Обусловленные нарушением норм употребления местоимений
Вид ошибки | Примеры | Правильный ответ |
1. Неправильное употребление местоимения их, замена просторечным ихний | Не бери ихние вещи. | Не бери их вещи. |
2. Неправильное образование форм местоимений | К ему у меня только хорошие чувства. Я прошла мимо них. | К нему у меня только хорошие чувства. Я прошла мимо их. |
3. Неправильное употребление местоимения, создающего двусмысленность в понимании | У ослов длинные уши, и они могут возить на себе людей. | У ослов длинные уши, и эти животные могут возить на себе людей. |
ВАРИАНТ №1
Задание 1.Образуйте от данных существительных форму именительного падежа множественного числа. Поставьте ударения. В случае затруднений обращайтесь к словарю.
Дно, берег, директор, черт, корпус, образ, доктор
Задание 2. Определите род имен существительных. Подберите прилагательные, правильно согласуя их с существительными.
Конферансье, мадам, кредо, жалюзи, бигуди, воевода, тюль, умишко, шимпанзе, фрау.
Задание 3.Распишите числительные словами.
К 35864 прибавить 153; о 452 спортсменах; хозяин 46 участка.
Задание 4. Выберите нужную форму.
1. АЗС (крупная - крупное -крупный).
2. ВГИК (объявил - объявила) конкурс.
Задание 5.Исправьте ошибки, допущенные в образовании формы слова.
Шестистами учениками, наиболее решительнее, больше шестиста рублей, двое подружек, лежит на шкафе, пара туфлей, косвенных падежов, ихние письма, едь побыстрее, спелых абрикос.
ВАРИАНТ №2
Задание 1.Образуйте от данных существительных форму именительного падежа множественного числа. Поставьте ударения. В случае затруднений обращайтесь к словарю.
Договор, булка, цех, якорь, человек, тон, округ, ножницы.
Задание 2. Определите род имен существительных. Подберите прилагательные, правильно согласуя их с существительными.
Протеже, визави, сопрано, депо, судья, староста, пенальти, атташе, врач, портье.
Задание 3.Распишите числительные словами.
В 2083 году; к 11968 прибавить 16374; с 388 экскурсантами;
Задание 4. Выберите нужную форму.
1. (Закрывшийся, закрывшееся) НИИ.
2. (Районный, районная) ТЭЦ.
Задание 5.Исправьте ошибки, допущенные в образовании формы слова.
Вкусные торта, больше пятьдесят рублей, из полтора метров материи, более выше, двухстами предметами, смотрев вперёд, в двух тысяч пятом году эта работа более лучше, ихней работой, пришел более позднее.
ВАРИАНТ №3
Задание 1.Образуйте от данных существительных форму именительного падежа множественного числа. Поставьте ударения. В случае затруднений обращайтесь к словарю.
Ухо, лифт, инспектор, торт, аптекарь, котенок, мастер, профессор.
Задание 2. Определите род имен существительных. Подберите прилагательные, правильно согласуя их с существительными.
Бюро, гастроли, зазнайка, какаду, спагетти, метро, пальто, иваси, маэстро, портмоне.
Задание 3.Распишите числительные словами.
За 5849 рублями, из 944 вычесть 99, к 1783 прибавить 67.
Задание 4. Выберите нужную форму.
1. ЛДПР (выступил - выступила).
2. ОмГУПС (произвёл - произвела - произвело) набор абитуриентов.
Задание 5.Исправьте ошибки, допущенные в образовании формы слова.
Более лучший ответ, разъехайтесь, ехайте быстрее, мощные компьютера, ляжьте, много яблоков, более честнее, ихние дела, около пятиста фотографий, ляжь на спину.
ВАРИАНТ № 4
Задание 1.Образуйте от данных существительных форму именительного падежа множественного числа. Поставьте ударения. В случае затруднений обращайтесь к словарю.
Профессор, человек, катер, сторож, флигель, бухгалтер, хлеб, булка.
Задание 2. Определите род имен существительных. Подберите прилагательные, правильно согласуя их с существительными.
Мозоль, брюзга, кофе, тушь, леди, пьяница, пони, жюри, коллега, табель.
Задание 3.Распишите числительные словами.
О 739 спортсменах, в 1967 год, до 4 300 000 рублей.
Задание 4. Выберите нужную форму.
1.ТЮЗ (представил – представила – представило) новый спектакль.
2. ООН (выдвинул – выдвинула – выдвинуло) новую программу по охране природы.
Задание 5.Исправьте ошибки, допущенные в образовании формы слова.
Косвенных падежов, самый красивейший, больше шестиста рублей, наиболее решительнее, двое студенток, новые договора, несколько грамм, немного апельсин, блюдцев, более глубочайший.
Контрольные вопросы
1. Что изучает грамматика?
2. Каковы нормы употребления имен существительных?
3. Каковы нормы употребления имен прилагательных?
4. Каковы нормы употребления имен числительных?
5. Каковы нормы употребления местоимений?
Справочная литература:
Т. Ф. Иванова. Новый орфоэпический словарь русского языка.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка.
А. Н. Тихонов. Орфографический словарь русского языка.
Содержание отчёта:
1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005
2. Цель работы
3. Задание
4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием
5. Ответы на контрольные вопросы
6. Выводы
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
.
Тема: Стилистический анализ синтаксических структур в тексте.
Цель работы: совершенствование умений опознавать синтаксические ошибки, анализировать и исправлять их.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Синтаксические нормы регулируют грамматическую связь слов в словосочетаниях, правильность построения предложений.
Нарушения синтаксических норм условно можно разделить на две категории:
1) нарушение правил построения словосочетаний и предложений;
2) неудачное построение синтаксических конструкций, проявляющееся в том, что они порождают двусмысленность высказывания, комический эффект и т.п.
При нарушении синтаксических норм возникают грамматические ошибки.