Анализ ФОС для проверки компетенций

Для начала рассмотрим основные термины и определения.

Результаты обучения - совокупности компетенций, выражающих, что именно обучающийся будет знать, понимать или будет способен делать по завершении процесса обучения. Устанавливаются образовательным стандартом для соответствующего направления подготовки, могут дополняться образовательной организацией с учетом направленности (профиля) образовательной программы.

Уровни сформированности компетенций - это планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике - знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

Тема (раздел) - часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания, формирующая одну или несколько смежных компетенций.

Виды контроля и аттестации обучающихся при освоении дисциплины:

- текущий контроль - обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин (модулей) и прохождения практик, он может проводиться в виде коллоквиумов, компьютерного или бланкового тестирования, письменных контрольных работ, оценки участия обучающихся в диспутах, круглых столах, деловых играх, решении ситуационных задач и т. д.;

- итоговый контроль по дисциплине - имеет целью определить степень достижения запланированных результатов обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике за определенный период обучения (семестр) и проводится обычно в форме экзаменов, зачетов, подведения итогов балльно-рейтинговой системы оценивания.

Типы контроля для оценивания результатов обучения:

- тестирование - (в теории) метод выявления и оценки уровня учебных достижений обучающихся, осуществляемый посредством стандартизированных материалов - оценочных средств; (на практике) технологический процесс, реализуемый в форме алгоритмически упорядоченного взаимодействия обучающегося с системой оценочных средств и завершающийся оцениванием результатов. Может быть бланковое или компьютерное;

- индивидуальное устное собеседование — коллоквиум, опрос, собеседование, круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты;

- письменные работы — контрольные работы, эссе, РГЗ, РГП, доклад, сообщение, реферат, проект.

Оценочное средство — варьирующаяся по элементам содержания и по трудности единица контрольного материала, в ходе выполнения которой испытуемый совершает конкретные действия, позволяет определить уровень сформированности компетенции. В качестве оценочных средств используются разноуровневые задачи и задания.

Виды оценочных средств по уровню сложности:

- репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины (модуля);

- реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей;

- творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения.

Виды оценочных средств по форме предъявления:

Задания репродуктивного уровня:

- тестовые задания (открытой и закрытой форм);

- несложные задания по выполнению конкретных действий;

- простые ситуационные задачи с коротким ответом или простым действием;

- задания на установление правильной последовательности, взаимосвязанности действий, выяснения влияния различных факторов на результаты выполнения задания;

- задания на установление последовательности (описать алгоритм выполнения действия);

- задания на нахождение ошибок в последовательности (определить правильный вариант последовательности действий).

Задания реконструктивного уровня:

- задания на указание возможного влияния факторов на последствия реализации умения и т. д.;

- задания на принятие решения в нестандартной ситуации (ситуации выбора, многоальтернативности решений, проблемной ситуации);

- задания на оценку последствий принятых решений;

- задания на оценку эффективности выполнения действия;

- комплексные практические контрольные задания — требуют многоходовых решений как в типичной, так и в нестандартной ситуациях. Задания требуют поэтапного решения и развернутого ответа, в т. ч. задания на индивидуальное или коллективное выполнение проектов, на выполнение практических действий или лабораторных работ. (Применяются для оценки уровня освоения компетенции — «владеть».)

Задания творческого уровня — частично регламентированные задания, имеющие нестандартное решение и позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Могут выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. (Применяются для оценки уровня освоения компетенции — «владеть».)

Фонд оценочных средств — совокупность описанных в установленном порядке оценочных средств для измерения уровня достижения обучающимся установленных результатов обучения. Выделяют ФОС по дисциплине, ФОС по практике, ФОС по итоговой аттестации.

ФОС создается с целью обеспечения возможности проведения контрольных мероприятий другим преподавателем/преподавателями или независимым экспертом (например, экспертом по качеству) при аккредитации.

Использование ФОС разработчиками и кафедрой способствует повышению качества подготовки обучающихся и достижению объективности при оценке уровня их знаний и умений, компетенций выпускников, установлению соответствия уровня подготовки на данном этапе обучения требованиям ФГОС ВО.

Задачи, решаемые созданием ФОС:

- контроль и управление процессом приобретения студентами необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных во ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки (специальности);

- контроль и управление достижением целей реализации ООП, определенных в виде набора общекультурных и профессиональных компетенций выпускников;

- оценка достижений обучающихся в процессе изучения дисциплины с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий;

- обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс университета.


Разработка, структура и общие требования к содержанию фонда оценочных средств по практике

Основными свойствами ФОС являются:

- компетентностная направленность (соответствие компетенциям, которые формируются при изучении конкретной учебной дисциплины);

- валидность — действительная способность оценочного средства измерять ту характеристику, для диагностики которой оно заявлено;

- надежность — характеристика оценочного средства, свидетельствующая о постоянстве эмпирических измерений, то есть многократном повторении;

- содержание (состав и взаимосвязь структурных единиц, образующих содержание теоретической и практической составляющих учебной дисциплины);

- объем (количественный состав оценочных средств, входящих в ФОС);

- качество оценочных средств и ФОС в целом, обеспечивающее получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями.

ФОС по дисциплине должен соответствовать:

- ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки (специальности);

- ОП ВО и учебному плану направления подготовки (специальности);

- рабочей программе дисциплины, реализуемой по ФГОС ВО;

- образовательным технологиям, используемым в преподавании данной дисциплины (модуля), в реализации программы практики.

Структурными элементами ФОС по дисциплине (модулю) являются:

- титульный лист и лист согласования;

- паспорт ФОС, содержащий основные сведения о дисциплине и требования к результатам обучения по дисциплине;

- оценочные средства, распределенные по видам контроля, по планируемым результатам обучения и контролируемым разделам (темам) дисциплины;

- организационно-методическое обеспечение контроля учебных достижений (критерии оценки, план СРС, технологическая карта балльно-рейтинговой системы).

Требования к составу ФОС по практике:

Оценочные средства должны быть разработаны для всех видов работ, описанных в паспорте ФОС. На каждую компетенцию в соответствии с планируемыми результатами обучения (знания, умения, владение) приводятся типы контроля и виды оценочных средств.

Организационно-методическое обеспечение контроля учебных достижений должно включать в себя критерии оценки для каждого типа контроля, план самостоятельной работы обучающегося на весь срок изучения дисциплины, технологическую карту балльно-рейтинговой системы (при наличии).

ФОС разрабатывается по каждой дисциплине, закрепленной за кафедрой. Если в рамках направления подготовки (специальности) для различных профилей, специализаций, магистерских программ преподается одна и та же дисциплина с одинаковыми требованиями к ее содержанию, то по ней создается единый ФОС.

Целесообразность разработки единого ФОС по одноименной дисциплине для различных направлений подготовки (специальностей) определяется решением кафедры, обеспечивающей преподавание данной дисциплины.

ФОС формируется из оценочных средств, разработанных профессорско-преподавательским составом университета или других высших учебных заведений.

При разработке ФОС по практике в состав ФОС в обязательном порядке должны входить оценочные средства. С целью установления соответствий требованиям ФГОС ВО, ОП и рабочей программе дисциплины разработанный ФОС должен проходить процедуру согласования.

Согласование ФОС с целью установления его соответствия рабочей программе дисциплины проводит заведующий кафедрой, за которой закреплена данная дисциплина.

Согласование ФОС с целью установления соответствий требованиям ФГОС ВО и образовательной программе по направлению подготовки (специальности) проводит председатель методической комиссии по направлению подготовки (специальности).

ФОС по дисциплине утверждается деканом факультета (директором института).

Печатный экземпляр ФОС хранится на кафедре, разработавшей рабочую программу, в составе учебно-методических комплексов по дисциплине.

Электронный вариант ФОС предоставляется кафедрой-разработчиком в подразделение университета, на которое возложена функция ведения электронного фонда рабочих программ учебных дисциплин по ОП, реализуемым в университете.

Электронный вариант фонда оценочных средств хранится в электронной базе данных на сервере университета.

Функции формирования и ведения электронной базы университетского ФРП возлагается на центр информационных технологий.

Ответственность за разработку фондов оценочных средств несет кафедра, за которой закреплена данная дисциплина, в соответствии с приказом университета. Ответственным исполнителем разработки фонда оценочных средств является заведующий кафедрой.

Непосредственный исполнитель разработки фонда оценочных средств назначается заведующим кафедрой из числа ведущих преподавателей кафедры. ФОС может разрабатываться коллективом авторов по поручению заведующего кафедрой. ФОС может разрабатываться и формироваться творческим коллективом в соавторстве.

Составитель оценочных средств несет ответственность за качество разработки, правильность составления и оформления оценочных средств.

Работы, связанные с разработкой ФОС, вносятся в индивидуальные планы преподавателей.

Наши рекомендации