Муниципальная жилищная политика
|
Схема 39. Структура жилищного фонда муниципального образования
Под жилищной политикой понимается целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по удовлетворению потребности граждан в жилище.
Государственная жилищная политика в России
Основы жилищной политики в современной России определены Законом РФ « Об основах федеральной жилищной политики» и федеральной программой « Жилище» на 2002-2010 гг., в которой указаны основные задачи в области обеспечения доступного жилья и жилищного строительства, разграничены функции федерального центра, регионов и муниципалитетов в жилищной сфере. Разработана международная программа развития жилищного строительства в России «Дом вашей семьи». В рамках программы «Жилище» разработаны подпрограммы «Свой дом» и «Сельский дом». Утвержден федеральный стандарт жилищной обеспеченности: 18кв. м общей площади на человека при составе семьи из трех нее человек, 42кв. м на семью из двух человек, 33 кв. м или однокомнатная квартира на семью из одного человека.
С начала перехода к рыночным отношениям основная часть государственного жилья в нашей стране была передана в муниципальную собственность, включая ведомственный жилищный фонд, передававшийся в процессе приватизации государственных предприятий. Более половины жилья, переданного в муниципальную собственность, приватизировано, т. е. передано в частную собственность, причем приватизация проводилась бесплатно.
Цели и задачи муниципальной жилищной политики
Муниципальная жилищная политика представляет собой совокупность систематически принимаемых решений и мероприятий с целью удовлетворения потребностей населения в жилье. Реализация жилищной политики является одной из основных задач муниципальных органов власти. В каждом муниципальном образовании должны быть установлены муниципальные нормативы жилищной обеспеченности, учитывающие местные условия.
Федеральный закон 2003 г относит к компетенции городских и сельских поселений и городских округов в сфере жилищной политики:
· обеспечение малоимущих граждан, прожинающих в поселении или городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;
· организация строительства муниципального жилищного фонда (вопросы его содержания относятся к жилищно-коммунальному комплексу и рассмотрены в главе 4);
· создание условий для жилищного строительства.
В рамках реализации этих задач органы местного самоуправления поселений и городских округов формируют муниципальную жилищную политику как систему мер, обеспечивающих (для малоимущих) либо содействующих обеспечению потребностей граждан в жилище на муниципальном уровне.
Основные рычаги реализации муниципальной жилищной политики:
· прямые экономические: целевое финансирование программ, проектов и мероприятий, хозяйственные договоры, муниципальные заказы и контракты;
· косвенные экономические: налоги, льготные кредиты, договорные цены и т. п.;
· нормативно-правовые.
Местные рынки жилья
В условиях рыночной экономики жилье неизбежно приобретает рыночную стоимость и цену, в силу чего на территории муниципального образования формируется местный рынок жилья. Местный рынок жилья представляет собой систему экономических отношений, субъектов, обеспечивающих перераспределение жилых помещений между собственниками. Жилье, в качестве товара, имеет ряд особенностей, представленных на схеме 40.
Принято разделять первичный и вторичный рынки жилья. Под первичным рынком понимается рынок нового жилья, вводимого в эксплуатацию. Под вторичным рынком понимается рынок жилья, освобождающегося по разным причинам: приобретение жилья на первичном рынке, переезд на другое место жительства, смерть.
Схема 40. Особенности жилья как товара
В условиях сокращения объемов нового жилищного строительства, снижения численности населения в России в целом и во многих муниципальных образованиях, а также активных миграционных процессов роль вторичного рынка жилья все более возрастает. Основная часть жилья приобретается гражданами в последние годы именно на вторичном рынке.
Регулирование рынка жилья может осуществляться с помощью государственных и местных программ по следующим направлениям:
· политика стимулирования предложения, которая осуществляется двумя основными методами: строительство государственного и муниципального жилья и субсидирование частного строительства;
· политика стимулирования спроса, т. е. субсидирование потребителей жилья через различные инструменты (пособия, сертификаты и т. д.);
· административное ограничение квартирной платы.
Направления регулирования рынка жилья реализуются с помощью соответствующих программ.
1. Жилищная помощь, включающая различные меры для улучшения жилищных условий и снижения стоимости жилья для малоимущих граждан.
2. Жилищная поддержка, предполагающая поддержку усилий местной администрации по улучшению качества жилья и оживлению заброшенных микрорайонов.
3. Ограничение максимального размера квартирной платы.
Источники и механизмы финансирования жилищного строительства
Местными источниками финансовых ресурсов для жилищного строительства могут быть бюджетные средства, амортизационные отчисления, плата, взимаемая с населения на капитальный ремонт жилья, налоги на имущество, страховые платежи. Однако все эти источники крайне ограничены. Лишь немногие предприятия могут позволить себе строительство жилья для своих работников за счет собственных средств.
Одним из главных источников в настоящее время являются средства населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий. При этом денежные доходы большей части населения не позволяют приобретать жилье даже на вторичном рынке. Решением данной проблемы является использование различных кредитных механизмов, важнейшим из которых является ипотека.
Муниципальные органы реализации жилищной политики
Для регулирования отношений в жилищной сфере в структуре местной администрации обычно создается специальное структурное подразделение (как правило, отдел или управление по учету и распределению жилья). Его основные обязанности:
· ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение жилья за счет муниципальных или государственных средств;
· установление очереди на получение жилья, в том числе по различным льготным категориям;
· предоставление жилья из муниципальных и иных жилищ-фондов в порядке установленной очереди.
В крупных городах эта структура может быть построена по районам (округам). Для решения вопросов приватизации муниципального жилья, регулирования вторичного рынка жилья и содействия строительству жилья с участием средств населения во многих городах создаются специальные муниципальные учреждения: агентства, жилищные центры и т. д.
§4.Муниципальное управление охраной здоровья населения
Правовой основой деятельности органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения является Конституция РФ, федеральные законы «О медицинском страховании граждан в РФ», «О лекарственных средствах». «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и иные нормативные правовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения.
Конституция РФ определяет здравоохранение как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов. Основной объем массовых видов медицинской помощи населению оказывается на муниципальном уровне.
Муниципальная система включает в себя находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения, ведомственные учреждения фармацевтические учреждения, располагающиеся на территории муниципального образования, а также органы муниципального управления охраной здоровья населения (схема 41).
Схема 41. Система здравоохранения на территории муниципального образования
Субъектами здравоохранительной деятельности на муниципальном уровне являются муниципальные учреждения, номенклатура которых утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Органы местного самоуправления осуществляют не только оптовую закупку лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений, но и контроль за деятельностью всех фармацевтических учреждений на территории муниципального образования, независимо от формы собственности, так как лекарственное обеспечение населения является одной из важнейших социальных задач. Федеральным законодательством для ряда категорий населения установлены широкая система льгот при оплате лекарственных средств, бесплатный отпуск отдельных лекарств по рецептам врачей, а также лекарственных средств при лечении в медицинских стационарах, для чего требуются крупные бюджетные расходы. Однако государство далеко не полностью компенсирует муниципальным органам расходы, связанные с льготной и бесплатной выдачей лекарств.
Для муниципальных учреждений местная администрация может выдавать муниципальный заказ на лекарственное обслуживание населения и устанавливать предельный размер надбавок к оптовым ценам на лекарственные средства. В условиях бюджетного дефицита органы местного самоуправления вынуждены жестко подходить к установлению льгот на лекарственные средства, ограничивать суммы муниципального заказа.
Одной из важных задач органов местного самоуправления является обеспечение санитарного благополучия населения. Во взаимодействии с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют местные программы обеспечения санитарного благополучия населения.
Финансирование муниципального здравоохранения
Одной из самых сложных проблем муниципального здравоохранения является его финансирование, которое носит многоканальный характер (схема 42).
За счет бюджетных средств финансируются профилактические мероприятия, обеспечиваются санитарно-эпидемиологическое благополучие на территории, детское здравоохранение, лечение отдельных заболеваний (туберкулез, психические заболевания).
Схема 42. Источники финансирования муниципального здравоохранения
Система обязательного медицинского страхования состоит в бесплатном предоставлении гражданам определенного набора медицинских услуг, за счет средств государственного внебюджетного Фонда обязательного медицинского страхования (фомс). Этот набор определяется в перечнях, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (региональные и муниципальные программы обязательного медицинского страхования). Источником средств ФОМС являются страховые наносы, уплачиваемые работодателями за своих работников в составе единою социального налога. Нормативы взносов устанавливаются федеральным законом. За неработающее население страховые взносы до недавнего времени выплачивались из местных бюджетов, причем муниципальные образования были крупными должниками ФОМС, Затем эти функции были переданы органам государственной власти субъектов РФ. Страховые организации, в распоряжение которых поступают средства ФОМС, заключают договоры с лечебно-профилактическими учреждениями и оплачивают оказанные ими медицинские услуги по фактически пролеченному количеству пациентов и характеру оказанных услуг. Таким образом, пациент, имеющий полис обязательного медицинского страхования, в принципе имеет возможность выбора между лечебно-профилактическими учреждениями, что позволяет создать конкурентную среду в медицинском обслуживании и повысить его качество. Фактически система обязательного медицинского страхования работает неустойчиво и нуждается в серьезном реформировании.
Договор добровольного медицинского страхования может быть заключен со страховой организацией гражданином, желающим бесплатно получать отдельные дополнительные медицинские услуги, не включенные в региональные и муниципальные программы обязательного медицинского страхования.
Остальные медицинские услуги оказываются на платной основе, причем органы местного самоуправления утверждают цены и тарифы на услуги, оказываемыемуниципальными лечебно-профилактическими учреждениями. Они устанавливаются с учетом специфики муниципальных организаций здравоохранения, или оказываемых ими услуг, структуры потребностей в них населения, местных особенностей и других факторов.
В качестве дополнительных источников финансирования муниципального здравоохранения могут рассматриваться доходы от ценных бумаг, банковские и другие кредиты, безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования, иные источники, не запрещенные законодательством РФ.
Для осуществления собственной и переданной компетенции в области охраны здоровья населения органы местного самоуправления создают управленческие структуры в форме отделов (комитетов, управлений) здравоохранения. В небольших муниципалитетах либо выделяется ставка специалиста по вопросам здравоохранения в комплексном отделе социальной политики, либо полномочия по управлению здравоохранением возлагаются на главного врача территориального медицинского объединения (ТМО).