Конкретизируем возможное наполнение содержания проекта по предложенной структуре.
1. Название проекта - Должно быть броским, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия.
2. Постановка проблемы - актуальность проекта определяется значимостью проекта, решению которой призван способствовать ваш проект; схема формулирования проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений.
3. Цель проекта: Это осознанное представление результата деятельности по проекту (достижимость в рамках этого проекта; безусловность, так как для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ; предусматривание итогового результата проекта; соответствие компетентности, подготовленности участников проекта финансово-экономическим, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта.
4. Задачи проекта: описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке; цель является общим итогом проекта, а задачи – промежуточными, частными результатами; из раздела ясно, какие произойдут изменения в социальной ситуации; по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна четкая задача; цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению; постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения; язык ясен и четок, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок.
5. Общий замысел проекта отражает его сущность, основную идею проекта. В формулировке общего замысла представляется новизна пути разрешения проблемы; формулировка общего замысла должна быть лаконичной и четкой, и отражать ведущую идею, на которую опираются разработчики проекта.
6. Ресурсы: кадровые; научно-методические; финансово-экономические; информационные; ресурсы социального партнерства…
7. План проекта: структурный, процессуальный…
8. Экспертиза проекта: целостность и связность; актуальность; востребованность; включенность; результативность; эффективность; оптимальность; устойчивость; последствия; перспективность; управляемость.
Приложение 4.
Схема описания замысла проекта
________________________________________________________________________
(Название проекта)
Цели ___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(На этих строках постарайтесь сформулировать ответ на вопрос:
с какой целью будет реализован этот проект?)
Замысел _______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(На этих строках сформулируйте замысел вашего проекта).
Участнки_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(На этих строках перечислите возможных участников реализации этого проекта.
Кто это может быть?)
Реализация_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(На этих строках сформулируйте, кто именно будет реализовывать этот проект,
что участники должны для этого сделать).
Ресурсы ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(На этих строках опишите, какие ресурсы /человеческие, финансовые, технические, материальные и т.п./ Вам понадобятся для внедрения этого проекта в жизнь. Какие из этих ресурсов будут востребованы только на этапе запуска? Какие ресурсы нужно будет задействовать в процессе реализации проекта?)
Риски ________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(На этих строках опишите возможные помехи в реализации проекта. Почему этот проект может не состояться?)
Приложение 5.
Технология знакомства «Часики»[22]
Хорошим примером формы, используемой на этапе знакомства, может служить методика Часики. При кажущейся простоте она довольно универсальна.
Вначале ведущий (в нашем случае – преподаватель) просит участников (студентов) нарисовать на листе бумаги большой циферблат. Затем все участники назначают друг другу встречи, записывая имена тех, с кем договорились встретиться, рядом с часом, в котором назначена встреча. Так, например, Светлана договорилась встретиться с Еленой в шесть часов. Светлана записывает «Елена» рядом с цифрой 6, а Елена пишет соответственно «Светлана» рядом с шестеркой в своих нарисованных часах. Следующий этап – это непосредственно встречи. Ведущий (преподаватель) называет условное время («Сейчас шесть часов» или семь, или девять и т.д.), и студенты «встречаются» с теми, с кем договорились на это время. При этом преподаватель называет тему встречи, то есть задает тему разговора в парах на ближайшие две-три минуты. За несколько минут проходит условный час. Очень четкие и понятные рамки, внутри которых участник может почувствовать себя максимально свободно.
Количество «назначаемых свиданий» зависит от количества участников группы, оптимальное количество 5-7!
Один из важнейших элементов методики – темы для обсуждения, которые предлагает ведущий (преподаватель). Для того, чтобы участники (студенты) начали знакомиться друг с другом, для того, чтобы они обратили друг на друга внимание и попробовали найти в группе людей потенциально близких, необходимо предложить темы, которые позволят это сделать. Темы должны меняться от простых ко все более глубоким. Однако не надо предлагать слишком личные, интимные темы – участники не готовы пока разговаривать на этом уровне. Как правило, называется тема в общем виде, а затем дается ее конкретизация в вопросной форме. Например, темы могут быть предложены следующие:
- «Хобби» - Как Вы любите проводить свое свободное время;
- «Книга» - Какие книги Вы любите читать;
- «Моя работа» - Что Вам нравится в Вашей работе;
- «Мои университеты» - Чему Вы научились в ВУЗе, который закончили;
- «Моя магистерская образовательная программа» - Ваши ожидания от обучения в магистратуре на кафедре педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.
При таком предложении общения у участника есть шанс почувствовать, что среди незнакомых людей появились те, с кем интересно было бы продолжить разговор… Немаловажно и то, что на самом деле участники имеют возможность «обмануть» ведущего и поговорить на другую тему. Излишне добавлять, что этот факт не должен мешать ведущему (преподавателю), - произошло главное: в группе удалось структурировать личностное общение. Участники чувствуют себя в безопасности. Ведущий лишь «помогает» им, задавая удобные рамки. Заполняют эти рамки они сами.
Гладкая И.В., Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э.,
Писарева С.А., Тряпицына А.П.
Педагогическая наука и образование: современные проблемы
Учебно-методическое пособие
Издание третье, дополненное
«Свое издательство»
Санкт-Петербург, ул. Репина, 41
http://isvoe.ru
(812) 900-21-45
Подписано в печать 13.09.2017 г. Формат 60х84/16
П.л. 5,125 Уч.-изд.л. 5,125 Тираж 500 экз.
Отпечатано в типографии ООО «Турусел»
197376, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д.38. [email protected]
Зак. № от 13.09.2017 г
[1] Подробнее см. Компетентностная модель современного педагога: учебно-методическое пособие. СПб, РГПУ, 2008
[2] Подчеркнем, что указанная совокупность компетенций соответствует перечню компетенций, определенных в ФГОС ВПО
[3] Европейское приложение к диплому может получить каждый выпускник магистратуры. За дополнительными разъяснениями необходимо обратиться к директору своей образовательной программы.
[4] Для тех, кто хочет повысить свои баллы за выполнение заданий для самостоятельной работы.
[5] Факт – конкретное событие объективной действительности.
[6] SWOT – анализ – метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы).
[7] Метод Дельфи - один из наиболее распространенных интуитивных методов прогнозирования. Он был разработан в 1963 г. американской корпорацией «Рэнд» и использован впервые для построения прогноза числа изобретений в различных отраслях науки к 2010 г. В России он начал применятся с 70-х годов.
[8] Диаграмма Парето – инструмент, позволяющий выявить и отобразить проблемы, установить основные факторы, с которых нужно начинать действовать, и распределить усилия с целью эффективного разрешения этих проблем.
[9] Полный текст заседания размещен на сайте «Президент России». Доступ: http://www.kremlin.ru/events/state-council/51001
[10] Материалы из Википедии.
[11] М.К. Румизен, Управление знаниями, М., «АСТ», «Астрель», М., 2004 г., с. 41.
[12] http://www.ohansk-mmcit.narod.ru/4/46/peredov_ped_opit.htm
[13] По материалам исследования: Голерова С.Н. Управлении качеством профессионально педагогического образования в университетах России и Австралии. Дисс. канд.пед.н., Омск, 2009.
[14] Текст составлен по материалам исследования Болотовой В.Г. Развитие познавательной мотивации старшеклассников в условиях реализации выездных каникулярных дополнительных программ (на материале программ для школьников «Умные каникулы»). Дисс.канд.пед.н, СПб., 2016.
[15] Текст составлен по материалам исследования Козулиной А.П. Ориентационная программа как основа подготовки иностранных студентов к обучению в российском вузе. Дисс.канд.пед.н., Омск, 2015.
[16] Тест составлен по материалам исследования Казаковой А.А. Технологии взаимодействия обучающих и обучающихся в современных практиках непрерывного образования взрослых. Дисс.магистра, СПб., 2016.
[17] Воспользуйтесь советами кампании Microsoft: https://www.microsoft.com/ru-ru/
[18] Светенко Т.В., Галковская Н.В. Инновационный менеджмент в управлении школой: рабочая тетрадь. – М.: АПКиППРО – 2009, 48 с.
[19] В данном пособии приводится один из вариантов материалов.
[20] Из отчета о реализации плана мероприятий реализации Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005-2010 гг.» за 2009 год (первое полугодие)
[21] М.В. Богуславский, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО.
[22] Технология взята из книги Зицер Д.и Н. Азбука НО: Практическая педагогика.-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007.-287 с. Эта технология используется на первом семинаре по данному курсу.