Подъем интеллекта в старшем школьном возрасте.
(Н.С. Лейтес. Возрастная одаренность школьников. – М., 2001. С. 160-178.)
Валерий в средних классах был известен как троечник и прогульщик. Его нельзя было причислить к ученикам с низким умственным развитием (при решении задач он нередко обнаруживал сообразительность), но и предполагать у него особые способности не было никаких оснований. Его любимыми занятиями были езда на велосипеде и игра на деньги. Сын интеллигентных родителей, он допускал бестактности, грубил, нередко не выполнял уроки.
На педагогических советах возникал вопрос о нем как о трудном ученике. Но в девятом классе он стал привлекать к себе внимание прилежанием и удивительными успехами: мальчик занял третье место (лучшее по школе) на районной математической олимпиаде. К концу девятого класса он оказался едва ли не самым сильным учеником по предметам математического цикла, да и по гуманитарным предметам уровень подготовки и качество ответов резко возросли.
Как это оказалось возможным? Только с появлением в школе нового преподавателя физики А.П. Валерий стал всерьез учиться, сначала по физике, а затем по математике и другим предметам. А.П. иногда приносил на уроки популярные брошюры и книги из своей личной библиотеки и давал их читать на дом. Стал брать у него книги и Валерий. А.П. обнаружил, что этот ученик с сомнительной репутацией относится к занимательным книжкам гораздо вдумчивее, чем можно было ожидать: задает вопросы и высказывает свои предположения. А.П. иногда стал поручать ему лаборантские обязанности. Так уже в 8 классе наметился контакт Валерия с новым учителем. Однажды он взял у учителя книгу очень нелегкую – один из выпусков «Феймановских лекций по физике». Под воздействием этой книги и последующих бесед с А.П., он впервые сам взялся за книги по математике, которые опять-таки ему «подсунул» А.П.
Судя по всему, какие-то индивидуальные предпосылки повышенных способностей отличали Валерия и прежде. Но несомненно, что влияние А.П. вызвало своего рода взрыв в развитии интеллекта подростка.
Приложение №5. Модель идентификации одаренных детей (младший школьный возраст).
Этап предварительного поиска. На этом этапе собиралась предварительная информация о ребенке из четырех источников: от родителей, учителей, практических психологов и самих детей. С этой целью для родителей использовались методики «определения склонностей ребенка», специальный вопросник для родителей, «Карта интересов для младших школьников».
Учителям предлагалась методика «определения склонностей ребенка», «Карта интересов для младших школьников», специальная анкета для учителя (Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., 2000. С.215-229).
Практические психологи определяли уровень интеллектуального развития. Для оценки конвергентного мышления использовались тесты Д.Векслера, Дж.Равена и др. Для оценки дивергентного мышления – «краткий тест творческого мышления (фигурная форма)» П.Торренса, методики Дж.Гилфорда, методики выявления доминирующей мотивации.
Участие детей заключалось на этом этапе пока лишь в выполнении тестовых заданий.
Этап оценочно-коррекционный. Акцент переносится с разовых обследований на занятия тренингового типа. Занятия проводятся по специальным программам, ориентированным на развитие продуктивного мышления и психосоциальной сферы ребенка. У первоклассников экспериментальных классов в расписании появились специальные дополнительные учебные предметы: «техника и технология мышления», «уроки фантазии», «человек и общество» и др. Такие занятия в первом классе обязательны. В ходе этих занятий под видом самостоятельных и контрольных работ проводились обследования детей с использованием психодиагностических методик.
Этап самостоятельной оценки. Во втором классе занятия по дополнительным предметам предлагалось посещать добровольно. Таким образом ребенок сам участвует в оценке собственной одаренности. При этом на всех экспериментальных площадках были зафиксированы случаи добровольного продолжения занятий детьми, не показавшими высоких уровней развития на всех предыдущих этапах. Традиционные схемы выявления одаренных таких детей обнаружить не в состоянии.
Этап заключительного отбора. Данные из четырех источников (родители, учителя, психологи и дети), полученные на всех предыдущих этапах анализировались с целью оценки степени одаренности ребенка.
В ходе исследования было обнаружено, что в среднем 18-21% детей из числа подключившихся к занятиям значительно позже начала второго года обучения в школе достигали в дальнейшем уровней развития, характерных для одаренных детей.
Содержательный модуль 2. Практические основы обучения и воспитания одаренных детей
Тема 3. Учитель и одаренные дети (2 часа)
Работа на занятии:
1. Качества необходимые педагогу для сотрудничества с одаренными детьми и молодежью (дискуссия)
2. Информационные технологии и одаренность
3. Характеристика проблем одаренных детей
4. Психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.
5. Инклюзивное образование: обоснование, преимущества и недостатки.
Тема 4. Социализация одаренных детей (2 часа)
Работа на занятии.
1. Сравнительный анализ основных понятий.
2. Организация и содержание социальной работы с детьми с признаками одаренности
3. Психолого-педагогическое и социокультурное сопровождение одаренного ребенка.
Приложение №1. Ранние воспоминания одаренных людей.
Стендаль.
Первые шаги.
Моя мать принесла меня в свою комнату (зеленую) в день моего рожденья, когда мне исполнился год 23 января 1789 года. Она держала меня на руках у окна, а в это время мой дед, сидя возле кровати, позвал меня. Я решил пойти и дошел до него.
Находясь между матерью и дедом, я упал, ударился об угол стула и сломал передний зуб. Мой дорогой дед никак не мог пережить этого. «Между матерью и мной!» – все время повторял он, сокрушаясь по поводу этого неприятного события.
Поцелуй (4 года).
Мое первое воспоминание – о том, как я укусил в щеку или в висок мою двоюродную сестру… Я и сейчас вижу ее… лет двадцати пяти, довольно пухленькая и сильно нарумяненная. Очевидно, именно эти румяна привлекли меня, ее щека была как раз на уровне моего роста. «Поцелуй меня, Анри», – говорит она. Я не захотел, она рассердилась, и я сильно укусил ее. Я все еще вижу перед глазами эту сцену, но, возможно, потому, что они тогда устроили страшный шум.
Л.Н.Толстой.
Муравейные братья.
…Мы, в особенности я с Мишенькой и девочками, садились под стулья, как можно теснее друг к другу. Стулья эти завешивали платками, загораживали подушками и говорили, что мы муравейные братья, и при этом испытывали особенную нежность друг к другу. Иногда эта нежность переходила в ласку, гладить друг друга, прижиматься друг к другу. Но это было редко. И мы сами чувствовали, что это не то, и тотчас же останавливались. Быть муравейными братьями, как мы называли это (вероятно, это какие-нибудь рассказы о Моравских братьях, дошедших до нас через Николенькину фанфаронову гору), значило завеситься от всех, отделиться от всех и всего и любить друг друга. Иногда мы под стульями разговаривали о том, как мы будем жить и всех любить.
Началось это, как помниться, от игры в дорогу. Садились на стулья, запрягали стулья, устраивали карету или кибитку, и вот сидевшие-то в кибитке переходили из путешественников в муравейные братья. К ним присоединялись и остальные. Очень, очень хорошо это было, и я благодарю Бога за то, что мог играть в это. Мы называли это игрой, а между тем, все на свете игра, кроме этого.
В гостях.
Это было посещение какого-то – не знаю – двоюродного брата матери, князя, гусара Волконского. Он хотел приласкать меня и посадил на колени и, как это часто бывает, продолжая разговаривать со старшими, держал меня. Я рвался, но он только крепче придерживал меня. Это продолжалось минуты две. Но это чувство пленения, несвободы, насилия до такой степени возмутило меня, что я вдруг начал рваться, плакать и биться.
Достоевский.
Мужик Марей.
Мне припомнился август месяц в нашей деревне: день сухой и ясный, но несколько холодный и ветреный; лето на исходе, и скоро надо ехать в Москву, опять скучать всю зиму за французскими уроками, и мне так жалко покидать деревню. Я прошел за гумна и, спустившись в овраг, поднялся в Лоск – так назывался у нас густой кустарник по ту сторону оврага до самой рощи. И вот я забился гуще в кусты и слышу, как недалеко, шагах в тридцати, на поляне одиноко пашет мужик. Я знаю, что он пашет круто в гору и лошадь идет трудно и до меня изредка долетает его окрик: «Ну-ну!»… Вдруг, среди глубокой тишины, я ясно и отчетливо услышал крик: «Волк бежит!» Я вскрикнул и вне себя от испуга, крича в голос, выбежал на поляну, прямо на пашущего мужика.
Это был наш мужик Марей. Не знаю, есть ли такое имя, но его все звали Мареем, – мужик лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильной проседью в темно-русой, окладистой бороде. Я знал его, но до того никогда почти не случалось мне заговорить с ним. Он даже остановил кобыленку, заслышав крик мой, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он разглядел мой испуг.
- Волк бежит! – прокричал я, задыхаясь.
Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив.
- Где волк?
- Закричал… Кто-то закричал сейчас: «Волк бежит…» – пролепетал я.
- Что ты, что ты, какой волк, померещилось; вишь! Какому тут волку быть! – бормотал он, ободряя меня. Но я весь трясся и еще крепче уцепился за его зипун и, должно быть, был очень бледен. Он смотрел на меня с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня.
- Ишь ведь испужался, ай-ай! – качал он головой. – Полно, родный. Ишь малец, ай!
Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.
- Ну, полно же, ну, Христос с тобой, окстись. – Но я не крестился; углы губ моих вздрагивали, и кажется, это особенно его поразило. Он протянул тихонько свой толстый, с черным ногтем, запачканный в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивавших моих губ… Я понял, наконец, что волка нет и что мне крик: «Волк бежит» – померещился. Крик был, впрочем, такой ясный и отчетливый, но такие крики (не об одних волках) мне уже раз или два и прежде мерещились, и я знал про то. (Потом, с детством, эти галлюсинации прошли.)
- Ну, я пойду, – сказал я вопросительно и робко смотря на него.
- Ну и ступай, а я те вслед посмотрю. Уж я тебя волку не дам! – прибавил он, все также матерински мне улыбаясь, ну, Христос с тобой, ну ступай, – и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился. Я пошел, оглядываясь почти каждые десять шагов. Марей, пока я шел, все стоял со своей кобыленкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая мне головой, когда я оглядывался. Мне, признаться, было немножко перед ним стыдно, что я так испугался, но шел я все еще очень побаиваясь волка, пока не поднялся на косогор оврага, до первой риги; тут испуг соскочил совсем, и вдруг откуда ни возьмись бросилась ко мне наша дворовая собака Волчок. С Волчком-то я уж вполне ободрился и обернулся в последний раз к Марею; лица его я уже не мог разглядеть ясно, но чувствовал, что он точно также мне ласково улыбается и кивает головой. Я махнул ему рукой, он махнул мне тоже и тронул кобыленку.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНИКОВ