Теоретические основания тьюторского сопровождения
Тьютор(англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю) – новая специальность в российском образовании.
В настоящее время много говорят о реформе образования, приближении школьной практики к реальной жизни, к изменениям, происходящим в обществе. Современный мир требует от школы такого обучения, при котором ребенок мог бы быстро реагировать на внешние изменения, быстро адаптироваться. Тьютор помогает ученику ориентироваться в современном образовательном пространстве.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализацииобразования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.
Задача тьютора – построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов учащихся.
Это относится к любой из ступеней общего образования, хотя понятно, что средства тьюторской деятельности должны меняться в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Принцип открытости сегодня все чаще обсуждается как одна из качественных характеристик современного образования. Он предполагает, что не только традиционные институты (детский сад, школа, вуз и т.п.) имеют образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим для этого образом. Внешне многообразие образовательных форм и предложений еще не гарантирует обучающемуся реализацию принципа открытости образования: ученику необходимо овладеть культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в собственную образовательную программу, максимально использовать различные собственные ресурсы для построения своей образовательной программы.
Задача тьютора в рамках реализации принципа открытого образования
расширение образовательного пространства каждого учащегося, предоставление учащемуся как можно большего разнообразия вариантов движения для самоопределения.
Основой открытого образования становится индивидуальная образовательная программа (ИОП), которая не привязана ни к конкретному учебному заведению, ни к стандарту, а привязана к конкретному учащемуся, конкретному человеку.
Тьютор в системе образования
Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Тьютор определяется как «лицо, сопровождающее процесс освоения деятельности».
Тьютор – это:
· наставник;
· человек, который учит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи);
· тот, кто связывает в образовании своего обучающегося процессы учения, самовоспитания и формирования образа жизни;
· посредник (между культурным и индивидуальным, индивидуальным и корпоративным, большой историей знающих и индивидуальной историей начинающего освоение; между разными субъектами образовательного пространства – ученик, учитель, родители; и др.);
· тот, кто реформирует образовательное пространство под задачи индивидуализации образования.
Цель сопровождениясостоит в том, чтобы ребенок добился как можно большего при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы и дефициты.
Законодательная база
В настоящее время в России должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и 11725 соответственно).
Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в раздел
«квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761-н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638).
Квалификационные характеристики тьютора включают в себя следующие требования:
– тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
– организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
– координирует поиск обучающимися информации для самообразования;
– сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее);
– совместно с обучающимися распределяет и оценивает имеющиеся у них ресурсы всех видов для реализации поставленных целей;
– координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи;
– оказывает помощь обучающимся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования;
– создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий);
– обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимися рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора их стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов;
– организует взаимодействия обучающихся с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию их творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов;
– организует взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению и корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов;
– осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимися пути своего образования;
– организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимися (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии), для качественной реализации совместной с обучающимися деятельности;
– поддерживает познавательный интерес обучающихся, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона;
– синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения;
– способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающихся;
– участвует в работе педагогических и методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим);
– обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов);
– контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта их творческой деятельности и познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы, в своей деятельности;
– обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
– выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Тьютор должен знать:
– приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
– законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную и физкультурно-спортивную деятельность;
– Конвенцию о правах ребенка;
– основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии;
– психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;
– методы и формы мониторинга деятельности обучающихся;
– педагогическую этику;
– теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся;
– технологии открытого образования и тьюторские технологии;
– методы управления образовательными системами;
– методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
– современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
– методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, а также методы убеждения, аргументации своей позиции;
– технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
– основы экологии, экономики, права, социологии;
– организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
– административное и трудовое законодательство;
– основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
– правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
– правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Нормативное оформление тьюторской работы
в образовательных организациях
Включение тьютора в реестр профессий позволяет ввести должность в штатное расписание школы и оплачивать его работу из бюджетных средств. В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится: «Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ОВЗ, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения»
В любом варианте финансового оформления основные моменты организации работы тьютора могут выглядеть следующим образом:
– тьютор назначается на должность и освобождается от должности директором школы через издание приказа, заключение трудового договора или заключение Договора о возмездном оказании образовательной услуги;
– тьютор закрепляется за отдельным учащимся, группой учащихся или классом в соответствии с Положением об организации тьюторской работы в школе и Договором о предоставлении образовательных услуг между школой и родителями (законными представителями учащихся);
– за выполнение работы по оказанию услуги «личностно- ориентированное (тьюторское) сопровождение индивидуальных образовательных программ» тьютор получает ежемесячное вознаграждение согласно условиям оплаты.