Муниципальное управление транспортным комплексом
Особенности управления транспортным комплексом города
Федеральный закон 2003 г. относит к компетенции поселений создание условий предоставления транспортных услуг и организацию транспортного обслуживания населения в границах поселения, а к компетенции муниципальных районов -межпоселенческие перевозки в границах района. Особую проблему представляет муниципальное регулирование пассажирских перевозок вусловиях конкуренции муниципального и частного транспорта.
Особенности организации управления транспортным комплексом города, показаны на схеме 24.
Схема 24. Особенности транспортного комплекса города
Распределение пассажиров по маршрутам определяется с помощью коэффициента неравномерности, характеризующего наполняемость подвижного состава по длине маршрута. Он представляет собой отношение произведения максимального числа пассажиров на длину перегона к общему объему работы транспорта на данном направлении. Этот коэффициент используется при расчете маршрутной системы города.
Муниципальное управление организацией пассажирских перевозок в городе призвано обеспечить удовлетворение потребностей всех слоев населения с минимальными потерями времени. Режим работы транспорта должен быть увязан с графиком работы крупных градообразующих предприятий.
Задачи муниципального управления транспортом
· обеспечение надежного состояния транспортных линий и развитие магистралей;
· модернизация систем организации транспортного движения, диспетчеризация и контроль качества транспортного обслуживания населения;
· приведениемуниципального подвижного состава в надлежащее состояние, соответствующее техническим параметрам и нормативам;
· обеспечение безопасности перевозок.
Функции органов местного самоуправления по управлению транспортным комплексом города показаны на схеме 25.
Схема 25. Функции органов местного самоуправления в сфере транспорта
Органы местного самоуправления могут быть наделены государственными полномочиями по финансированию муниципальных и частных транспортных предприятий для компенсации перевозки льготных категорий пассажиров (при условии получения субвенций из федерального или регионального бюджета).
В условиях многообразия форм собственности на транспортные средства и конкуренции муниципального и частного транспорта основными механизмами регулирования пассажиропотоков выступают муниципальный заказ на перевозки и диспетчеризация перевозок.
Обобщающие показатели работы городского пассажирского транспорта показаны на схеме 26.
Схема 26. Показатели работы городского пассажирского транспорта
В системе городского транспорта большинства российских городов накопилось много сложных проблем.
Одна из них - проблема контроля оплаты за проезд. Для ее решения в некоторых городах России стимулируют для этого покупку проездных билетов различного срока пользования и дальнейшее проведение денежно-вещевых лотерей по номерам купленных билетов.
Другая проблема - износ подвижного состава. В большинстве городов России муниципальный пассажирский транспорт изношен практически наполовину Средств городского бюджета, а также части выручки муниципальных пассажирских предприятий не хватает для ремонта подвижного состава, поскольку большая их часть идет на компенсацию проезда льготных категорий населения. Повышение стоимости проезда вызывает лишь отток пассажиров в частные автобусы, в результате чего муниципальный транспорт работает «вхолостую».
Серьезной проблемой многих городов является дорожная сеть, ее пропускная способность. Необходимы путепроводные развязки, объездные дороги; в отдельных случаях необходимо расширять проезжую часть улиц, что крайне сложно. С учетом состояния дорожной сети должен производиться выбор типа подвижного состава транспорта.
Массовая автомобилизациявызвала необходимость создания большого комплекса сервисных служб, обеспечивающих работу транспорта. Серьезную проблему составляет организация стоянок индивидуального транспорта (паркингов) на территории города, строительство коллективных гаражей, в том числе многоэтажных, в центре города. В некоторых новых жилых домах первые этажи и подвалы планируются как гаражи, что удобно жильцам. Другая проблема - автозаправочные станции и пункты, мойки, мастерские срочного ремонта и шиномонтажа. Они должны размещаться по всей территории города.
Необходима увязка работы внутригородского и внешнего транспорта. Управление объектами внешнего транспорта (железнодорожные и автовокзалы, речные и морские порты, аэропорты и т. п.) осуществляется, как правило, государственными предприятиями или крупными акционерными компаниями. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить «стыковку» этих объектов с маршрутами внутригородского транспорта, сетью предприятий торговли и общественного питания, другими городскими службами.
Критерии эффективности функционирования городского транспорта
Критерии эффективностифункционирования муниципального пассажирского транспорта могут быть разделены на две группы, представленные на схеме 27.
Схема 27.Критерии эффективности функционирования муниципального пассажирского транспорта
Используемые во взаимосвязи критерии эффективности работы и критерии эффективности управлении способны достаточно емко характеризовать систему городского пассажирского транспорта как субъект и объект муниципального управления
Органы муниципального управления транспортом
В администрациях большинства крупных городов есть структурные подразделения, ведающие вопросами городского транспорта. Предпочтительной является схема с единым структурным подразделением, которое занимается вопросами транспорта, содержания городских дорог. Перспективна также схема с выделением в отдельную структуру (муниципальное учреждение) службы муниципального заказчика транспортных услуг. В этом случае за структурным подразделением администрации закрепляются вопросы нормативно-правового регулирования транспортной деятельности на территории муниципального образования и финансирования перевозки льготных категорий пассажиров через систему муниципального заказа. Служба заказчика распределяет объемы перевозок между муниципальными и частными перевозчиками, устанавливает графики движения, осуществляет диспетчерский контроль.