Род некоторых существительных
Наибольшие трудности при определении рода вызывают несклоняемые существительные.
- Род заимствованных несклоняемых существительных, обозначающих лиц, чаще всего зависит от значения слова. Существительные, чаще всего обозначающие мужчин, мужского рода, а обозначающие женщин — женского рода.
Мужской род | Женский род | Род вариантен |
атташе денди импресарио кюре портье крупье маэстро конферансье буржуа | леди пери фрейлейн фрекен травести (актриса, исполняющая мужские и детские роли) инженю (амплуа актрисы, исполняющей роли наивных, простодушных девушек) | протеже (мужской и женский род в зависимости от пола обозначаемого лица) визави (мужской и женский род в зависимости от пола обозначаемого лица) инкогнито (мужской и средний род) |
2. Несклоняемые одушевленные существительные, обозначающие животных, в словарях квалифицируются как существительные мужского рода: динго, марабу, какаду, фламинго, шимпанзе. В тексте или устной речи, когда имеется в виду самка животного, согласование может происходить по женскому роду: кенгуру кормила детеныша; маленькую шимпанзе назвали Нинон.
Исключение: слово колибри по традиции может быть и мужского, и женского рода.
3. Несклоняемые неодушевленные существительные в основном относятся к среднему роду: безе, бра, желе, портмоне, амплуа, боржоми, контральто, медресе.
Но: кофе — муж. род (в разговорной речи допустим сред. род); пенальти — муж. и сред. род; жалюзи — множ. число (рода нет), галифе — множ. число и сред. род, мокко — муж. и сред. род.
В некоторых случаях значение рода у подобных существительных определяется родом существительного, обозначающего более широкий класс понятий: салями (колбаса), кольраби (капуста), цеце (муха), иваси (сельдь), авеню (улица) — существительные женского рода.
ОСНОВНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ,
ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЕМ НОРМ УПОТРЕБЛЕНИЯ
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Вид ошибки | Примеры | Правильный ответ |
1. Употребление одушевлённых существительных в падежной форме неодушевлённых и наоборот | Я нашёл огромного подберёзовика. | Я нашёл огромный подберёзовика. |
2. Неправильное определение рода | Эта тюль, эта бра | Этот тюль, это бра |
3. Неправильное употребление существительных в форме единственного либо множественного числа | вкусная консерва | вкусные консервы |
4. Неправильное образование форм множественного числа | директоры, пять помидор | директора, пять помидоров |
5. Неправильное образование форм единственного числа | стоял на мосте | стоял на мосту |
6. Склонение неизменяемых существительных | сидел в пальте | сидел в пальто |
7. Употребление изменяемых существительных как неизменяемых | с Игорем Северинец | с Игорем Северинцем |
ОСНОВНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ,
ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЕМ НОРМ УПОТРЕБЛЕНИЯ
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Вид ошибки | Примеры | Правильный ответ |
1. Неправильное образование кратких форм | Я нашёл огромного подберёзовика | Я нашёл огромный подберёзовика |
2. Употребление в полной форме прилагательных, не имеющих такой формы | Мы очень радые | Мы очень рады |
3. Употребление прилагательных-сказуемых в полной форме при наличии при них зависимых дополнений | Игорь больной гриппом. | Игорь болен гриппом. |
4. Неверный выбор формообразующего суффикса простой сравнительной степени | звончее, красивше | звонче, красивее |
5. Смешение простой и составной форм степеней сравнения | более глубже, наиболее известнейший | более глубокий или глубже, наиболее известный либо известнейший |
6. Смешение форм сравнительной и превосходной степени | наиболее сильнее, менее умнейший | наиболее сильный либо сильнее, менее умный |
7. Образование степеней сравнения тех прилагательных, которые данных форм не имеют | лысее, коричневее, более слепой | степень сравнения не образуется |
ОСНОВНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ,
ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЕМ НОРМ УПОТРЕБЛЕНИЯ
ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Вид ошибки | Примеры | Правильный ответ |
1. Неправильное образование формы количественных числительных | с пятистами шестидесяти семи студентами | с пятьюстами шестьюдесятью семью студентами |
2. Неправильное образование формы дробных числительных и сочетающихся с ними существительных | пятьдесят две целые три десятые метров | пятьдесят две целых три десятые метра |
3. Неправильное образование формы порядковых числительных | в две тысячном году, в двух тысяче седьмом году | в двухтысячном году, в две тысячи седьмом году |
4. Нарушение грамматической сочетаемости собирательных числительных и существительных | двое малышек, четверо козликов | две малышки, четыре козлика |
5. Образование составных собирательных числительных | двадцать трое | ___________ |
6. Нарушение согласования числительных оба (обе) и существительного | обоими руками, на обеих окнах | обеими руками, на обоих окнах |