Кадров для системы специального

ОБРАЗОВАНИЯ

Основной задачей, стоящей сегодня перед высшей педаго­гической школой, является задача насыщения системы специ­ального образования профессионально подготовленными кадра­миспециальных педагогов и специальных психологов, подъем их процентного уровня в системе специального образования с 10% до 90-95%, как это имеет место во всех цивилизованных странах.

Подготовка педагогов и психологов для современной системы специального образования предполагает обновление целей, содер­жания, форми методов профессиональной подготовки.Новые по­требности системы специального образования обусловлены сле­дующими процессами, протекающими в современном обществе и влияющими на кадровый заказ:

— развитие и нарастание интеграционных процессов (обуче­
ние лиц с особыми образовательными потребностями совместно
с обычными обучающимися);

— включение в образовательную среду новых категорий лиц с
ограниченными возможностями, для которых нет пока адекватно
подготовленных специалистов-дефектологов (например, для ра­
боты с детьми с синдромом Дауна, с множественными и тяжелы­
ми нарушениями развития);

— налаживание системы раннего выявления, ранней диагнос­
тики и ранней коррекционно-педагогической помощи младенцам
с отклонениями в развитии, а также социально-педагогической и
психологической помощи семьям, имеющим таких детей;

— повышение внимания массовой общеобразовательной шко­
лы к тем учащимся, которые испытывают трудности в обучении и
адаптировании к школьным условиям жизни;

— постепенная смена приоритетов в организации коррекцион-
но-образовательной деятельности: уже не всегда ребенок обяза­
тельно идет в учреждение, к педагогу, психологу — в детский сад,
школу, но все чаше педагог сам идет к ребенку— домой, в кли­
нику, где ребенок лечится, в приют;

— нарастание тенденций деинституциализации — возвращения
детей с отклонениями в развитии из закрытых учреждений интер­
натного типа в семьи; стремления семьи воспитывать ребенка с
отклонением в развитии дома, не отдавая его в специнтернат;
оказания детям и родителям помощи в семье;

— растущая активность общественных организаций родителей,
имеющих детей с ограниченными возможностями жизнедеятель­
ности, инициирующих новые организационные и содержатель­
ные модели специального образования, требующие адекватных
этим моделям профессионалов — специальных педагогов и спе­
циальных психологов;

— повышение социальной активности молодежи с ограничен­
ной трудоспособностью, стремящейся к социальной реабилита­
ции средствами профессионального образования.

Эти и другие тенденции в современной системе специального образования в ближайшее время будут заставлять систему подготов­ки и повышения квалификации кадров дефектологов и педагогов массовой системы образования корректировать цели и содержание образования специалистов для работы с лицами, имеющими осо­бые образовательные потребности, а новые образовательные техно­логии, осваиваемые сегодня отечественной высшей школой, станут также достоянием системы подготовки дефектологических кадров.

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проверка индивидуальных способностей к трудовой деятельно­сти как необходимая часть общественной жизни присутствует в человеческом обществе с древнейших времен. Современные про­фессиональные сообшества имеют свои стандарты деятельности, которые существуютв виде внутренних норм. Степень соответствия Деятельности того или иного работника профессиональному стан­дарту деятельное™, установленному в данном профессиональном сообществе, необходимо выявлять для дифференцированной опла­ты труда и для дальнейшего профессионального совершенствова­ния данного работника. Этим целям и служит аттестация.





кадров для системы специального - student2.ru Аттестация педагогических работников имеет в России давнюю историю. Введенная в 1884 г., она систематически проводилась до 1917 г. В советский период совершенствование этой системы осу­ществлялось в 1927—1929 гг., 1936—1939 гг. Последний по време­ни этап обновления содержания и порядка проведения аттеста­ции относится к 1974—1991 гг. С этого времени аттестация стала обязательной и проводилась один раз в пять лет.

В 1992 г. принят ряд правительственных документов о диффе­ренцировании в уровнях оплаты труда работников об бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки (ETC).

Минобразование России разработало Типовое положение об ат­тестации педагогических работников государственных, муниципаль­ных образовательных учреждений Российской Федерации. В этом документе определены основные понятия, цели, принципы аттес­тации, квалификационные требования к категории и порядок про­ведения аттестации. В течение 1993-1994 гг. на основании Типового положения региональными органами управления образованием были разработаны территориальные положения об аттестации работников образовательных учреждений, формы и процедуры ее проведения.

Аттестация — это основанная на научных принципах комплек­сная оценка уровня квалификации, педагогического профессио­нализма и продуктивности деятельности работников образователь­ных учреждений, это оценка и профессионализма личности спе­циалиста.

Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководя­щих работников требованиям квалификации, установленным при присвоении им квалификационных категорий. Проведение аттес­тации способствует росту квалификации педагога, продуктивнос­ти и повышению качества его труда, развитию творчества, обес­печивает социальную защищенность педагогов в условиях рыноч­ных отношений через дифференциацию оплаты их труда.

Задачами аттестации являются: целенаправленное повышение профессионального уровня педагогических работников, установ­ление соответствия качества труда размеру его оплаты, управле­ние качеством образования для создания оптимальных условий развития личности педагога.

Результатом аттестации является присвоение работникам квалификационной категории, определяющей уровень квалифи­кации, профессионализма, продуктивности и качества педагоги­ческого труда, соответствующий нормативным критериям. Ква­лификационная категория учитывает также степень сложности профессиональных педагогических задач. Категория определяется на основе квалификационных характеристик.

Обязательными условиями проведения аттестации являются: доб­ровольность аттестации на вторую, первую и высшую квалифика-

ционную категорию и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников; обязательность аттестации на пер­вую квалификационную категорию для лиц, претендующих на ру­ководящую должность; доброжелательное отношение к аттестуе­мым педагогам, создание максимального психологического ком­форта, использование при аттестации таких методов и средств, которые обеспечивали бы открытость, коллегиальность и полную объективность оценки качества труда и личности педагога. Про­должительность аттестации не должна превышать двух месяцев.

Система оценки и аттестации выступает как одна из основных форм работы с персоналом, усиливающая внимание руководите­лей к работе с педагогами.

Главное назначение оценки работы специалиста не в том, что­бы проконтролировать качество работы, а в том, чтобы опираясь на полученные данные, выявить резервы трудовой, профессио­нальной продуктивности сотрудника и принять решение о повы­шении его квалификации, дальнейшем использовании.

При проведении аттестации необходимо найти такие значи­мые, обобщенные показатели, которые бы полностью отражали степень успешности профессиональной деятельности специаль­ного педагога или специального психолога.

Для проведения аттестации отбираются или разрабатываются на­дежные методики, измеряющие с достаточной степенью достовер­ности и точности выделенные показатели качества педагогического труда. Совокупность таких методик и определенная последователь­ность их реализации и состаапяет собственно содержание процедуры аттестации. Процедура аттестации также должна предусматривать создание обстановки психологического комфорта, доброжелатель­ности и уважения к аттестуемым, а кроме того, определение перио­дичности, места проведения, оценки, порядка прохождения тех или иных испытаний; учет возрастных и половых особенностей аттестуе­мых; разработку схем анализа и соотнесение полученных данных: разработку программ и порядка использования оценок. Таким обра­зом, методика оценки деятельности специального педагога или спе­циального психолога включает в себя следующие компоненты: со­держание оценки, методы оценки и процедуру оценки.

Оценка деятельности педагогического персонала

специального (коррекционного) образовательного

учреждения

Существует два основных вида оценки деятельности персона­ла: оценка труда (характеризуются достигнутые работником ре­зультаты) и оценка качеств специалиста, влияющих на достиже­ние этих результатов.

 
  кадров для системы специального - student2.ru

кадров для системы специального - student2.ru Для определения критериев и параметров успешности деятель­ности специальных педагогов и специальных психологов прово­дится анализ их профессиональной деятельности. На основе под­робного описания функлий, основных видов деятельности, ти­повых профессиональных задач и профессиональных умений спе­циального педагога и специального психолога, отраженных в ква­лификационных характеристиках, осуществляется выбор методов оценки их профессиональной деятельности.

Квалификационная характеристика отражает содержание про­фессиональной деятельности и сферы профессионально значи­мого научного знания, которыми должен владеть специалист, а также требования к его профессионально значимым личностным качествам и свойствам.

Квалификационная характеристика не должна противопостав­лять знания умениям, ибо нет знаний вне умений, всякое знание в том или ином виде обнаруживает себя в решении конкретны практических профессиональных задач. Поэтому для составлени квалификационной характеристики используется как язык уме ний (видов деятельности), так и язык типовых (основных) про фессиональных задач.

Основные группы профессиональных умений педагога-дефек толога, например, выглядят следующим образом:

1. Общепедагогические умения, или виды деятельности: дидак
тические, воспитательные, методические и исследовательские
самообразование, умения социально-педагогической работы.

2. Интегральные умения «сквозного» характера, т.е. такие, ко
торые, не являясь, строго говоря, педагогическими умениями
тем не менее входят как составная часть в педагогическую дея
тельность учителя.

3. Умения академического характера, необходимые учителю
преподавании того или иного предмета: работа с картой, работа
демонстрационными (например, физическими или химическими
приборами и пр.

4. Специальные умения, обеспечивающие коррекционно-ком
пенсирующую направленность специального образования (напри
мер, умение понимать устную речь глухих, владение навыкам
специфического общения с различными категориями лиц с огра
ниченными возможностями жизнедеятельности — глухими, еле
пыми, аутичными, умственно отсталыми, с лицами, имеющим
поражение моторной функции речи; умения, связанные с поста
новкой звуков и коррекцией произносительной стороны устно
речи; умения, связанные с обучением компенсирующим учебны
умениям детей различных категорий, и пр.).

Как показывают исследования, изучающие состояние диагно стики качества профессиональной деятельности дефектологов за рубежом, она состоит из двух обязательных компонентов: диагно-

стики уровня профессиональной компетенции, профессиональ­ного знания и диагностики навыков практической профессиональ­ной деятельности с соответствующей категорией лиц с особыми образовательными потребностями.

Отечественный и зарубежный опыт проведения аттестации пе­дагогических кадров показывает, что в процедуру аттестации це­лесообразно включать следующие компоненты:

1. Экспертная оценка деятельности специального педагога или
специального психолога.

2. Анализ урока, индивидуального занятия, другой формы кор-
рекционно-педагогической работы, проведенной аттестуемым.

3. Оценка результатов квалификационного экзамена, отражаю­
щего теоретическую подготовленность аттестуемого. Здесь могут
быть учтены результаты последнего обучения в системе повыше­
ния квалификации.

4. Оценка результатов выполнения дидактического проекта
(обобщение личного опыта работы, анализ инноваций по той или
иной проблеме воспитания и обучения детей с ограниченными
возможностями и др.).

5. Комбинированный личностный опросник.

6. При наличии благоприятного психологического климата в
коллективе — анкетирование членов педагогического коллектива.

По положению аттестация проводится в три этапа.

Первый этап — оценка практической профессиональной де­ятельности специального педагога или специального психолога.

Наиболее точные результаты можно получить, если использо­вать несколько различных методов в сочетании. Наибольшее пред­почтение в современной практике отдастся педагогической экспер­тизе, т.е. совокупности процедур для получения коллективного мнения в форме экспертного суждения об объекте. Экспертный метод — это способ получения оценки объекта на основании лич­ного опыта и интуиции специально отобранных экспертов. Про­ведение экспертизы группой экспертов по определенному алго­ритму называется методом групповых экспертных оценок. Он про­водится как индивидуальный опрос с помощью специально раз­работанных анкет. После статистической обработки анкет форми­руется коллективное суждение экспертной группы. Полученная информация снова сообщается экспертам для корректировки преж­них оценок и сужения их диапазона.

В алгоритме педагогической экспертизы проводится анализ проведенного аттестуемым открытого занятия, а при возможнос­ти и анкетирование членов педагогического коллектива.

Второй этап— оценка профессионально-личностного по­тенциала специ&чьного педагога или специального психолога.

Важнейшими качествами специалиста, влияющими на продук­тивность его профессиональной деятельности, являются: профес-

кадров для системы специального - student2.ru г

сиональнаЯ компетентность, мотивы профессиональной деятель­ности и профессиональные способности.

Профессионализмспециального педагога и специального пси­холога во многом определяется уровнем его компетентности. По­этому в программу аттестации целесообразно включить квалифи­кационный экзамен. Программа такого экзамена может быть со­ставлена на основе содержания соответствующего стандарта об­разования.

Успешность педагогической деятельности во многом опреде­ляется свойствами и качествами специалиста, его отношением к выполняемой работе, степенью удовлетворенности своим трудом. Для выявления психологического склада личности, деловых ка­честв отношения к работе, коллегам и пр. используется комби­нированный личностный опросник. Диагностика личностных ка­честв специалиста, определяющих успешность профессиональной деятельности, по положению об аттестации, не является обяза­тельным условием. Тем не менее ее проведение поможет более полно и всесторонне оценить профессионально-личностный по­тенциал специалиста.

Третий этап — рассмотрение результатов первого и второ­го этапов И принятие решения о присвоении конкретному работ­нику той или иной квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионального мастерства.

Необходимо помнить, что профессиональную деятельность, качества исвойства специального педагога, специального психо­лога при проведении аттестации следует рассматривать в разви­тии. Естественно, что деятельность молодых специалистов, уро­вень их профессионально-личностного потенциала значительно отличается от деятельности педагогов со стажем или достигших профессионального мастерства.

По результатам аттестации аттестационная комиссия может вынести следующиерешения:

а __ соответствует заявленной квалификационной категории; б — не соответствует заявленной квалификационной категории. Решение принимается открытым голосованием комиссии и считается принятым, если в голосовании участвовалоне менее двух третей состава аттестационной комиссии. Результаты голосо­вания определяются большинством голосов. При равенстве голо­сов решение считается принятым в пользу аттестуемого. Аттестуе­мый имеет право лично присутствовать при принятии решения. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом и подписывается председателем, секретарем и членами комиссии. Решение аттестационной комиссии заносится в аттестационный лист (2 экземпляра), имеющий установленную форму государ­ственного образца. Аттестационный лист заверяется печатью органа управление образованием или специального (коррекционного)

ПО

образовательного учреждения. Один экземпляр хранится в лич­ном деле работника, второй выдается ему на руки.

Динамику развития профессиональной компетенции и мастер­ства можно проследить в том случае, если результаты каждой оче­редной аттестации заносятся в так называемый профессиональ­но-квалификационный паспорт специалиста. Содержание профес­сионально-квалификационного паспорта каждого специалиста может быть занесено в компьютерный банк данных

Аттестация руководящего персонала специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Аттестация руководящего персонала предусматривает оценку следующих функций процесса управления: планирования, орга­низации, мотивации иконтроля. Эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации ипринятия решения. Принятие решения — это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролиро­вать. Именно это и составляет основное содержание деятельности руководителя.

Указанные базовые управленческие функции реализуются на административном, финансово-экономическом, социально-пси­хологическом и личностно ориентированном уровнях.

Экспертизу управленческой деятельности руководящего пер-соната специального (коррекционного) образовательного учреж­дения целесообразно осуществлять по следующим параметрам.

1. Стратегическое итактическое планирование коррекционно-об-
разовательного процесса:

—ориентация в коррекпионно-образовательной ситуации;

—организация взаимодействия администрации, педагогов,
обучающихся;

—организация инновационной коррекционно-педагогической
деятельности;

—организация процесса роста кадрового потенциала специ­
ального (коррекционного) образовательного учреждения.

2. Организация коррекционно-образовательного процесса:

—качество учебной, воспитательной и коррекционно-разви-
вающей работы;

—уровень общеобразовательной подготовки и социальной адап­
тации, подготовленности к самостоятельной жизни выпускников;

—рациональность и эффективность хозяйственной деятельно­
сти учреждения;

— состояние материально-технической базы, оснащенности
коррекционно-образовательного процесса специальными техни­
ческими средствами, приспособлениями;

 
  кадров для системы специального - student2.ru

кадров для системы специального - student2.ru — соответствие специальной образовательной среды в специ­
альном (коррекционном) образовательном учреждении установ­
ленным стандартом нормативам.

3. Мотивация членов педагогического коллектива:

— состояние психологического климата;

— стимулирование профессионального роста и повышения
квалификации;

— мотивирование профессионально-педагогической инициа­
тивы, исполнительской и трудовой дисциплины.

4. Контроль коррекционно-образователыюго процесса:

— санитарно-гигиенические условия, охранительный режим и
состояние техники безопасности;

— правовое и информационное обеспечение профессиональ­
ной деятельности персонала;

— своевременность контроля, опенки и коррекции образова­
тельной и коррекционной деятельности;

— обеспечение социально-правовой защищенности обучающих­
ся, воспитанников;

— достижение требований стандартов специального образова­
ния.

Важнейшим условием эффективного руководства специальным (коррекдионным) образовательным учреждением или его подраз­делениями является наличие специального (дефектологического) образования у руководителей.

Аттестация руководящего и педагогического персонала специ­альных (коррекционных) образовательных учреждений должна проводиться с ориентацией на человека: доброжелательное отно­шение к аттестуемым, проявление заинтересованности в специа­листе независимо от уровня его квалификации, установка на про­фессиональный рост специалиста.

Для реализации этих положений предлагается:

— ознакомление аттестуемого со всеми материалами методики
аттестации;

— ознакомление аттестуемого с назначенными экспертами (в
случае несогласия с той или иной кандидатурой он имеет право
дать ей отвод);

— предоставление аттестуемому самому выбирать и предлагать
для посещения уроки (занятия) — не менее трех (и самый удач­
ный, по его мнению, считается зачетным);

— выбор формы экзамена из предлагаемых аттестационной
комиссией оставлять за аттестуемым;

— при проведении аттестации обязательно учитывать индиви­
дуальные особенности аттестуемых.

ГЛАВА 5. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наши рекомендации