Неправильное построение предложения с косвенной речью

А). использование в придаточной части местоимений 1-го и 2-го лица допустимо только при передаче прямой речи: Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».

Исправим грамматическую ошибку: Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье». Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что он печально смотрит на свое поколенье.

Б). одновременное употребление союза ЧТО и частицы ЛИ в придаточной части СПП недопустимо: Я не заметил, что находится ли он в комнате.

Исправим грамматическую ошибку: Я не заметил, находится ли он в комнате.

ВАРИАНТ №1

Задание 1. Определите, каким должно быть согласование подлежащего и сказуемого.

1. Большинство студентов нашей группы успешно защитил... курсовой проект.2. Ещё один ряд предложений возник… у главного инженера.3. Меньшинство сотрудников всё-таки проголосовал... против.4. Группа студентов-первокурсников занима…тся в спортзале.5. Собака Кинг пропал… два дня назад.

Задание 2. Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ.

1.Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей. 2. Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему. 3. Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущается близость весны. 4. Режиссёр опирался и развивал в своей работе систему Станиславского. 5. Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни морозостойкости, ни другим показателям.

Задание 4. Найдите ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм и исправьте их.

1.Поезд пришёл согласно расписания.

2.На выставке не только представлена живопись, но и скульптура.

3.Современные публицисты печатают свои произведения на страницах журнала «Современника».

4.Машу особенно поразили те рыбы, степенно плавающие в огромном аквариуме.

5. Образ ПетраI появляется во многих произведениях Пушкина, восхищая и оценивая его.

6.Образ Кутузова появляется в романе Л.Толстого, восхищаясь и обдумывая его.

7.Роман «Евгений Онегин» знали и восхищались им.

ВАРИАНТ №2

Задание 1. Определите, каким должно быть согласование подлежащего и сказуемого.

1.Засеян… … сто двадцать гектаров. 2. Несколько сотрудников отказал…сь от сверхурочной работы. 3. Три заявления о приёме на работу лежал… на столе. 4. Прошл… четыре дня, обусловленные контрактом. 5. Администрация завода, особенно директора и главный инженер, много времени удел..т решению социальных проблем.

Задание 2. Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ.

1. А.С. Грибоедов не только был выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом. 2. В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и тепло домашнего очага. 3. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, а также внесценические персонажи. 4. Маяковский всю жизнь не любил и брезговал мещанством. 5. По этому роману созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.

Задание 3. Найдите ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм и исправьте их.

1.Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.

2.ФЯ хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира.

3.Те, кто не сдал рефераты, не будет допущен к экзамену.

4. Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами.

5. Текст принадлежит перу Д.С.Лихачёва, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия.

6.Призывая поэзию служить народу, Н.Некрасов пишет, что «я лиру посвятил народу своему».

7. По истечению срока давности документы сданы в архив.

ВАРИАНТ №3

Задание 1. Определите, каким должно быть согласование подлежащего и сказуемого.

1. Тридцать два человека работал… на новом участке.2. Сто сорок один депутат участвовал… в работе сессии.3. На строительство нового объекта получен... миллион долларов.4. Построен… три новых дома для переселенцев.5. Абсолютное большинство хорошо подготовлен… к сдаче экзамена.

Задание 2. Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ.

1. Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им. 2. Эта пьеса современна и злободневная. 3. Я не столько против дождя, сколько грязи. 4. Алексея удивляли её глаза, скромность и доверчивость.5. Для полного счастья мне не хватает хорошей учёбы, дисциплины и дедушки.

Задание 3. Найдите ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм и исправьте их.

1.Революция в науке началась благодаря появления новых статистических методов.

2.В.Набоков часто рассказывал о шахматных композициях в своих литературных произведениях, прежде всего в романе «Даре» и мемуарной книге «Других берегах».

3.Прочитав статью о достопримечательностях Таганрога, возникло желание увидеть всё собственными глазами.

4. Все, кто стоял в очереди, продолжал молчать.

5. Музеи городов должны не только сохранять квартиры великих людей, но и простых людей.

6.Чичиков скупает крепостных, числившимся ещё живыми.

7.Я понимаю то, что встречу перенесли из-за разногласий участников.

ВАРИАНТ №4.

Задание 1. Определите, каким должно быть согласование подлежащего и сказуемого.

1. Тысяча человек отправил...сь на переподготовку.2. Многие студенты нашего вуза работал... летом на производстве.3. Много сотрудников этого предприятия прошл... переподготовку в связи с требованиями, предъявленными к современному специалисту.4. Двое других свидетелей подписал … протокол.5. В Москву было свезен… девяносто тысяч пудов колокольной меди.

Задание 2. Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ.

1. У Марины стройная фигура и бодрое настроение. 2. Добрыня прекрасно играет на гуслях и в шахматы. 3. Когда хозяин был пьян, он бил посуду и мальчика. 4. Чехов высмеивал тех, кто были хамелеонами и тщеславными. 5. Не было слышно весёлых ребячьих голосов и ярких стенгазет.

Задание 3. Найдите ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм и исправьте их.

1.Каждый день прогуливаясь по набережной, меня не переставал восхищать «оград узор чугунный», о котором писал ещё А.С.Пушкин.

2.Рост народных восстаний заставило правительство принять меры.

3.Вся поэзия 1960 года, отвергнутой И.Бродским, была обращена к общественным темам.

4.Первая неделя соревнований принесла не только болельщикам большие разочарования, но и радости.

5.Образ поэта-пророка, созданные А.Пушкиным, определил и его собственную жизнь.

6.Герой А.Чехова жаждет о лучшей жизни.

7.Солнце чуть показалось из-за темно-синей горы, которой только привычный глаз мог бы различить от грозовой тучи.

Контрольные вопросы

1. Что регулируют синтаксические нормы?

2. Каковы правила употребления причастных и деепричастных оборотов?

3. Назовите основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм построения предложений с однородными членами.

Справочная литература:

Т. Ф. Иванова. Новый орфоэпический словарь русского языка.

С. И. Ожегов. Словарь русского языка.

А. Н. Тихонов. Орфографический словарь русского языка.

Содержание отчёта:

1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005

2. Цель работы

3. Задание

4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием

5. Ответы на контрольные вопросы

6. Выводы

Приложение А

(справочное)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(ОмГУПС (ОмИИТ))

структурное подразделение среднего профессионального образования

«Омский техникум железнодорожного транспорта»

(СП СПО ОТЖТ)

Специальность 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте

(железнодорожном транспорте)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №_

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дисциплина Русский язык и культура речи

Студент гр. АТМ – 000 - 1

(номер группы, курс)

__________________ И.В.Мишин

(подпись студента) (И., О., Фамилия студента)

________________

(дата)

Преподаватель

______________ Я.В.Иоч

(подпись преподавателя) (И., О., Фамилия преподавателя)

______________

(дата)

__________________________________

(оценка)

Омск 2016

Приложение Б

Пример оформления практической работы

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

Тема: Выявление ошибок на употребление форм слова.

Цель работы: формировать умение соблюдать морфологические нормы употребления имен существительных, имен прилагательных, имен числительных и местоимений; развивать навыки речевой культуры.

ВАРИАНТ № 4

Задание 1.Образуйте от данных существительных форму именительного падежа множественного числа. Поставьте ударения. В случае затруднений обращайтесь к словарю.

Ответ: профессорА

Задание 2. Определите род имен существительных. Подберите прилага­тельные, правильно согласуя их с существительными.

Ответ: кофе (м.р.)

Задание 3.Распишите числительные словами.

Ответ: в одна тысяча девятьсот шестьдесят седьмом году (п.п.)

Задание 4. Выберите нужную форму.

Ответ: ТЮЗ представил новый спектакль (театр юного зрителя – м.р.)

Задание 5.Исправьте ошибки, допущенные в образовании формы слова.

Ответ: заменяем самый красивый или красивейший(неправильно образована форма превосходной степени)

Контрольные вопросы

1. Что изучает грамматика?

Ответы на контрольные вопросы:

1. Грамматика – это раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их соединения и словосочетания, предложения и текст.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература

1. Голубева А.В. Русский язык и культура речи. Учебник и практикум для СПО. - М.: Издательство Юрайт 2016. Гриф УМО СПО.

https://www.biblio-online.ru/viewer/FCF791E6-1549-49A5-B679-2B70BA1D5464#page/1

2. Черняк В.Д. Русский язык и культура речи. 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО. - М.: Издательство Юрайт, 2016.

https://www.biblio-online.ru/viewer/8312A3D0-83CD-44A8-BCA8-3EFCA669AC45#page/1

Дополнительная литература

3. Камнева П.В. Шевченко Л.В. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. М., 2013.

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208667&sr=1

Справочно-библиографические и периодические издания:

4. Ульянова, О.А. Словообразовательный словарь современного русского языка / О.А. Ульянова ; под ред. О.А. Ульянова. - М. :Аделант, 2013. - 512 с. - ISBN 978-5-93642-348-2 ; То же [Электронный ресурс].

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241943

5. Климова, М.В. Орфографический словарь современного русского языка: 100 000 слов / М.В. Климова ; под ред. М.В. Климова. - М. :Аделант, 2014. - 800 с. - ISBN 978-5-93642-320-8 ; То же [Электронный ресурс]. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241890

6. Большой орфоэпический словарь : 100 000 слов, словоформ и словосочетаний. - М. : Дом Славянской Книги, 2012. - 928 с. (Шифр 81/Б 79-942202)

7. Большой словарь синонимов и антонимов русского языка : 100 000 слов и словосочетаний. - М. : Дом Славянской Книги, 2012. - 896 с. (Шифр 81/Б 79-812659)

8. Орфографический словарь русского языка : 70 000 слов. - СПб. : Виктория плюс, 2013. - 736 с. (Шифр 81/О-70-699685)

9. Гаврилова, А.С. Словарь синонимов и антонимов современного русского языка: 50 000 слов / А.С. Гаврилова ; под ред. А.С. Гаврилова. - М. :Аделант, 2014. - 512 с. - Библиогр.: с. 5. - ISBN 978-5-93642-341-3 ; То же [Электронный ресурс]. –

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241874

10. Свиридова, М.Н. Орфоэпический словарь современного русского языка / М.Н. Свиридова ; под ред. М.Н. Свиридова. - М. :Аделант, 2014. - 512 с. - ISBN 978-5-93642-362-8 ; То же [Электронный ресурс]. –

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241940

11. Свиридова, М.Н. Этимологический словарь современного русского языка / М.Н. Свиридова ; под ред. М.Н. Свиридова. - М. :Аделант, 2014. - 512 с. - ISBN 978-5-93642-360-4 ; То же [Электронный ресурс]. –

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241873

12. Ларионова, Ю.А. Фразеологический словарь современного русского языка / Ю.А. Ларионова ; сост. Ю.А. Ларионова. - М. :Аделант, 2014. - 512 с. - ISBN 978-5-93642-359-8 ; То же [Электронный ресурс]. –

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241893

13. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М. :Директ-Медиа, 2014. - 7602 с. - ISBN 978-5-4475-0719-0 ; То же [Электронный ресурс]. –

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253990

14. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие для академического бакалавриата / ред. В. Д. Черняк. - 2-е изд., перераб. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М. : Юрайт, 2016. -526 с.

https://www.biblio-online.ru/viewer/D7984554-6463-4744-8821-3BFB3546A11C#page1

Наши рекомендации