Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений

Проблема муниципального регулирования занятости населения

Занятость – это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственной деятельности.

Проблема занятости населения является одной из важнейших длямуниципального образования. В поселениях, находящихся в стадии стагнации и упадка,безработица - главная социальная проблема. Кроме собственно занятости как наличия рабочего места, у этой проблемы есть еще дна аспекта. Это, во-первых, уровеньи регулярность выплаты заработной платы, определяющие уровень материального благосостояния населения и объемы налоговых поступлений в местные бюджеты, и, во-вторых, условия труда, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и продолжительность жизни человека.

Сложность муниципального регулирования вопросов занятости населения состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры федеральной службы занятости.

Государственная политика и разграничение полномочий в сфере занятости

Основы государственной и муниципальной политики в сфере занятости формируются на федеральном уровне. Приняты Закон РФ «О занятости населении в Российской Федерации», Трудовой кодекс РФ, другие законодательные акты.

Основные функции органов государственной власти в сфере занятости представлены в таблице 12.

Федеральный закон 2003 г. не возлагает на органы местного самоуправления каких-либо функций и полномочий в сфере занятости.

Таблица 12.

Функции федеральных и региональных органов государственной власти в сфере занятости

Федеральный уровень Уровень субъектов РФ
Разработкаи реализация государственной политикив сфере занятости, ее нормативно-правовое обеспечение Разработка региональной политики занятости на основе государственной политики и с учетом местных условий, ее нормативно-правовое обеспечение
Разработкаи финансирование федеральных программсодействия занятости. Разработкаи обеспечение действия экономических механизмов регулирования рынкатруда Разработка и финансирование региональных целевых программ занятости населения, в том числе программ поддержки малого бизнеса
Формирование и обеспечение функционирования Федеральной службы занятости с ее региональными и местными органами Организация взаимодействия с территориальными и местными органами Федеральной службы занятости
Координация и контроль деятельности федеральных министерств и ведомств и органов государственной власти субъектов РФ в сфере занятости Координация и контроль деятельности управляющих структур региона, муниципальных образований, общественных и других организаций в сфере занятости
Организация подготовки и переподготовки кадров для органов занятости Организация подготовки и переподготовки кадров для органов занятости региона
Научно-информационное и методическое обеспечение деятельности органов занятости Информационное обеспечение деятельности органов занятости региона
Организация обмена опытом работы в сфере занятости, в том числе с зарубежными странами Обмен опытом работы в сфере занятости между муниципальными образованиями региона, с другими регионами и зарубежными странами


Однако муниципальные органы разрабатывают и реализуют во взаимодействии с государственными органами муниципальные программы занятости населения, программы поддержки малого бизнеса, молодежного предпринимательства и т. п., взаимодействуют с биржами труда и частными посредническими фирмами. Элементы системы регулирования рынка труда представлены на схеме 38.

Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений - student2.ru

Схема 38. Основные элементы регулирования рынка труда на территории муниципального образования

Роль органов местного самоуправления в решении вопросов занятости и трудовых отношений может заключаться в следующем:

· разработка и реализация системы экономических и других механизмов, регулирующих вопросы занятости, местного рынка труда и трудовых отношений;

· координация и контроль за деятельностью в этой области управляющих структур муниципалитета, предприятий, общественных и других организаций, создание (при необходимости) муниципальной службы занятости;

· оказание информационной поддержки людям, ищущим работу (издание бюллетеней, содержащих предложения работодателей, публикация вакансий, информация о ярмарках рабочих мест, создание телефонной информационно-консультационной службы, клубов безработных и т. п.);

· создание муниципальной службы профориентации выпускников школ и учебных заведений начального и среднего профессионального образования;

· создание муниципального попечительского совета для содействия в трудоустройстве выпускников школ и профессиональных учебных заведении, включающего представителей последних, работодателей, профсоюзов, администрации муниципального образования;

· формирование муниципального банка вакансий, сезонных и временных рабочих мест;

· формирование заказа на общественные работы на территории муниципального образования;

· создание центра социально-психологической адаптации (психологическая поддержка незанятого населения и безработных, психологический тренинг начинающих предпринимателей и т. п.);

· организация муниципального бизнес-инкубатора для начинающих предпринимателей;

· образование муниципального учебно-методического центра профессиональной переподготовки взрослого населения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;

· организация и проведение мониторинговых исследований рынка труда с целью прогнозирования отраслевой и профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу.

Наши рекомендации