Виды оценочных средств для учебно-ознакомительной практике

Важное место среди методов оценивания компетенций занимают тесты благодаря высокой степени формализации и унификации. Остановимся более подробно на тестировании как одной из форм педагогического оценивания. Теория тестирования возникла на стыке психологии, социологии, педагогики и других так называемых поведенческих наук (Behavioral Sciences). Зарубежные психологи называют эту науку психометрикой (Psychometrika), а педагоги — педагогическим измерением (Educational measurement). В.С.Аванесов теорию тестирования называет тестологией, которая в зависимости от сферы применения и развития может быть педагогической, психологической или социологической.

Отличия теста от других форм контроля

1. Содержание теста подвергается четкому планированию. На стадии разработки теста проходит отбор содержания, которое будет подвергаться проверке, планируется форма заданий, их количество и расположение. Содержательный план теста анализируется экспертами.

2. Форма заданий. В тестах форма заданий стандартизирована — по форме предъявления и по форме записи ответов.

3. Наличие статистических характеристик у тестовых заданий. Заранее известно, какова трудность предлагаемого задания, будет ли оно одинаково выполняться слабыми и сильными испытуемыми или нет (дифференцирующая способность) и др.

4. Наличие специальных шкал, которые соотнесены со стандартизированными нормами, для подведения результатов тестирования.

5. Наличие оценок точности измерения (ошибки измерения). С помощью статистических методов мы можем оценить ошибку измерения, а по результатам оценки принять или не принять результаты тестирования.

В настоящее время наибольшее распространение получили следующие стандартизированные формы тестовых заданий:

- закрытая форма, предполагающая выбор одного или более правильных вариантов ответов из числа предложенных;

- открытая форма с ограничениями на ответ, предполагающая ввод в качестве ответа одного или нескольких чисел, слов или формул;

- форма на установление правильной последовательности (порядка);

- форма на установление соответствия между двумя предложенными множествами.

Введение в тест заданий с многовариантными ответами развивает потребность в поиске разных путей решения задачи, что необходимо для достижения основной цели обучения: умения самостоятельно выбирать способ выполнения поставленной задачи.

Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. Это простейший вид задания, в котором правильный ответ уже содержится, и задача испытуемого состоит в его узнавании.

Рассмотрим основные элементы заданий с выбором правильного ответа. К ним относятся инструкции для испытуемых, содержание заданий, форма, содержание и число ответов, а также оценки за правильность выполнения.

Инструкции. В заданиях с выбором ответа применяют один из двух вариантов инструкций, соответствующих двум вариантам заданий. Инструкция помещается перед заданием, она печатается шрифтом, отличающимся от шрифта самого задания, например, более жирным.

Содержательная основа задания. Задание представляет собой часть утвердительного предложения, а не вопрос. Предлагаемые варианты ответов дополняют его до полного утвердительного предложения. Задача испытуемого — выбрать правильный вариант утверждения, используя знания, полученные в ходе изучения дисциплины. В конце содержательной части задания нет знаков препинания.

Текст задания обычно пишется прописными буквами, ответы — строчными. Номера заданий следуют в порядке возрастания, после номера ставится точка. Для нумерации ответов используются числа (или строчные буквы) со скобками.

Другим способом формирования и оценивания ключевых компетенций является использование компетентностно-ориентированных заданий, которые позволяют существенно изменить организацию урока через создание специально организованной деятельности учащихся, создав тем самым условия и среду для самореализации и раскрытия творческих способностей учащихся. Под компетентностно-ориентированным заданием понимаем задание, которое требует использования знаний в условиях неопределённости, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий (В. А. Болотов).

Целью компетентностно-ориентированных заданий является формирование ключевых компетенций, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Компетентностно-ориентированные задания позволяют научить поиску и обработке информации, умению публично выступать перед одноклассниками, отвечать на заданные вопросы.

Компетентностно-ориентированные задания характеризуются следующими показателями:

- контекст, жизненность тематики заданий;

- деятельностный компонент, определены виды деятельности, на проверку которых направлено задание (на тот или иной аспект компетенции).

Отличительные характеристики компетентностных задач от традиционных (по Л. В. Павловой):

- значимость полученного результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;

- условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания, на которые нет явного указания в тексте задачи;

- информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, схема, таблица и т. д.), что потребует распознавания объектов;

- указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи;

- по структуре эти задачи нестандартные, то есть в структуре задачи не определены некоторые из её компонентов;

- наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объёмной формулировке задания;

- наличие нескольких способов решения, причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.

При составлении компетентностно-ориентирванных заданий их структура должна отвечать на ряд требований:

- определение аспектов формируемой (оцениваемой) компетенции;

- формулировка задания на основе выбранного аспекта компетенции, обозначение проблемы;

- создание ключей, модельных ответов, шкал;

- указание на формы и виды деятельности по решению проблемы (что должен сделать ученик, чтобы решить задачу);

- информация или ссылки на необходимую информацию для решения проблемы;
- форма предъявления результатов.

Ключ - это чётко зафиксированный ответ. Модельный ответ это примерный ответ, с которым учитель может сравнить ответ ученика. Шкала - за что и в каких пределах устанавливаются баллы.

Уровни построения компетентностно-ориентированных заданий и их соотнесение к уровню сложности заданий и проверяемым элементам, приведены в таблице № 1.

Таблица № 1

Уровни построения Уровни сложности Проверяемые элементы
Актуализация имеющихся знаний и способов деятельности Задания базового уровня сложности Освоение базовых знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения в старшей школе. Учащимся предлагаются стандартные задания, аналогичные тем, с которыми они встречаются на уроках
Необходимость применения знаний и способов деятельности в субъективно новой для учащегося ситуации Задания повышенного уровня сложности Способность учащихся действовать в ситуациях, в которых нет явного указания на способ выполнения задания, а школьник сам должен выбрать этот способ из набора известных ему или сочетать два-три известных способа действий
Трансформация известного и открытие нового в процессе анализа, синтеза, моделирования, оценки Задания высокого уровня сложности Способность учащихся решать учебные или практико-ориентированные задачи, в которых нет явного указания на способ выполнения, а учащийся сам должен сконструировать способ решения
Действия в творческой ситуации

Отличительные признаки компетентнетно-ориентированных заданий:

- деятельностная составляющая;

- предметные умения;

- умения работать с информацией;

- исследовательские умения.

Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определённым требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированные задания организуют деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

Преимущество использования компетентностно-ориентированных заданий заключается в том, что при оценке уровня сформированности ключевых компетенций учащихся использование компетентностно-ориентированных тестовых заданий можно выявить сформированность или несформированность тех или иных компетенций.

Наши рекомендации