — ...
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ж) согласование существительных и глаголов прошедшего времени в роде и числе:
Мальчик ушел.
Девочка... (ушла).
Дети ... (ушли).
Словарный материал: надевал, стирал, пел, взял...
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
з) согласование числительных «два» и «пять» с существительными:
два жука — пять жуков помидора —
два дерева — два гуся —
два дома — два коня —
две куклы — два ключа —
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словообразование:
а) существительные с уменьшительно-ласкательными значениями (как назвать маленький предмет?):
мяч — дом — машина — река —
гриб — кукла — ложка — шкаф —
веревка — лиса — кровать — лист —
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) относительные прилагательные (из чего сделано?):
ваза из стекла (железа; дерева, бумаги, меха, соломы) _______________________________
______________________________________________________________________
сок из моркови (апельсина, свеклы, яблок...) _____________________________________
______________________________________________________________________
в) притяжательные прилагательные (чей? чья? чье?):
платье мамы - мамино платье пальто дедушки —
книга бабушкина — хвост волка —
шкура лисы — ухо зайца —
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) приставочные глаголы (назвать действия — что делает?):
ходит (уходит — входит — выходит — переходит), летит — ..., бежит— ...
______________________________________________________________________
глаголы совершенного вида:
обедал — пообедал, гулял — ..., копал— ... , нес—... ______________________________
______________________________________________________________________
Особенности грамматического строя речи, затруднения, нарушения развития: ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фонематическое восприятие
· Дифференциация фонем на основе слухопроизносительного анализа:
а) повторение за логопедом слов-квазиомонимов (с несмешиваемыми и смешиваемыми в произношении звуками):
миска—мишка, уточка—удочка, почка—бочка, лес—лещ, суп—зуб, лук—люк, рожки—ложки и др. __________________________________________________________________
______________________________________________________________________
б) повторение серий слогов:
ба-па, ка-га, за-са, са-ца, ча-тя, жа-ша ...
ба-па-ба, та-да-та, ка-га-ка, са-ша-са, са-ца-са, жа-ща-жа ... ___________________________
______________________________________________________________________
· Дифференциация фонем на основе слухового восприятия (показ картинок слов-квазиомонимов, попарно называемых логопедом) _______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Дифференциация фонем по представлению (6 лет) (из смешанных картинок, не называя их, отобрать те, в названиях которых есть заданный звук) ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ